Урок математики по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел" . 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

  • сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел;
  • повторить и закрепить основное свойство дроби, сокращение и сравнение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, построение математических моделей текстовых задач.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Самоопределение к деятельности

Беседа:

– Чем мы с вами занимались последние несколько уроков? (Учились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, сформулировали основное свойство дроби, научились сокращать дроби, приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать дроби.)

– Все эти знания вам пригодятся и сегодня при изучении новой темы, а сейчас давайте вспомним все умения на примерах.

III. Актуализация знаний

а) Первое задание: вам нужно восстановить верный алгоритм сложения и вычитания дробей.

Ученики называют очередность этапов с комментированием: отвечая на вопрос учителя КАК?

б) Вычисли:

Учащиеся считают устно и называют ответ (пользуясь алгоритмом).

Учащиеся вспоминают алгоритм как сложить (вычесть) смешанные числа с одинаковыми знаменателями, решают примеры устно.

IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи

– А сейчас вам необходимо синтезировать все ваши знания и умения, которые мы сегодня повторили и попробовать сформулировать алгоритм – как сложить смешанные числа с разными знаменателями, и как вычесть смешанные числа с разными знаменателями.

– Ваши предложения? Как можно решить эти примеры?

Учащиеся предлагают свои варианты. Все эти варианты разбираются и либо принимаются, либо опровергаются. Учитель подводит детей к тому, что вариант когда можно отдельно выполнить сложение или вычитание целых частей , а затем дробных, приведя их к общему знаменателю, самый рациональный.

V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Учащиеся решают у доски пример на сложение

(1)

примеры на вычитание

а) (2)

б) (3).

Возникает затруднение: как вычесть из числителя дробной части уменьшаемого числитель дробной части вычитаемого, если он больше?

– Ваши предложения? Как можно решить эти примеры?

Учащиеся предлагают свои варианты. Все эти варианты разбираются и либо принимаются, либо опровергаются. Учитель подводит детей к тому, что необходимо “занять” единицу у целой части уменьшаемого, представить ее в виде дроби и прибавить к дробной части уменьшаемого, чтобы получилась неправильная дробь, а затем выполнить вычитание по известному способу. Затем составляется эталоны (алгоритмы ) сложения и вычитания смешанных чисел (см. Приложение).

VI. Закрепление во внешней речи

1. Решение у доски примеров на сложение и вычитание № 246 (1, 2), № 247 (1, 5, 9) по эталону с проговариванием каждого этапа вслух.

2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону № 246 (3, 4) № 247 (2, 6, 10).

№ 246 (3,4)

3)

4)

 

№ 247 (2, 6,10)

2)

6)

10)

Ответы проверяются по таблице, получая слово, которое встретится в следующем задании.

Ь

П

Л

Ш

Д

И

ШПИЛЬ

VII. Включение в систему знаний и повторение

№ 249

На вершине горы, возвышающейся на м над уровнем моря, поставлена башня высотой м . На крыше башни стоит громоотвод, высота которого равна м. На какой высоте над уровнем моря находится шпиль этого громоотвода?

Cоставление математической модели задачи и решение.

VIII. Рефлексия (самооценка)

Ученики заполняют таблицу самостоятельно, затем желающие зачитывают свои записи.

ЗНАЮ

УМЕЮ

ОЦЕНКА

     

IX. Домашнее задание: № 274 (1, 2), № 277