Обобщающий урок-соревнование по теме: "Отрицательные числа". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • закрепление и повторение теоретического материала при решении упражнений, задач;
  • отработка умений и навыков применения правил “+“, “–“ , “•“ чисел с разными знаками;
  • дальнейшее углубление навыков решения задач, знакомство с историческим материалом по теме;
  • развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач;
  • развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умения проверять и оценивать выполненную работу;
  • развитие интереса к изучению математики, расширение кругозора;
  • показать, что математика – чудесная наука.

Форма проведения: урок-соревнование.

Оборудование: плакат “Плавание”, контуры кораблей с их названиями (большие прикрепляются на парты, а маленькие – на плакат), карточки для индивидуальной работы (задания), рыбки с задачами; маршрутные листы, в которых выставляются оценки группе.

Класс разбивается на группы – экипажи кораблей. Капитанам раздаются маршрутные листы.
Карта плавания висит в центре доски. Контуры кораблей закрепляются на карте их плавания, а на картах стоят немного большие по размерам. Парты расставлены для групповой работы трех экипажей по 7 – 10 человек.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы повторяем материал, посвященный отрицательным числам. И урок у нас необычный – урок-соревнование.
Представляю вам “корабли” и их капитанов (“Ловкий”, “Смелый”, “Дружный”).
Нам предстоит трудное плавание. Сначала мы попадем в пролив “Трудный вопрос”, потом в “Исторический залив”, пришвартуемся у островов “Удача” и “Успех”, а затем выйдем в открытое “море-океан”. Мне бы очень хотелось, чтобы вы работали быстро, дружно, и тогда мы успеем ответить на ряд интересных вопросов у мыса “Надежда”. Успехов вам! А теперь сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени и представьте, что вы на море.

Включается запись, слышится шум моря.

III. Игра-соревнование

– А теперь откройте глаза. Я даю старт всем кораблям! Сейчас вы находитесь в проливе “Трудный вопрос”. Здесь вам предстоит следующая работа: вы должны вспомнить правила “+”, “–” и “•” отрицательных чисел с разными знаками, устно решить несколько примеров (примеры записаны на доске).

1. Вычислите:

а) – 35 + (– 9)
б) – 7 + (– 14)
в) – 17 + (– 8)
г) 26 + (– 6)
д) – 70 + 50
е) – 17 + 30
ж) 10 – (– 3)
з) 12 – (– 14)
и) – 21 – (– 19)
к) – 5 • 6
л) 9 • (– 3)
м) – 8 • (– 7)
н) – 5 • (– 9)

2. Сравните:

а) | – 3,5 + 2,9 | и | – 3,5 | + | 2,9 |

б) | – 8,7 – 0,7 | и | – 8,7 | + | – 0,7 |

– А теперь вы должны расшифровать девиз, под которым пройдут наши соревнования.

Раздаются карточки с примерами. А на доске – ответы с буквами, из которых образуется девиз.

I.

1) –12 + (– 8)
2) – 7 + (– 9)
3) –5,4 + (– 3,5)
4) – 1+ (– 3)
5) – 3/4 + (– 2/3)
6) 37 + (– 56)

II.

1) – 43 + 75
2) 4,61 + (– 2,29)
3) – 3,08 + 1,69
4) 3/10 + (– 4/5)
5) – 1/20 + 1/30
6) – 2,6 – (– 1,4)

III.

1) 25 – 32
2) – 379 + 948
3) 2/9 + (– 5/9)
4) 3,7 + (– 4,5)
5) 48 – (– 15)
6) 5/8 + (– 1)

 

– 20

– 16

– 8,9

– 4

– 1

– 19

32

2,32

– 1,39

– 1/2 – 1/60 – 1,2

С

Ч

И

Т

А

Й

С

М

Е

К

А

Й

 

– 7

569

– 1/3

– 0,8

63

– 3/8

Д

Е

Р

З

А

Й

На плакате “Плавание” корабли перемещаются в “Исторический залив”.

– Здесь мы будем слушать стихи. Стиховорение “Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками”:

1. Числа отрицательные, новые для нас,
Лишь совсем недавно изучил наш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки –
Учат-учат правила дети все уроки.

2. Если уж захочется вам сложить
Числа отрицательные – нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак “минус” взять да приписать.

3. Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму – все мы тут как тут.
Больший модуль быстро очень выбираем.
Из него мы меньший вычитаем.

4. Самое же главное – знак не позабыть!
– Вы какой поставите? – мы хотим спросить
– Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

Учитель рассказывает историю отрицательных чисел.

– Все корабли благополучно миновали “Исторический залив” и движутся к островам “Успех” и “Удача”. Здесь вас ждут новые серьезные испытания. Всем выдаются карточки с заданиями: правильно решив примеры, вы отгадаете зашифрованное выражение.

1) – 3 • 2/7
2) – 3 • 4,5
3) – 4,5 • (– 2)
4) 3/4 • (– 4/3)
5) 3/2 • (– 2/9)
6) – 4 • 3/2
7) (– 5/9) • (–27/5)
8) – 4,7 / 0
9) 0 • (–101)
10) – 2,5 • 2
11) – 0,125 • 0
12)(– 1/8) • (– 5/4)
13) – 3
14) – 4/3 • 3/12
15) 2 • 1

 

9

0

– 1

3

– 1/4

– 6

– 13,5

– 1/3

нельзя

– 5

5/32

А

О

С

И

У

Л

Ч

Т

В

Г

П

– Все корабли выходят в открытое море. Игра “Кто самый внимательный?”

Выходят два ученика, встают лицом к классу, а перед ними на столе приз. Приз достанется самому внимательному:

– Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.Лишь скажу я слово “три”,
Приз немедленно бери.
– Понятно, когда надо брать приз?

Учитель продолжает рассказ.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: “раз, два, … марш!”

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до полной ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше … пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, дружок, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?

– Пока мы играли, мой радист поймал сигналы “SOS”. Корабли в опасности! Чтобы спасти их, командам придется решить задачи на рыбках.

Корабли приближаются к мысу “Надежда”. Всем задаются интересные вопросы:

  1. Экипаж, запряженная тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь?
  2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Горошины не ходят)
  3. Что легче: пуд ваты или пуд железа?
  4. К семи прибавить пять. Как записать: "одиннадцать" или "адиннадцать"? (12)
  5. На столе 6 стаканов – 3 пустых и 3 – с водой. Как сделать, чтобы пустые и наполненные чередовались? Брать в руки можно только один стакан.
  6. Бревно имеет длину 3 м. За одну минуту отпиливается часть бревна, равная 1 м. За сколько минут будет распилено бревно? (За 2 мин.)

IV. Итог урока

1. Выставляются оценки (по карте плавания) самым активным, у кого наибольшее количество баллов.

Члены экипажа

Пролив “Трудный вопрос”

“Исторический залив”

Острова “Удача”, “Успех”

“Море-океан”

Средний балл

 

 

 

 

 

 

2. Сказка “Непослушные сестренки”

Жила-была в Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в деревне Положительных чисел Троечка. Она договорилась по телефону встретиться со своей двоюродной сестрой Минус Троечка, которая жила в деревне Отрицательных чисел. Встретиться решили вечером в Нулевом лесу. Они никогда не видели друг друга. Пошла Троечка по координатной прямой, которую пересекала другая прямая. Эту дорогу называли Перпендикулярной. Входить в этот лес строго воспрещалось. За этим следил леший Икс. Непослушные сестренки обманули лешего и пробрались в лес, но как только они встретились, так сразу же исчезли.
Не зря им говорили, что противоположным числам в Нулевом лесу встречаться нельзя.

V. Задание на дом: написать сказку об отрицательных числах.