"По морям, по волнам…" Урок математики в 5-м классе. "Решение задач по теме "Движение по воде"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обучающие:
    • ввести понятия “скорость по течению реки”, “скорость против течения реки”;
    • учить решать различные типы задач на “движение по реке”.
  • Развивающие: учить применять полученные теоретические знания в практике повседневной жизни.
  • Воспитательные: развивать интерес к водным объектам родного края.

ХОД УРОКА

I. Актуализация, постановка рабочей цели: вступительное слово учителя

– Мы с вами живём в Якутии, прямо на берегу большой реки Алдан. И так как мы живём в небольшом посёлке, самолёты к нам летают не часто, поэтому летом мы до Усть-Маи, Кюпцев, Эжанцев добираемся на моторных лодках. Топливо нам привозят тоже по реке летом – танкерами. А уголь? А другие грузы? В лес за ягодами и грибами, на сенокос, на рыбалку мы тоже ездим на моторных лодках, поэтому всегда надо уметь рассчитывать, сколько времени затратится на поездку по воде, с какой скоростью движется лодка по реке, по озеру, и вообще чем отличается движение по реке от движения по озеру. Что такое движение вверх по реке и вниз по реке? Обо всём этом мы будем говорить на нашем сегодняшнем уроке и будем учиться решать задачи на движение по реке.

II. Устная разминка

  1. Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?
  2. Какой путь прошёл теплоход за 3 ч, двигаясь со скоростью 27 км/ч?
  3. Моторная лодка проплыла по реке расстояние в 72 км за 6 часов. С какой скоростью шла моторная лодка по реке?

III. Повторение

– Вспомним, как в “формуле пути” обозначают скорость, время и расстояние.

V – скорость;
t – время  => S = V x t;
S – расстояние.

Запись делается на доске и в тетрадях учеников.

IV. Объяснение новой темы

1. – Давайте поговорим о том, чем отличается движение моторной лодки по реке от движения по озеру. (Заслушиваются рассуждения ребят.)

Делается следующий вывод: в озере вода “не двигается”, то есть не течёт, поэтому движение по озеру называют “движением в стоячей воде”, а на реке течение помогает или мешает движению лодки.

– Таким образом:

V по озеру = V в стоячей воде = V собственная

V по теч. = V по озеру +  V теч.

V против теч. = V собств. – V теч.

Запись также делается на доске и в тетрадях учеников.

2. – Теперь давайте выясним, как будет двигаться плот по реке и по озеру. (Заслушиваются рассуждения ребят.)

V плота по озеру = V собств = 0

V плота по реке = V течения реки

Запись также делается на доске и в тетрадях учеников.

3. Движение по течению называют движением вниз по реке, а движение против течения называют движением вверх по реке. Почему? (Заслушиваются рассуждения ребят.)

V. Закрепление

1. Устно по краткой записи на доске решаются задачи.

  1. На путь из пункта А в пункт В теплоход затратил 1ч. 40 мин., а на обратный путь – 2 ч. В каком направлении течёт река?
  2. Скорость катера в стоячей воде 12 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Определите: скорость катера по течению и против течения реки; путь катера по течению за 3 ч.; путь катера против течения за 5 ч.

2. Решение задач с разбором на доске.

  1. Найдите собственную скорость катера, если его скорость против течения 42,1 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч.
  2. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость лодки по течению 19,2 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч.

VI. Самостоятельная работа

Учитель раздаёт ученикам листочки с заготовленными табличками и просит решить задачи и заполнить пустые графы.

Вариант I.

V собств

V теч.

V по теч.

V против теч.

1.

12 км/ч

4 км/ч

   

2.

25 км/ч

 

28 км/ч

 

3.

24 км/ч

   

20 км/ч

4.

 

5 км/ч

17 км/ч

 

5.

 

3 км/ч

 

16 км/ч

6.

   

48 км/ч

42 км/ч

Вариант II

V собств

V теч.

V по теч.

V против теч.

1.

53,7 км/ч

4,7 км/ч

 

 

2.

16,8 км/ч

 

19,4 км/ч

 

3.

14, 7 км/ч

 

 

13,2 км/ч

4.

 

3,9 км/ч

27 км/ч

 

5.

 

3,6 км/ч

 

22,3 км/ч

6.

 

 

52,6 км/ч

48,8 км/ч

Оценки за урок выставляются по итогам самостоятельной работы.

VII. Творческое домашнее задание: узнать у родителей скорость течения одной из рек, протекающих по нашему району, (Алдан, Эльдиканка, Аллах, Юдома, Мая, Хомна, Белая), составить по полученным данным две задачи и решить их.