Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы

Разделы: Литература


Главная задача образовательной политики - достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Личность ученика, его индивидуальность - главная ценность, в связи с которой проектируются все другие звенья образовательного процесса.

“Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; предметы только средства, цель - личность, ее развитие”. Эти слова русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева (1885) отражают актуальность проблемы разработки в школах такого учебного курса, который был бы ориентирован на развитие коммуникативных способностей личности учащегося.

Проблемы коммуникативности, речевой культуры поднимаются давно. Сегодня этот вопрос актуален как никогда, так как Татарстан развивается в условиях государственного двуязычия, и речевая коммуникация представляет собой обмен сообщениями с целью обеспечения взаимопонимания и взаимодействия между членами социальных коллективов. Коммуникационная деятельность основывается на социальных мотивах и целях, и ее содержанием является решение поведенческих задач. Поэтому успех обучения зависит от того, насколько полно представлены речевые единицы для решения этих задач (единица обучения, на коммуникативном уровне- ситуация, потребность, речевая деятельность). Вне общения с другими не осуществляется никакая интеллектуальная деятельность человека. Из этого следует настоятельная потребность научить подрастающее поколение полноценно пользоваться родным языком во всех видах речевой деятельности, в разных речевых ситуациях.

Коммуникативная задача русского языка решается на уроках развития связной речи. Учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые способствуют активизации их речевой деятельности (устной и письменной).

Коммуникативно-развивающий подход ориентирует учителя словесности на организацию двух сценариев совместной учебно-познавательной деятельности:

Учитель-ученик

Коммуникативно-развивающий подход предполагает последовательное погружение в учебный материал, это алгоритм рефлексивной деятельности учителя и ученика, направленный на организацию совместного учебно-познавательного поиска, который предполагает решение 3-х задач:

- неуклонное повышение качества знаний учащихся;

- развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных и др.) качеств личности ученика;

- активизация творческой самостоятельности.

Как показывает мой опыт работы, наиболее эффективный способ развития коммуникационных способностей учащихся - это активизация практической деятельности учащихся, самого учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными высказываниями учащихся, их самостоятельная работа.

Работа учителя словесности над проблемой духовного обогащения личности ребенка через уроки литературы, литературные произведения - перспективный процесс, так как художественный образ связан с нравственными, философскими, психологическими, политическими и др. понятиями.

Следовательно, литература, как предметная дисциплина, способна воздействовать на все стороны личности и служить обогащению внутреннего духовного мира человека.

Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы.

Такими программами являются: программа для учащихся 11-х классов

“Серебряный век русской поэзии”, (Страницы жизни и творчества поэтов Серебряного века); Музейная образовательно- педагогическая программа “Живая повесть на обрывках дней…” (Отдельные страницы жизни и творчества Б. Пастернака) - программа рассчитана на аудиторию учащихся с 5-9 классы, а также индивидуальные музейно - педагогические занятия для учащихся 1-5 классов.

В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: информирование, обучение, развитие творчества, общение, отдых.

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой музейно-педагогической программы.

Первая ступень информирования учащихся - это консультации, лекции.

Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно- педагогических программ.

Особенности музейной образовательно-педагогической программы

“Живая повесть на обрывках дней…”

(Отдельные страницы жизни и творчества Б. Пастернака).

Цели и программы:

  • Изучение жизни и творчества поэта, прозаика, Лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака как в биографическом, так и историко-литературном аспекте при углубленном знакомстве с его художественными произведениями в условиях сотрудничества школы и музея;
  • Раскрытие незаурядности личности Пастернака, его формирования под воздействием семьи и самовоспитания;
  • Знакомство со спецификой литературной жизни пастернаковской эпохи, решение проблемы взаимоотношений поэта с властью;
  • Знакомство с оценкой колоссальности фигуры и творчества поэта мировой общественностью и читателями;
  • Утверждение мысли о том, что Пастернак - поэт будущего, а мы - счастливые его современники, прокладывающие дорогу к его будущему всемирному признанию.

Главная цель программы самая благородная: учить детей “жить, думать. чувствовать, любить, свершать открытия” по-пастернаковски.

Биография творческой личности в процессе такого изучения должна стать в дальнейшем комментарием к ее работам. Знакомство с автобиографическими повестями и очерками, отражающими отдельные случаи жизни поэта и нашедшими художественное претворение в поэмах и романе, дает возможность прикоснуться к художественным, лирическим и философским задачам времени, что помогает воссоздать воздух и обстановку той эпохи, участником и летописцем которой стал Борис Пастернак. Это и является основной целью работы, рассчитанной на три года (по три занятия в год) или один год (по одному занятию в месяц).

Уникальную возможность для этого имеет музей, ибо обеспечен самым современным многочисленным и разнообразным книжным фондом (художественным, литературоведческим и эпистолярным), фото и видеоматериалами, мемориальными вещами и фономатериалами.

Важным аспектом каждой из программ является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в музее и вне его (в классе, дома).

Урок в музее (на экспозиции, в фондах, в литературной гостиной) проводится с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и расширения знаний, полученных на уроке в школе.

Музейные уроки выступают не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний, стимулирующий познавательные интересы учащихся, способствующие всестороннему развитию, самостоятельному поиску информации. Таким стимулом в самостоятельной и творческой работе учащихся стал литературный вечер “И дольше века длится день, или воспоминания современников о Б.Л. Пастернаке”, посвященный дню рождения поэта (февраль. 2006 год).

Формы и методы музейно- педагогической деятельности.

Уроки в музее- это развитие творчества, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея. Наиболее действенным из них является возможность “вхождения” в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого через различные формы: сочинения (разных жанров), творческие работы, рефераты, литературные вечера, семинары, викторины…

Формы и методы работы с каждой возрастной группой учащихся определяется психологическими, эмоциональными, интеллектуальными особенностями детской аудитории.

Дети младшего школьного возраста - это игры, зарисовки с натуры, беседы, театрализация и т. д.

В подростковом возрасте формируется абстрактное мышление, рациональный подход начинают преобладать над рациональным мышлением. В работе с ними применяется сравнительный анализ, беседа, поисковая деятельность. Для старшеклассников- семинарские занятия, коллоквиумы, написание рефератов, докладов и т. д.

Успех воплощения конкретной формы в практической деятельности во многом определяется правильным выбором методов ее осуществления. Именно от методов зависит управление процессом восприятия музейной информации, а также эффективность ее воздействия на учащихся.

Коммуникативно-развивающие задачи позволяют решить методы сравнения и контраста, которые углубляют понимание, поднимая его на новый уровень обобщения.

Способы проверки эффективности музейно-педагогической деятельности.

Осуществляемая в различных направлениях музейно-педагогическая деятельность предполагает изучение ее эффективности

На каждом этапе существуют определенные способы проверки. К ним относятся наблюдение, контрольные задания, творческие работы, тесты, интервью.

Процесс социализации личности через музей — эффективная форма, требующая не механического усвоения материала, опыта, а творческой его переработки. Это становится возможным через саморазвитие, развитие исторического сознания, формирование воображения и фантазии, способности к творческой деятельности.

Как сказал классик: “В музее, верном своему назначению, все три способности души — ум, чувство и воля объединены в памяти...”

Но не только накопление культурного опыта формирует и развивает коммуникативные способности учащихся, очень важным является и опыт самопознания, своего творческого потенциала.

Эту работу совместно с сотрудниками музея Б. Л. Пастернака: директором — Демченко Л. Г., старшим научным сотрудником — Хисамовым Р. Х., научным сотрудником — Волковой Л. С. проводим с учащимися, начиная с 5-го класса.

Музейно-педагогическое занятие на тему: “Любимые литературные герои в волшебном фарфоре”.

Цели занятия:

  1. Образовательная цель — показать многообразие форм выражения литературных сюжетов на примерах материальной культуры (в живописных иллюстрациях и прикладном искусстве — фарфоре);
  2. Воспитательная цель — воспитание интереса и эстетического вкуса в восприятии произведений прикладного искусства;
  3. Развивающая цель — рассмотреть конкретные сюжеты и образы героев литературных произведений, запечатленные в фарфоровых изделиях, представленных на выставке.

Иллюстративный материал к занятию:

1. Выставка музейной коллекции фарфора по сюжетам литературных произведений (45 единиц);

Выставка детских книг — основы сюжетов фарфоровых статуэток.

Во вступительном слове педагога музея была определена тема встречи — знакомство с любимыми литературными героями через новый для детей вид прикладного искусства — изделий из фарфора.

Домашнее задание: сочинение с элементами описания (из программы по русскому языку в 5 классе).

“Переживание” музейного предмета путем непосредственного общения с ним, помогает ребятам входить во внутренний мир героя, видеть его по-особому, так как ребенку дается уникальная возможность получать информацию не из чужих наблюдений, а непосредственно из первоисточника.

“Мы открыли двери музея Пастернака, и восхищению не было конца. Даже предположить не мог, что увижу литературных героев в совсем ином обличии. Обычно они “смотрели” на нас с иллюстраций. А тут... Особенно был интересен Иванушка. Мне показалось, что он даже подмигнул нам левым глазом, взгляд хитроватый. Раньше я никогда не задумывался о сути этого героя, а ведь он совсем не похож на дурачка. Вот такие мысли пробудила изумительная статуэтка, выставленная в витрине.” (Из сочинения ученика 6 класса лицея № 1 Габитова Булата).

Принципы организации занятий цикла.

  1. Ориентация в выборе музейного материала на детскую аудиторию.
  2. Опора на чувственное восприятие и активность учащихся, которые стремятся познавать окружающее через творческую деятельность.
  3. Организация целостного духовного освоения былой действительности через “переживание” коллекции музея.

В программу А. Г. Кутузова и музейную включена как форма работы — творческая мастерская. К ней, собственно, и сводится вся логика организации музейного цикла.

Цель творческой мастерской — обобщение накопленных эмоциональных впечатлений, историко-культурного опыта, развитие литературно-творческих способностей, формирование готовности к творческо-преобразующей деятельности.

Дидактическая модель творческой мастерской.

Задачи Этапы Логико-психологическая подструктура Методическая подструктура
Подготовить учащихся к работе на занятиях Организация Прислушивание к себе, окружающим, к миру. Создание эмоционального настроя.
Установить осознанность, личностное отношение к проблеме, исходя из принципа доступности. Привлечение к процессу познания, исходя из принципа — “все способны к творчеству” Наведение на тему, проблему.

Формирующий

Выделение “предмета” обсуждения — постановки проблемы

Создание первичного представления (рождение первичной гипотезы)

“Игра” со словом, образом, предметом

Опора на жизненный опыт (работа с ассоциациями, постановка вопросов, описание своего представления о “предмете” обсуждения).

  1-ая социализация.

2-ая социализация

Отсеивание ложных представлений (естественный отбор). Расширение представлений.

Рождение более обоснованной гипотезы. Решение проблемы (разрыв).

Соотнесение индивидуального представления о “предмете” обсуждения с коллективным. Создание информационной среды, представление авторитетов в данной области.

Соотнесение индивидуального и коллективного представления на новом уровне. Выбор варианта решения проблемы (индивидуально).

  Обобщение Осмысление пройденного пути на логическом уровне. Создание обобщенного образца о “предмете” обсуждения.
  Обобщенный процесс. Осмысление пройденного пути на эмоциональном уровне. Рефлексия.

“Творческие задания” — это средство активизации и закрепления экскурсионных впечатлений. Иногда они представляют своеобразный путеводитель по экспозиции или достопримечательным местам, который может заменить экскурсию или явится дополнением к ней. Впечатлениями о таких уроках на страницах газеты “Чистопольские известия” делится ученица 9 А класса Чугунова Ксения — “И слово чувством отзовется”:

“...Музей будто стал для нас дверью, которая хранит за собой ценнейшую книгу, запечатлевшую в себе все странички жизни и творчество Бориса Леонидовича. Я думаю, каждый из нас уже хотя бы чуть-чуть приоткрыл ее для себя.

Это не первый наш поход в музей, и мы уже знакомились с этим необычным поэтом и писателем в пятом классе, чему, казалось бы, нам удивляться. Сейчас мы намного лучше можем понять его творчество, проблемы, которые он затрагивал в своих произведениях. Если раньше мы больше обращали внимание на предметы быта, на то, что окружало писателя каждый день в течение этих двух лет, то теперь — искренне поражаемся истории и жизни Бориса Леонидовича. Так сильно смогли заинтересовать нас работники музея и, в первую очередь, наш учитель. И, конечно же, каждого из нас переполняет чувство гордости, что именно наш городок смог принять такого поистине великого человека, оставить в его сердце самые теплые, чистые впечатления. Душа поэта всегда живет ожиданием перемен, надеждой на то, что после “пронесшейся грозы” все в мире оживет и задышит, “как в раю”, а содержанием новой жизни станут не войны и революции, а прекрасная и гармоничная жизнь, одухотворенная творчеством:

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чем-нибудь.”

Благодаря программам стало очевидным, что музей обладает самостоятельным, а не вспомогательным значением, поскольку у него есть свои специфические задачи по отношению к аудитории. Школа же получает возможность обогатить содержание учебных программ, насытив их новым материалом. Реальным содержанием наполняется понятия “вариативность образования”, “гуманитаризация школы”, а также ставшее, к сожалению, одиозным “патриотическое воспитание”.

Программы задают новый качественный уровень для решения музейно-образовательных задач, развития коммуникативных способностей учащихся. Показателем результативности овладения навыками связной речи, умелой самостоятельной работы с дополнительной литературой является участие учащихся школы с докладами на научно-практических конференциях различного уровня, победы в республиканском и Всероссийских конкурсах: диплом I степени, грамота за оригинальное решение сложной темы в Республиканской читательской интернет-конференции “Казань в художественной литературе ХХ века” (2005 год); три лауреата интернет-фестиваля молодых читателей России “Сочи-Мост-2006”, дипломы в номинации “Город Изыскателей”; дипломы российского заочного конкурса по литературе (город Обнинск, 2006 год) — номинация “Магия слова”.

Подводя итог, можно констатировать, что наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся-поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Интеграция их классно-урочной, музейно-педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы- основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.