Урок-парадокс по технологии в 7-м классе по теме: "Химические волокна, их свойства. Технология обработки тканей из химических волокон"

Разделы: Технология


Цель:

  1. Cистематизация знаний о текстильных волокнах, их свойствах и способах обработки различных тканей.
  2. Выявление пробелов в знаниях детей и их коррекция.

Задачи:

  1. Повторение знаний о натуральных волокнах. Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами и технологией обработки.
  2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности, быстроты мышления.
  3. Воспитание активности в работе на уроке, аккуратности, уважительного отношения между детьми, воспитание положительной мотивации к предмету.

ХОД УРОКА

1. Повторение. Мини-лекция, записывается под диктовку со всеми неточностями и противоречиями.

Лекция:

Все натуральные волокна делятся на две группы: натуральные и минеральные. Натуральные волокна бывают растительного (хлопок и асбест), животного (лен и шерсть) и минерального происхождения (шелк).

Хлопок - однолетнее травянистое влаголюбивое растение. Волокно у хлопка белого цвета, находится в стебле.

Лен - однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокно льна серого цвета, в коробочке.

Шерсть - это длинная тонкая нить, которая разматывается с коконов.

Асбест волосяной покров некоторых животных, он огнеупорен и термостоек.

Найти и исправить допущенные ошибки, составить таблицу.

Подведение итогов работы, проверка коллективная, самопроверка или взаимопроверка.

Выставление оценок: Ошибок в лекции - 13; Оценка: 5 за 13 найденных ошибок; 4 за 10 ошибок; 3 за 6-8 ошибок. Менее 6 ошибок, ставим 2.

2. Объяснение нового материала - будьте внимательны, все запоминайте, в конце проверка знаний.

Химические волокна не одинаковы, они делятся на:

Искусственные: Синтетические:
Сырье: Древесная целлюлоза
Хлопковая целлюлоза
Хвойная щепа, отходы от переработки хлопка
Нефть
Природный газ
Каменный уголь

Технология получения химических волокон обеих групп одинакова: Сырье (органические вещества) + химические растворители, получается жидкая вязкая масса. Эту массу продавливают через фильтры, формируя тем самым нити. Затем эти нити погружают в ванну с отвердителями и после обработки и промывания сматывают на бабины полученные непрерывные нити.

Свойства химических волокон.

Красивые, легкие, прочные, легко стираются, быстро сохнут, хорошо утюжатся, легче сминаемы чем натуральные волокна, более дешевые, имеют слабо выраженные гигиенические свойства - воздухопроницаемость, гигроскопичность и т.д. - идет объяснение учителя.

3. Закрепление и проверка знаний (графический диктант).

Предлагаются 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».

 

ДИКТАНТ.

  1. Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические.
  2. Сырьем для получения синтетических волокон служит еловая щепа, отходы от переработки хлопка.
  3. Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.
  4. Технология получения нитей химических волокон едина и проста:
    - сырье + растворители (Х.В.) = вязкая масса;
    - формирование нитей (через фильтры;
    - обработка нитей затвердителем, промывание;
    - сматывание в бабины.
  5. Химические волокна легкие, красивые, отлично и легко обрабатываются в изделиях.
  6. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени - они более экономичны.
  7. У химических волокон намного ниже гигиенические свойства, теплозащитность, гигроскопичность.
  8. Соединять, при выработке ткани, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они не совсем совместимы.
  9. Распознавать химические волокна легко по горению - они горят ярким пламенем.
  10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.

Проверка диктанта взаимная в парах, затем идет работа над ошибками под руководством учителя. РНО проводим устно или делаем краткие записи в тетрадь.

4. Практикум.

При работе помним о недостатках химических волокон технологического плана:

  1. повышенная осыпаемость;
  2. высокое скольжение;
  3. раздвижка нитей по швам;
  4. слабая термостойкость.

Все эти недостатки необходимо учитывать на практике при работе с тканью:

  1. увеличивать припуски на швы;
  2. при раскрое пользоваться булавками;
  3. подбирать правильно № ниток, иглы, величину стежка;
  4. следить за температурой нагрева утюга.

Учитель: урок - парадокс продолжается. Вы по-прежнему должны быть внимательны. Я демонстрирую приемы в работе и допускаю ошибки, а вы их подмечаете и, как только я ошиблась, останавливаете меня хлопком, и мы все вместе проговариваем эту ошибку. За найденную ошибку и предложение, как ее исправить, вы получаете жетон.

Выбираю помощницу и провожу вводный инструктаж с показом работы по обработке среза окантовочным швом.

Ошибки в показе:

  1. при раскрое режу на весу;
  2. ножницы помощнице передаю острием вперед;
  3. припуск на заготовках шва - 0,5 см;
  4. не правильная посадка за швейной машиной;
  5. после работы с утюгом не выдернула шнур из розетки или сделал это неправильно;
  6. шов в разутюжку выполнила неверно;
  7. после наметки ручную иглу заколола в одежду.

Подводим итог инструктажа: допущено 7 ошибок.

Благодарю внимательных девочек, которые помогли найти ошибки и исправить их.

Девочки приступают к практической работе, стараются не допускать ошибок в своих действиях. Получают заготовки для кроя и инструкционные карты.

Во время работы проводятся индивидуальные промежуточные инструктажи с теми, кто испытывает затруднения в работе.

5. Окончание урока - подведение итогов:

  1. Проверка лабораторных работ и оценивание всех девочек.
  2. Оценки за работу с лекцией можно ставить выборочно.
  3. За диктант можно выставить все или только лучшие оценки (на усмотрение
    учителя).
  4. Выборочно оцениваются девочки за подмеченные ошибки в практической
    деятельности.
  5. За практическую работу оцениваются все.