Документальное оформление поступления материалов. Практикум

Разделы: Технология


Цель урока:

1. Вторичное осмысление уже известных знаний, пробное применение знаний, упражнение по образцу с целью выработок безошибочного их применения.

2. Развитие умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и  навыки. Развитие чувства времени.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, проявления настойчивости в   завершении задания.

Тип урока: Комбинированный

Оснащение: Методические материалы, конспекты лекций, калькуляторы, дыроколы, компьютер, видеопроектор, приложения в виде компьютерных файлов, индивидуальные папки, пакет документов:

Папка “Документы-основания”:

  1. Приложение 1.1 “Исходные данные”
  2. Приложение 1.2 “Задание”
  3. Приложение 1.3. “Счет № 35”
  4. Приложение 1.4 “Накладная № 12”
  5. Приложение 1.5 “Счет-фактура № 5”
  6. Приложение 1.6 “Счет №29”
  7. Приложение 1.7 “Накладная №28”
  8. Приложение 1.8 “Счет-фактура №92”

Папка “Чистые бланки для заполнения”:

  1. Приложение 2.1 “Платежное поручение”
  2. Приложение 2.2 “Приходный ордер”
  3. Приложение 2.3 “Журнал счет-фактур”
  4. Приложение 2.4 “Книга покупок”
  5. Приложение 2.5 “Платежное поручение ”
  6. Приложение 2.6 “Доверенность”
  7. Приложение 2.7 “Журнал доверенностей”
  8. Приложение 2.8 “Приходный ордер”

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала по теме “Документальное оформление поступления материалов”. Экспресс-опрос:

  1. Какие документы необходимы для получения материалов со склада иногородних поставщиков (наряд и доверенность)?
  2. Какие сопроводительные документы выписывает поставщик покупателю (товарно-транспортная накладная, накладная на отпуск материалов, счет-фактура …)?
  3. Расскажите порядок приема на склад материалов (Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия, и сдает зав.складу, который проверяет соответствие количества и качества материала данным сопроводительных документов. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Учет движения и остатков осуществляют в карточках складского учета)?
  4. Каким документом оформляется принятие на склад материалов (Приходный ордер)?
  5. На основании каких документов заносятся данные в приходный ордер(ТТН, накладная, счет-фактура)?
  6. В каком случае разрешается оприходование материалов без приходного ордера (при неотфактурованных поставках)?
  7. В каком случае составляется акт о приеме материалов (в случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным поставщика)?
  8. Какой документ подтверждает приобретение материалов подотчетным лицом (товарный счет или акт-справка+кассовый чек)?
  9. Срок действия доверенности и где она регистрируется (не более 15 дней, регистрируется в журнале учета доверенностей)?
  10. Какой документ составляется для выделения из стоимости материалов суммы НДС(счет-фактура)?
  11. Когда и какой документ составляется для возврата НДС по поступившим материалам из бюджета (по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров в книге покупок – по более поздней дате)?

3. Заполнение документов по плану:

  1. Ознакомить учащихся с исходными данными, документами-основаниями и заданием.
  2. Предоставление чистых бланков для заполнения.
  3. Рассмотрение общей схемы движения документов при поступлении материалов (путем обсуждения с учащимися).
  4. Рассмотрение этой схемы на практическом примере (операция 1-3).
  5. Самостоятельное заполнение документов аналогично примеру (операция 4-6).

4. Подшивка документов в папку.

5. Подведение итогов.

Примечание: При заполнении документов идет параллельное обсуждение с учащимися изученной ранее информации применительно к заполняемым документам.

Лекция

Для начала рассмотрим общую наиболее распространенную схему оформления процесса поступления материалов на предприятие:

Операция

Основание

Документ

  • Оплата

Счет поставщика

Платежное поручение

  • Поступление материалов

Накладная на отпуск материалов

Приходный ордер

  • Оформление счетов- фактур (НДС)

Счет-фактура поставщика

- Журнал счетов фактур полученных

- Книга покупок

Итак, процесс поступления материалов на предприятие оформляется в три этапа:

  1. Оплата за материалы
  2. Непосредственно поступление материалов
  3. Оформление счетов фактур

Оплата поставщикам за материалы оформляется в следующем порядке:

  1. Поставщик предоставляет покупателю счет на оплату, в котором указывается перечень отпускаемых мате6риалов и общая сумма
  2. На основании данного счета покупатель выписывает банку платежное поручение на данную сумму и соответственно оплачивает.

Поступление материалов предполагает следующий порядок составления документов:

  1. Документов, подтверждающим факт получения материалов со склада поставщика является накладная на отпуск материалов на сторону, (второй экземпляр), который покупатель получает при отгрузке материалов.
  2. Итак, вместе с накладной покупатель привозит материалы на склад своего предприятия. На основании данной накладной составляется приходный ордер, который подтверждает, что ваш сотрудник всё-таки довёз до места назначения ТМЦ и сдала их на склад. Естественно, что при сдаче материала на склад необходимо проверить соответствие данных накладной, с фактическими данными. Если расхождений нет, то составляется приходный ордер, если же есть, то составляется акт приёмки материалов где указывается данные о фактически полученных материалов.

Оформление счетов-фактур.Процесс оформления поступления материалов не будет закончен без оформления счетов-фактур. Если быть более точными, то счет-фактура скорее составляется для учета налога на добавленную стоимость, который содержится в цене материалов, а значит поступает на предприятие одновременно с материалами.

Счет фактура выписывается поставщикам в двух экземплярах. Оригинал вы должны получить в течение 10 дней, или одновременно с получением материалов. Факт получения счёт фактуры от поставщика фиксируется в журнале счетов фактур полученных.

В книге покупок, же отдельно выделяется сумма НДС и фиксирует факт возврата НДС по поступившим материалам из бюджета.

Перейдём к заполнению документов…Перед Вами две папки. Папка №1 “Документы-основания” и Папка №2 “Чистые бланки для заполнения”. В одной представлены исходные данные, задание и документы-основания; в другой – чистые бланки документов соответственно.

Для начала рассмотрим исходные данные и реквизиты фирм. Эти данные находятся в папке №1. Наша фирма – МП “Орион”. Ниже перечислен основной административно-управленческий персонал. Далее представлены реквизиты и основной АУП поставщиков: ЧП “Визит” и ООО “Оптовый склад Экспромт”.

Обратимся к заданиям и рассмотрим документальное оформление движения материалов на примере первых трех операций. Журнал операций представлен в следующем виде…

Содержание операций Д К Сумма Основание Документы

1

2

3

4

5

6

7

 

04.09.05 Выписано платежное поручение №64

С расчетного счета оплачен счет от 03.09.05 фирмы ООО “Опт.склад Экспромт”

    10694 Счет

№ 35 от 03.09.05

Платежное поручение №64
 

04.09.05 С оптового склада “Экспромт” по накладной № 12 на основании оплаты счета № 35 были получены следующие материалы:

- белила

- Олифа

- Дюбель-гвоздь

     

 

 

1872

1440

560

Накладная

№ 12 от 04.09.05

Приходный ордер №1.
 

06.09.05 Поступила счет фактура на предприятие.

На основании счет-фактуры № 5 от 05.09.05 был возмещен НДС по поступившим и оплаченным материалам из бюджета

    1782

 

 

1782

счет-фактура

№ 5 от 05.09.05

 

- журнал счет-фактур полученных

- Книга покупок

Рассмотрим первую операцию…

Оплата за материалы

Содержание операций Д К Сумма Основание Документы
 

04.09.05 Выписано платежное поручение №64.

С расчетного счета оплачен счет от 03.09.05 фирмы ООО “Опт.склад Экспромт”

    10694 Счет

№ 35 от 03.09.05

Платежное поручение

Иными словами, поставщик нам предоставил счет № 35 3 сентября, который мы оплачиваем 4 сентября 2005 года. Для того чтобы наш банк оплатил10694 руб, мы должны отправить ему платежное поручение, которое составляем на основании счета № 35 от 3 сентября.

Для начала найдём документы – основание счет № 35 от 03.09.05 и документ, который будем заполнять (бланк) - платежное поручение. (При помощи диапроектора на экран выводятся документ-основание и чистый бланк <Приложение 1>. Одновременно с объяснением ассистент учителя заполняет в компьютере изначально чистые бланки документов. Результаты параллельно выводятся на экран через диапроектор.) Рассмотрим счет № 35.

В верхней части документа указаны адрес и реквизиты фирмы – поставщика ООО “Оптовый склад Экспромт”, а также образец заполнения платежного поручения (т.е. при заполнении впоследствии платежного поручения данные мы будем брать из этой таблицы).

Причем, обратите внимание, что в образце заполнения, (как и в самом платежном поручении), даются два реквизита “счет №”. Ниже БИКа всегда пишется номер корреспондентского счета банка. Во втором реквизите “счет №” указывается № расчетного счета

Далее дается название, № и дата документа (счет № 35 от 3 сентября 2005 года). Заказчиками являемся мы, т.е. МП “Орион”, плательщиками тоже. Ниже в табличной части указывается перечень материалов, которые в последствии будут поставлены, их количество, цена, сумма и общая сумма к оплате.

ООО “Опт.склад Экспромт”

Адрес: 678140, Респ.Саха, Ленский, Ленск, Чапаева 85, тел.: 2-35-85

Образец заполнения платежного поручения

ИНН 1234567890 КПП  

Сч.№

 

42308810150096001988

Получатель

ООО “Опт. склад Экспромт”

Банк получателя Сбербанк 5045, Ленск БИК 044030733

30101810500000000734

Сч.№

СЧЕТ № 35 от 3 сентября 2005 г

Заказчик: МП “Орион”

Плательщик: Он же

Наименование товара Единица измерения Количество Цена Сумма
1 Белила кг 12 187,17 2246
2 Олифа кг 8 216 1728
3 Дюбель-гвозди кг 70 96 6720

Итого

Без налога (НДС)

Всего к оплате

10694
8912
10694
Всего наименований 3, на сумму

Десять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля

Руководитель предприятия____________________(Федоров В.Г.)

Главный бухгалтер___________________________(Иванцова О.Г.)

Практически все банковские документы заполняются в электронном виде (печатном), однако мы заполним их вручную, для того, чтобы знать какие реквизиты и как заполняются. Подписывает главный бухгалтер и руководитель предприятия. Итак, приступим к заполнению… Найдите, пожалуйста, в папке №2 “Платежное поручение”.

Практически все реквизиты записываются в ячейке в левом верхнем углу. (При заполнении документов необходимо стремиться, чтобы учащиеся догадывались сами в какой реквизит какие значения записывать и откуда их брать. Для этого задаем наводящие вопросы.) Рассмотрим вторую операцию из вашего задания…

Поступление материалов

Содержание операций Д К Сумма Основание Документы
 

04.09.05 С оптового склада “Экспромт” по накладной № 12 на основании оплаты счета № 35 были получены следующие материалы:

- белила

- Олифа

- Дюбель-гвоздь

     

 

1872

1440

560

Накладная

№ 12 от 04.09.05

Приходный ордер

Иными словами … Мы оплатили счет №35 от 03.09.05.Следующим этапом идет поступление материалов. На склад материалы поступают в сопровождении накладной №12 от 4 сентября, которую выписал поставщик. Обязательно проверяем соответствие данных накладной и фактического наличия материалов и заносим их в Приходный ордер.

Приходный ордер подтверждает поступление материалов на склад предприятия. Рассмотрим документ-основание в папке №1 “накладную №12”. (При помощи диапроектора на экран выводятся документ-основание и чистый бланк <Приложение 2>. Одновременно с объяснением ассистент учителя заполняет в компьютере изначально чистые бланки документов. Результаты параллельно выводятся на экран через диапроектор). Здесь указаны наименования, количество, цена материалов.

НАКЛАДНАЯ № ___12_____

на отпуск материалов на сторону Форма по ОКУД

Организация __ООО Оптовый склад Орион"_____________________________________________________по ОКПО

Дата составления

Код вида операций

Отправитель

Получатель

Ответственный за поставку

Структурное подразделение

Вид деятельности

Структурное подразделение

Вид деятельности

Структурное подразделение

Вид деятельности

Код исполнителя

04.09.05

 

Основной склад

           
Основание ___счет № 35 от 03.09.05___________________________________________________________________

Кому_____МП “Орион”_________________________________________ Через кого ___________________________

Корреспондирующий счет

Материальные ценности

Единица измерения

Количество

Цена, руб. коп.

Сумма без учета НДС,

руб. коп.

Сумма НДС,

руб. коп.

Всего с учетом НДС, руб. коп.

Номер

Пор.№ записи по склад. Картотеке

Cчет суб-счет Код аналит уч. Наимен, сорт, размер, марка Номенклат.№ Код Наименов Надлежит отпустить Отпущено инвентарный Паспорта

10.1

 

Белила

010

166

Кг

12

12

156.00

1872.00

374.40

2246.40

     

10.1

 

Олифа

011

166

Кг

8

8

180.00

1440.00

288.00

1728.00

     

10.1

 

Гвоздь

012

166

кг

70

70

80.00

5600.00

1120.00

6720.00

     
                 

8912

1782,4

10694.0

     
Всего отпущено ______________________три ____________________________________________________________ наименований прописью

на сумму _Десять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля 40 копеек, в том числе сумма НДС Одна тысяча семьсот восемьдесят два рубля сорок копеек

прописью

отпуск разрешил Директор ______ Федоров Главный бухгалтер ______ Иванцова О.Г.

подпись подпись

отпустил Кладовщик ______ Васнецов Получил Кладовщик __________ Васнецов

подпись подпись

При более подробном рассмотрении, могут возникнуть некоторые вопросы. По данной накладной №12 мы получаем материалы, которые были указаны в счете №35 и за которые мы заплатили. Давайте сравним данные Табличной части накладной №12 и счета №35. Общая сумма и кол-во счета №35 и накладной №12 соответствуют между собой, 10694 руб. Однако цена за единицу, например по белилам в счете №35(187,2) больше чем цена в накладной №12(156). Это происходит потому, что цена указанная в счете №35 содержит НДС, а цена указанная в накладной №12 НДС не содержит. В накладной №12 НДС выделен в отдельную колонку, поэтому итоговые суммы и остаются одинаковыми.

Приходуем материалы (записываем в приходный ордер) на основании накладной №12(без НДС), поэтому цену указываем в приходном ордере без НДС (156). Приступим к заполнению приходного ордера…

Оформление счетов-фактур.

Содержание операций Д К Сумма Основание Документы
 

06.09.05 Поступила счет фактура на предприятие.

На основании счет-фактуры № 5 от 05.09.05 был возмещен НДС по поступившим и оплаченным материалам из бюджета

   

1782

1782

Счет-фактура № 5 от 05.09.05

- журнал счет-фактур полученных

- Книга покупок

Иными словами … 6 сентября от поставщика была получена счет-фактура №5. Данная счет фактура дает основание на возврат из бюджета налога на добавленную стоимость. Факт поступления счет фактуры №5 мы должны зафиксировать в журнале учета счетов фактур полученных. А также занести данные в книгу покупок, что будет означать возврат из бюджета НДС по полученным материалам. (При помощи диапроектора на экран выводятся документ-основание и чистый бланк <Приложение 3>. Одновременно с объяснением ассистент учителя заполняет в компьютере изначально чистые бланки документов. Результаты параллельно выводятся на экран через диапроектор.)

При заполнении журнала учета счетов фактур, необходимо иметь в виду, что в колонке “Дата” – записывается дата поступления счет фактуры на предприятии, а в колонке “Оприходовано” проставляется дата составления приходного ордера.

При заполнении книги покупок, необходимо знать, что “Дата оплаты счет-фактуры поставщика” – это и есть дата составления платежного требования.

Содержание операций Д К Сумма Основание Документы

4

07.09.05

С расчетного счета оплачен счет № 29 от 06.09.05 от ЧП “Визит”

    1171200 счет

№ 29 от 06.09.05

Платежное поручение

5

08.09.05

С иногороднего склада ЧП “Визит” по накладной № 28 (доверенность № 12 от 08.09.05) через Семакина А.Т. поступили следующие материалы:

- пиломатериалы

- кирпич

- цемент

    36000

840000

100000

Накладная

№ 28 от 08.09.05

- Доверенность

- Журнал учета доверенностей

Приходный ордер

6

18.09.05 Поступила сч-ф на предпр

На основании счет-фактуры № 92 от 08.09.05 был возмещен НДС по материалам из бюджета

    195200

195200

счет-фактура № 92 от 18.09.05 - журнал счет-фактур полученных

- Книга покупок

Выше в 1-3 операции мы вместе с вами рассмотрели, как заполняются документы по поступлению материалов. Далее вам предоставляется возможность попрактиковаться в заполнении документов по поступлению. Для этого в папке №1 найдите задание. Вам необходимо самостоятельно по аналогии заполнить документы по операциям 4-6.

Документы по четвертой операции заполняются по аналогии с первой. Нам поступил счет №29, на основании которого мы выписываем платежное поручение.

Что касается пятой операции, - необходимо помнить, что при приобретении материалов с иногородних складов нужно выписать доверенность. Порядок оформления данной операции следующий….Прежде чем забирать материалы с иногородних складов, на получение материалов нами выписывается доверенность на Семакина А.Т. и данные этой доверенности фиксируются в книге учета выданных доверенностей. Далее Семакин с этой доверенностью и копией платежного поручения прибывает на склад поставщика ЧП “Визит” и получает материалы. Саму же доверенность оставляет у поставщика. (Доверенность и книгу учета доверенностей учащиеся заполняют карандашом самостоятельно, после чего учитель публично рассматривает порядок заполнения данных документов.)

Далее прядок получения материалов и заполнения документов аналогичен второй операции. При отпуске материалов поставщик выписывает нам накладную на отпуск материалов на сторону, с которой мы прибываем на склад нашего предприятия.

На основании этой накладной выписываем приходный ордер. Данные этой накладной указываются в книге учета доверенностей и подтверждают выполнение поручения.

Документы по шестой операции заполняются аналогично третьей. Нам поступила счет фактура по поступившим материалам. Нам необходимо заполнить журнал учета счетов-фактур и книгу покупок. Данные заносим в уже начатые книгу покупок и журнал учета счетов-фактур.