Урок обобщающего повторения по теме: "Степень с рациональным показателем и ее свойства" . Алгебра – 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Эпиграф: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. (М.В.Ломоносов)

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Степень с рациональным показателем”;
  • проконтролировать уровень усвоения материала;
  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся;
  • формировать навыки самоконтроля учащихся;
  • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе, развивать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, к истории математики.

Оборудование: оценочные листы, карточки с заданиями, дешифраторами, кроссвордами для каждого учащегося.

Предварительная подготовка: класс разбит на группы. В каждой группе руководитель-консультант.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Мы закончили изучение темы “Степень с рациональным показателем и её свойства”. Ваша задача на этом уроке, показать, как вы усвоили изученный материал и как вы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач. На столе у каждого из вас есть оценочный лист. В него вы будете вносить свою оценку за каждый этап урока. В конце урока вы выставите средний балл за урок.

Оценочный лист

Ф/И/ учащегося__________________________________________

Задание

Кроссворд Разминка Работа в
тетради
Уравнения Проверь себя (с\р) Итого
Оценка C C C C C C

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал в свое время: “Учиться надо весело.…Чтобы поглощать знания надо поглощать их с аппетитом”.

Повторить необходимые теоретические сведения я предлагаю вам в ходе разгадывания кроссворда.

По горизонтали:

1. Действие, с помощью которого вычисляется значение степени (возведение).

2. Произведение, состоящее из одинаковых множителей (степень).

3. Действие показателей степеней при возведении степени в степень (произведение).

4. Действие степеней, при которых показатели степеней вычитаются (деление).

По вертикали:

5. Число всех одинаковых множителей (показатель).

6. Степень с нулевым показателем (единица).

7. Повторяющийся множитель (основание).

8. Значение 105 : ( 23 • 55 ) (четыре).

9. Показатель степени, который обычно не пишут (единица).

III. Математическая разминка.

Учитель. Повторим определение степени с рациональным показателем и его свойства, выполним следующие задания.

1. Представить выражение х22 в виде произведения двух степеней с основанием х, если один из множителей равен: х2, х5,5, х1\3, х17,5, х0

2. Упростить:

а) х2\3

б) у5\8 у1\4 : у1\8

в) с1,4 с-0,3 с2,9

3. Вычислить и составить слово, используя дешифратор.

Выполнив это задание, вы, ребята, узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.

1) (-8)1\3 2) 811\2 3) (3\5)-1 4) (5\7)0

5) 27-1\3 6) (2\3)-2 7) 161\2 * 1251\3

Слово: 1234567 (Штифель)

Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю
9\4 9 5 11 -2 4\9 20 5\3 1\3 1 3 8 64 2

IV. Письменная работа в тетрадях (проверка через кодоскоп).

Задания:

1. Упростить выражение:

(х-2): (х1\2 -21\2) (у-3): (у1\2 – 31\2) (х-1): (х2\31\3+1)

2. Найти значение выражения:

( х3\8 х1\4 :) 4 при х=81

V. Работа в группах.

Задание. Решить уравнения и составить слово, используя дешифратор.

Карточка № 1

1) Х1\3=4 2) у-1=3\5 3) а1\2= 2\3 4) х-0,5 х1,5 = 1 5) у1\3 =2

6) а2\7а12\7 = 25 7) а1\2 : а = 1\3

Слово: 1234567 (Диофант)

Карточка № 2

1) Х1\3=4 2) у-1= 3 3) ( х+6)1\2 = 3 4) у1\3 =2 5) (у-3)1\3=2

6) а1\2 : а = 1\3

Cлово: 123456 (Декарт)

Карточка № 3

1) а2\7а12\7 = 25 2) (х-12)1\3 =2 3) х-0,7 х3,7 = 8

4) а1\2 : а = 1\3 5) а1\2= 2\3

Cлово: 123451 (Ньютон)

Дешифратор

Л

Т

Н

Р

Ш

О

Ь

И

Е

Ф

К

А

Д

Ю

9\4

9

5

11

-2

4\9

20

5\3

1\3

1

3

8

64

2

Учитель. Все эти ученые внесли свой вклад в развитие понятия “степень”.

VI. Исторические сведения о развитии понятия степени (сообщение учащегося).

Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.

В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком с индексом r; куб – знаком k c индексом r и т.д.

Из практики решения более сложных алгебраических задач и оперирования со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел. К идее обобщения понятия степени на степень с ненатуральным показателем математики пришли постепенно.

Дробные показатели степени и наиболее простые правила действии над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Орема (1323–1382 гг.) в его труде “Алгоризм пропорций”.

Равенство, а0 =1 (для а не равного 0) применял в своих трудах в начале ХV века самаркандский ученый Гиясаддин Каши Джемшид. Независимо от него нулевой показатель был введен Николаем Шюке в ХV веке. Известно, что Николай Шюке (1445–1500 гг.), рассматривал степени с отрицательными и нулевым показателями.

Позже дробные и отрицательные, показатели встречаются в “Полной арифметике” (1544 г.) немецкого математика М.Штифеля и у Симона Стевина. Симон Стевин предположил подразумевать под а1/n корень .

Немецкий математик М.Штифель (1487–1567 гг.) дал определение а0=1 при и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень.

В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней. Но современные обозначения (типа а4, а5) в XVII в ввел Рене Декарт.

Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона (1643–1727).

О целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов впервые подробно писал в 1665 г. английский математик Джон Валлис. Его дело завершил Исаак Ньютон, который стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход.

Введение степени с рациональным показателем является одним из многих примеров обобщение понятий математического действия. Степень с нулевым, отрицательным и дробными показателями определяется таким образом, чтобы к ней были применены те же правила действий, которые имеют место для степени с натуральным показателем, т.е. чтобы сохранились основные свойства первоначального определённого понятия степени.

Новое определение степени с рациональным показателем не противоречит старому определению степени с натуральным показателем, то есть смысл нового определения степени с рациональным показателем сохраняется и для частного случая степени с натуральным показателем. Этот принцип, соблюдаемый при обобщении математических понятий, называется принципом перманентности (сохранения постоянства). В несовершенной форме его высказал 1830 г. английский математик Дж.Пикок, полностью и четко его установил немецкий математик Г.Ганкель в 1867 г.

VII. Проверь себя. Самостоятельная работа по карточкам (проверка через кодоскоп).

Вариант 1

1. Вычислить: по1 баллу

а) 272\3  б) 160,75 + 4 1\2

2. Упростить выражение: по 2 балла

а) х1\2 х 3\4 б)( х-5\6 )-2\3

в) х-1\3 : х3\4  г) (0,04х7\8)-1\2

3. Решить уравнение: по 3 балла

а) х1\3 = 4  б) 2х1\6 - 1=0

4. Упростить выражение: 4 балла

(а + 3а1\2): (а1\2+3)

5. Найти значение выражения: 5 баллов

1\2 -2)-1 - (У1\2 +2)-1 при у=18

Вариант 2

1. Вычислить: по1 баллу

а) 813\4 б) 82\3 -3 ( )1\2

2. Упростить выражение: по 2 балла

а) х1,6 х 0,4 б)( х3\8 )-5\6

в) х3\7 : х-2\3 г) (0,008х-6\7)-1\3

3. Решить уравнение: по 3 балла

а) х1\4 = 2 б) х-1\3 - 1=0

4. Упростить выражение: 4 балла

1,5с- вс1,5): (в0,5- с0,5)

5. Найти значение выражения: 5 балла

3\21\2): (х3\21\2) при х=0,75

Оценка за самостоятельную работу:

“5” – 24–25б

“4”– 20–23б

“3” – 13–19б

“2” – менее 13 баллов

VIII. Подведение итогов урока.

IХ. Домашнее задание. 675 (а), 680 (д,е), №684 (а).