Решение текстовых задач на уроках математики

Разделы: Математика


Тема: “Решение текстовых задач”.

Цели урока:

  • формирование у учащихся умения решать задачи основных типов;
  • развитие заинтересованности к решению задач;
  • расширение кругозора учащихся;
  • привитие интереса к истории родного края.

Оборудование:

  • книги, открытки с видами памятников архитектуры Белгородской области;
  • карта России; плакаты с надписями.

ХОД УРОКА

“Любовь к родному краю, знание его истории основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества”
(Д.С. Лихачёв)

“Всякая хорошо решённая математическая задача
доставляет умственное наслаждение”

(Г. Гессе)

1. Организационный момент.

Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимы. Попробуем вместе с вами на сегодняшнем уроке совершить путешествие в историю родного края.

Тема нашего урока: решение текстовых задач, из которых мы много узнаем интересных сведений о своём крае.

2. Актуализация.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами решим задачи, которые помогут узнать имя первого губернатора нашей области. Задачи решаем на доске и в тетрадях. Ответы подчёркиваем.

1) Измерьте по карте линейкой расстояние от Москвы до Белгорода; используя масштаб, определите это расстояние в километрах. Что называется масштабом карты?

Решение: расстояние на карте равно 1,3 см. Масштаб 1: 50000000. Таким образом, расстояние от Москвы до Белгорода равно:

1,3 • 50000000 = 65000000 см = 650000 м = 650 км.

2) За сколько часов может проехать расстояние 650 км скорый поезд, двигаясь со средней скоростью 80 км/ч? Как найти время, зная скорость и расстояние?

3) Городу Короча в 2006 г. Исполнилось 368 лет. В каком году основан город?

4) В 1911 году буханка печёного ржаного хлеба стоила 3,5 коп. Во сколько раз возросла цена хлеба по сравнению с нынешней, если сейчас такой хлеб стоит 8 рублей 05 коп.

Решение

8 руб. 05 коп. = 805 коп
805 : 3,5 = 230 (раз)

Ответ: 230 раз.

Проверьте решение устных задач

И С Р Т Ю Й О
1638 340 8 1640 650 230 9

 

650 км

8 ч

1638 г.

230

Ю

Р

И

Й

Расшифруйте, кто явился 1 губернатором Белгородской области?

(Историческая справка: 1 губернатором Белгородской области стал князь Юрий Трубецкой. Структура управления выглядела следующим образом: губернатор, товарищ губернатора, губернская канцелярия, воеводы, провинциальные канцелярии.

3. Решение задач.

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие. Решим задачу (на нахождение дроби от числа):

Большая часть Белгородской области лежит в лесостепной зоне. Все лесные площади области составляют 248200 га. Основными лесообразующими породами на территории области являются дуб – 79,2%, сосна – 9,4%, ясень – 3,6%, берёза – 0,8%. Сколько га земли занимает каждая порода?

  • Как называется такой тип задач?
  • Как найти дробь от числа?

Учитель: Корочанский район расположен в центре нашей Белгородской области. Г.Короча возник как одна из крепостей Белгородской черты и считался центром среднерусского плодоводства. И.В. Мичурин посетив Корочу в 1888 г., назвал её из-за обилия садов “ вторым Крымом”.

Задача: (на составление уравнений)

Численность населения Корочанского района составляет 39804 человек. Сколько составляет городское население и сельское население, если сельского населения в 5,2 раза больше городского?

  • Что означает число 39804?
  • Что означает число 5,2?
  • Что надо узнать?
  • Как будем решать задачу?

(Один ученик решает на доске)

Учитель: Решим задачу (на составление пропорций):

Расстояние от Белгорода до Корочи автобус преодолевает за 50 мин., двигаясь со скоростью 80 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти это расстояние пешком, если идти со скоростью 5 км/ч?

  • Какая это зависимость?
  • Как будем находить х?
  • Сформулируйте основное свойство пропорции
  • Как ёщё можно решить задачу?

Учитель: 1 марта 1727 г. Была создана Белгородская губерния. Её территория включала территории современной Белгородской, Курской, Орловской и части Брянской областей РФ и Харьковской области Украины.

Задача: (на проценты)

Население составляло около 1100000 человек. На 01. 01. 2003 г. Население области – 501500 человек. На сколько процентов увеличилось население области с 1727 г. по 2003 г.?

4. Это интересно.

Учитель:

Впервые на Белгородчине:

  • 1828 г . – крепостной крестьянин Д.С.Бокарёв открыл способ получения подсолнечного масла;
  • 1950 г. – впервые в мире применён трубогибный стан для большого диаметра на заводе “Энергомаш”;
  • 1962 г. – впервые в стране осуществилось изготовление витамина В-2 на Белгородском витаминном заводе.

5. Итоги урока

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Решая задачи, мы узнали много фактов из истории края. Вы все хорошо поработали.

6. Выставление оценок.

7. Рефлексия.

Учитель: Я хочу прочитать слова Г. Гессе, которые были эпиграфом нашего урока: “Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение”.

  • Согласны ли вы с этими словами?
  • Какая задача доставила вам умственное наслаждение?

Спасибо за урок!