Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок химии по теме: "Необратимые реакции ионного обмена". 8-й класс

Разделы: Преподавание химии


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. Обеспечить в ходе урока формирование понятия реакции ионного обмена, научить учащихся определять практически возможные реакции. Выработать умение составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
  2. Продолжить формирование обще учебных умений и навыков:
         на основе наблюдений делать выводы и систематизировать их;
         навыки работы в группах и умение адекватно расценивать свои учебные возможности.
  3. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету; смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать свои мысли, развивать логическое мышление, применять свои знания на практике.

Оборудование и реактивы:

  1. Инструктивные карточки по проведению опытов (приложение).
  2. На отдельных листах – правильно записанные уравнения реакции для каждой группы.
  3. Фломастеры и листы бумаги для записи уравнений (для каждой группы по одному).
  4. Магниты.
  5. Для лабораторных опытов – на столах учащихся реактивы: NaCl, AgNO3, фенолфталеин, НСl, Na2CO3, H2SO4, CuSO4, NaOH, КОН, СаСО3, FeCl3, CuO , Ba(NO3)2, Na2S, Си(ОН)2, HNO3, AlCl3, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
  6. На доске (или на плакате) записаны формулы для химического диктанта.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

Урок начинается с вопроса: “Почему возможны многие реакции, характеризующие свойства веществ различных классов?”

Чтобы ответить на это вопрос, проводим фронтальную беседу с классом по следующим вопросам:

  • Почему раствор соляной кислоты хорошо проводит электрический ток, а такой же концентрации раствор сахара не проводит?
  • Чем обусловлены общие свойства растворов кислот, щелочей? (H+, ОН).

После ответов на вопрос проводим химический диктант (устно).

Задание.

Пользуясь таблицей растворимости, определите, водные растворы каких веществ будут диссоциировать на ионы: КСl, CuO, CuSO4,Cu(OН)2, NaNO3, K2SO4, BaCl2, BaSO4, AgNO3, AlCl3, FeCl3, NaOH.

После проверки химического диктанта возвращаемся снова к вопросу, поставленному в начале реакции, и делаем вывод: есть ряд веществ, которые не образуют ионов в растворе, они выпадают в осадок, образуют малодиссоциирующие вещества, газ.

2. Переход к изучению новой темы

Сегодня на уроке мы с вами должны исследовать, как протекают необратимые реакции и какие признаки будут являться определяющими.

Вопрос. А какие признаки химических реакций вы знаете?

Ребята называют основные признаки реакций и вместе с учителем их уточняют.

Так как мы будем говорить о разных признаках реакций и наблюдать их, то я хотела бы услышать, а как вы их определите (газ). Как вы будите работать с кислотами и щелочами? Что мы должны при этом помнить?

После повторения ТБ переходим к лабораторным опытам.

Задание.

Выполните лабораторные опыты, используя инструктивные карточки, и определите, в чем заключается сущность данных реакций, запишите по одному уравнению на доске или на листе фломастером. (Задание выполняют по группам, по 4 человека в каждой группе) (см. инструкции ниже).

После того как ребята закончили опыты, проводим фронтальную беседу по выполненным реакциям:

  • Какие признаки реакции вы наблюдали?
  • Какие это реакции? (необратимые).
  • Какого типа эти реакции? (обмена).
  • В каких случаях реакции идут до конца?
  • Кто может сделать вывод? (ребята делают вывод, учитель уточняет, ребята записывают в тетрадь).

Вывод: реакции идут до конца в том случае, если образуется осадок или малодиссоциирующее вещество (вода, газ).

  • В результате взаимодействия каких ионов образовался осадок BaSO4?(Ва2+ и SO2–)
  • В растворах каких электролитов находятся эти ионы? (Ва(NO3)2 и H2SO4)
  • Можем ли мы данные реакции назвать реакциями ионного обмена? (Да)
  • Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Ребята формулируют тему, учитель уточняет, ребята записывают)

Давайте вместе запишем уравнение образования осадка BaSO4 в тетрадь.

Один из учащихся записывает уравнение на доске, а остальные – в тетради.

Мы выясняем, что уравнение называется молекулярным, но электролиты диссоциируют на ионы и поэтому их можно записать в виде ионов.

На какие ионы диссоциирует Ва(NO3)2? (На катион Ва2+ и два нитрат аниона 2NO3, на какие ионы диссоциирует H2SO4 (на два катиона водорода и сульфат-анион), на какие ионы диссоциирует BaSO4 (он не диссоциирует на ионы, так как выпадает в осадок, поэтому записываем в этом же виде), на какие ионы диссоциирует HNO3 (на катион водорода и нитрат-анион).

Один из учащихся записывает на доске, учитель помогает, уточняет, направляет мысль. В этом уравнении реакции мы с вами расписали все электролиты на ионы. Как вы думаете, как можно назвать такое уравнение реакции? (ребята называют, что это уравнение ионное, учитель уточняет, что полное ионное уравнение и объясняет почему), но по уравнению реакции мы видим, что некоторые ионы из левой части уравнения перешли в правую часть, то есть в результате реакции сохранились, а некоторые связались. Какие именно ионы связались в этой реакции? Давайте их найдем и выпишем отдельным уравнением.

А как можно назвать такое уравнение? (Сокращенное ионное).

Далее еще раз просматривают уравнение реакции ионного обмена, выясняют все вопросы, и только после этого учитель предлагает самостоятельно записать уравнения реакций ионного обмена своей группы в молекулярном, полном и сокращенном виде. После того, как задания выполнены, проверяют вместе с учителем. Учитель показывает заранее написанные уравнения во всех трех видах, ребята находят у себя ошибки, обсуждают, почему необходимо так или иначе писать, а затем учитель показывает ответы с допущенной ошибкой, и ребята находят эти ошибки и доказывают правильность написания уравнений реакции.

3. Закрепление

Следующим этапом урока является закрепление данного материала. Эту работу можно провести по выполнению разноуровневых заданий как самостоятельную работу с целью выяснения допускаемых ошибок, на которых нужно будет остановиться на следующем уроке.

Задание на “5”

  1. С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию до конца NaOH: FeCl3, KОН, Mg.
  2. Запишите полные и сокращенные ионные уравнения.

  3. С какими из перечислен