Овладение приёмами работы с приложением Word и файлами на примере Word

Разделы: Информатика


Для того чтобы вырастить личностный потенциал ребенка, следует создавать ему активную обучающую среду. Уметь учиться в течение всей жизни становится главным умением человека.

Отличительной чертой нашего современного обучения, особенно нашего предмета информатики, является изменчивость. За последние 20 лет произошли изменения функциональности, мощности, внешнего вида ЭВМ. Динамичные изменения происходят ежегодно, ежемесячно с программным обеспечением современных компьютеров.

Вхождение человека в новое информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Ведущий специалист по информационной культуре Н.И. Гендина пишет, что [1] суть стратегии образования будущего состоит в следующем:

  • Основной акцент смещается с усвоения значительных объемов информации на овладение приемами приобретения новых знаний, умение учиться.

  • Освоение навыков работы с любой информацией, противоречивыми данными, формирование самостоятельного, не репродуктивного мышления.

  • Формирование профессиональной компетентности, в дополнение к формированию профессиональных знаний, умений и навыков.

Обучаясь работать на компьютере в текстовом редакторе в частности, работая с другими программами, ребенок должен видеть сходство инструментов, сходство приемов работы с файлами, должен уметь ориентироваться в виртуальном пространстве компьютера, должен понимать, уметь обрабатывать информацию в соответствии с предложенным видом деятельности. Уметь осуществлять поиск информации. Создавать запрос (корректно его сформулировав) и вовремя его прекращать, когда информации достаточно.

Поэтому задание должно содержать некоторые элементы, которые приходится изучить, некоторые применить в новом качестве, проинтегрировав полученные ранее знания.

Задание должно проверять ИКТ компетентность ученика в этой области [2]. В структуру ИКТ-компетентности входят следующие познавательные навыки (когнитивные действия): определение (идентификация). Здесь ребенку придется поработать над идентификацией терминов, понятий. Обоснованием выбранного им заголовка. Следующим познавательным навыком будет управление (использование предложенной схемы классификации для структурирования информации). Используется понятие доступа (поиска) – формирование стратегии поиска, качество синтаксиса заданного вопроса, соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (при пользовании справочной системой программы Word, для осуществления создания буквицы в тексте). Оценка (Создание критериев отбора информации, умение остановиться в нужный момент, когда информации достаточно) и ребенок способен самостоятельно выполнить действия по созданию буквицы.

Цели:

  1. Проверить знания, полученные на занятиях по работе с файлами, содержащими картинки (*.jpg) и приложением Word -(*.doc).

  2. Умение вставить картинку и преобразовать текст согласно образцу.

  3. Умение работать с объектами Word.

  4. Проверка некоторых познавательных навыков (когнитивных действий) ИКТ-компетентности учащихся.

Собственно задание:

В данном случае ребенку предлагается папка с четырьмя файлами 1.doc, 2.doc, 3.doc, 4.doc, набранными единообразно, не содержащими отдельных подзаголовков и файл-картинка, который следует вставить из данной папки, с расширением *.jpg. Информация взята из учебника[3].

  1. Следует скопировать весь текст из четырех файлов в один.

  2. Разбить текст на отдельные абзацы и придумать каждому абзацу подзаголовок. Присвоить статус Заголовок 2.

  3. Придумать заголовок к тексту. Присвоить статус Заголовок 1.

  4. Вставить предложенную картинку, обработав её соответствующим образом. К картинке добавить забавную выноску, настроив линии выноски специальным образом. То есть линию сделать пунктирной и толще по размеру.

  5. Далее нужно вставить таблицу, разместив в ней данные самостоятельно. Так как в нашем файле она представлена как картинка.

  6. Создать маркированный список новых терминов, использовав в качестве маркера символ <

  7. Текст следует преобразовать в две колонки.

  8. Далее автоматически создать содержание. Содержание должно быть представлено в виде одной колонки.

  9. Первый абзац нашего текста должен начинаться с буквицы. До этого момента дети с понятием буквицы не сталкивались и должны вызвать справку программы Word. Создать запрос. Придумав как его сформулировать, чтобы программа адекватно ответила. Самостоятельно изучить, как вставить буквицу. И далее самостоятельно проделав описанные в справке действия преобразовать букву в буквицу.

  10. Следует сохранить файл с результатом работы на сервере локальной сети с названием Фамилия.doc.

Критерии оценивания:

Критериями является несоответствие или неполное соответствие пунктам 1 – 10.

  1. Не хватает одного из данных четырех текстов. Снимается 1 балл

  2. Нет разбиения на абзацы, снимается 0,5 балла. Нет статуса заголовок2 у какой-либо из частей.(-0,5 балла).

  3. Не озаглавлен текст. (-0,5 балла). У заголовка нет статусазаголовок1 снимается 0,5 балла.

  4. Не вставлена картинка или картинка необработанна с помощью панели настройка изображения(-0,5 балла). Не выполнена выноска или толщина и тип линии не изменен(-0,5 балла).

  5. В таблице нет соответствующих граф. (-1 балл).

  6. Не подобран или не изменен маркер (-0,5 балла). Не включен в список какой-либо из новых терминов.

  7. Текст размещен в 1 колонку(-1 балл).

  8. Содержание создано не автоматически, а набито, не содержит автоматических гиперссылок не соответствующее место текста. (-0,5 балла). Содержание размещено в 2 колонки, а не в 1(-0,5 балла).

  9. Не создан запрос или найденный ответ не объясняет создание буквицы.(окно справки должно быть открыто. (-0,5 балла). Не смог применить(-0,5 балла), т.е. не смог создать буквицу.

  10. Файл сохранен с неправильным именем(-0,5 балла), в неправильном месте(-0,5 балла). Например, в папке мои документы.

Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Список использованной литературы:

  1. Сборник материалов «научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса, региональный центр реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Сост.: Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, М.: Школьная библиотека, 2005.

  2. Лекции В.Ф. Бурмакиной, И.Н. Фалиной «Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ—компетенции школьников. www.edu.1sept.ru.

  3. Н.Угринович Информатика и информационные технологии 10-11. Москва Бином. Лаборатория знаний.2003.