Урок литературы "Вокруг тебя — мир". Внеклассное чтение. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Технология НЛП (нейролингвистическое программирование) в обучении анализу художественного произведения. Учитывая особенности внутренней семантики ребенка с точки зрения использования сенсорных систем, вводится принцип полисенсорного обучения в опоре на ведущую модальность в восприятии. Это способствует развитию памяти, внимания, творческого мышления, коммуникативной речевой деятельности.

Тема : «В пределах допустимого». По новелле О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»

Цель: Привлечение внимания учащихся к проблеме выбора допустимых средств на пути достижения цели.

Задачи:

  1. Познакомить с художественными особенностями жанра новеллы.
  2. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы по тексту.
  3. Развивать коммуникативную речь учащихся.
  4. Дать понятие о ценности человеческой жизни, об ответственности в выборе средств для достижения цели на примере поступков главного героя новеллы.
  5. Воспитание гуманного отношения к людям.

Оборудование : плакаты с цитатами, книга «Вокруг тебя мир», 8 класс, стр.8-15), музыкальный фрагмент Первого фортепьянного концерта «Аллегро» П.И. Чайковского; портрет О.Генри; опорные конспекты по новелле.

Структура урока

I. Постановка целей и мотивация. Позитивное якорение.

II. Постановка «фильтров». Актуализация знаний.

III. Объяснение нового материала.

IV. Аналитическая работа по тексту.

V. Работа по развитию речи.

VI. Инструкция по выполнению домашнего задания.

VII. Подведение итогов. Подстройка к будущему использованию.

 

Ход урока.

I. Постановка целей и мотивация.

(звучит музыка Чайковского)

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово
для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.

  • Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Тема сегодняшнего урока: «В пределах допустимого» по новелле О. Генри «Обращение Джимми Валентаина».

– Нас окружает прекрасный мир, наполненный щебетом птиц и шелестом листвы, яркими красками и солнечным светом, запахом свежего воздуха и цветущих трав. И мир, лишенный гармонии и любви, грозящий опасностью... Как поступить, чтобы не ошибиться, какую выбрать жизненную цель, все ли средства хороши для её достижения? На уроках литературы мы знакомились с произведениями, персонажи которых нередко оказывались перед таким, выбором. Давайте вспомним их. (П.Гринев, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина; С.Григорьев, «Два капитана» А. Каверина; Мерцалов, «Чудесный доктор» А. Куприна; Мария, «Матерь человеческая» В. Закруткин и т. д.).

– Дома вы прочитали новеллу О. Генри «Обращение Джимми Валентайна», на уроке проведем исследовательскую работу над текстом, выясним: действовал ли главный герой в пределах допустимого, когда встал перед проблемой выбора.

II . Работа над темой урока.

1. Сообщение об авторе (ученик)

О. Генри – это псевдоним американского писателя Уильяма Сиднея Портера, годы жизни 1862 –1910. Для его новелл характерны захватывающий сюжет, краткость, неожиданный финал. Герой, как правило, обыкновенный человек, умеющий находить приключения. Мир новелл напоминает жизнь О. Генри своей калейдоскопичностью, невероятностью и в то же время обыденностью происходящего. Это энциклопедия послевоенной Америки, с одинаковой легкостью повествующая о ковбоях Дикого Запада, провинциальных фермерах и продавщицах Нью-Йорка.

2. Знакомство с теоретическим материалом по опорному конспекту.

Прочитать, рассказать о литературном жанре «новелла».

3 . Для языка новелл характерны метафоры и сравнения, построенные на сопоставлении, найдите их в тексте.  

Новелла

О. Генри (Уильям Сидней Портер).

(1862–1910 г.г.)

Американский писатель

Произведения:

«Четыре миллиона»;

«Говорящий светильник»;

«Дорога судьбы» и т.д.

Новелла – малый прозаический жанр (сопоставляемый по объему с рассказом) с острым сюжетом.

1. Острый, центростремительный сюжет.

2. Внезапное превращение одной ситуации в прямо ей противоположную.

3. Для языка новелл характерны метафоры и сравнения, построенные на сопоставлении; употребление разговорной речи и сленга; широкое использование скрытых цитат из произведений мировой литературы.

4. Кратко рассказать сюжет новеллы «Обращение Джимми Валентайна».

5. Что значит для вас выражение «сделать выбор»?

(это значит не только принять решение, но и осознать ответственность за последствия сделанного выбора).

III. Аналитическая работа по теме.

1. Работа со словарем к уроку. (стр. 15)

Лексическое значение слов: алиби, компрометировать, преуспеть, вояжер, кульминация.

2. Исследовательская работа по тексту.

– Существуют ли для главного героя необходимость выбора допустимых средств? Приведите примеры из новеллы.

– Какая жизненная цель была у Джимми Валентайна?

– Найдите в тексте эпизод, позволяющий нам предположить, что жизненная цель героя изменится.

– Проследите по тексту, насколько упорно шел к достижению своей цели Валентайн.

– Итак, прежний Джимми превратился в пепел, охваченный «огнем... преобразившей его любви». Найдите метафору, подтверждающую это.

– Каково значение письма для понимания происходящих с героем перемен (Содержание письма позволяет судить о том, как менялись жизненные приоритеты персонажа)

3. Инсценирование эпизода «Он сделал выбор».

– Цель, ради которой изменил свою жизнь Джимми, близка: «Аннабель гордилась им не меньше, чем любила его», «... через | две недели он должен был жениться...» Почему же в сцене с банковским сейфом Джимми решил воспользоваться чемоданчиком?

– В чем в этой ситуации заключалась для него проблема выбора?

(Герою пришлось решать, допустимо ли для него добиваться цели такой ценой? Согласен ли он обрести счастье с Аннабель, скрыть свое прошлое, избежать тюрьмы ценой гибели девочки?)

IV . Исследовательское задание (работа в парах).

– Сделайте предположение, что имел в виду Д. Валентайн, произнеся в конце описываемых событий: «Теперь уж все равно».

V. Работа по развитию речи.

1. Обсуждение результатов исследовательского задания. (Герой О. Генри отдает себе отчет в том, что в результате сделанного им выбора он наверняка лишается того, что было ему дорого, на • достижение чего он потратил последний год своей жизни. Потеря Аннабель, утрата уважения окружающих, лишение свободы – все это в совокупности означает крушение всех его планов. Для достижения цели Валентайн должен был просто не вмешиваться, не обнаруживать своего прошлого. Однако этот способ достижения цели оказался для него неприемлемым, поскольку неизбежным следствием в этом случае стала бы гибель девочки).

2. Прочитать диалог между сыщиком Беном Прайсом и Джимми.

– Почему сыщик не арестовал Д. Валентайна?

3. Чтение стихотворения И. Бунина.

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека,
И как цветы глаза синели.

И.Бунин.

– Можем ли мы провести параллель между этим стихотворением и развязкой новеллы? Почему?

VI. Домашнее задание, (стр. 16, вопрос 7; мини - сочинение на тему: «Может ли цель оправдывать средства её достижения»?)

VII . Подведение итогов.

1. Актуализация знаний.

– Какой эпиграф или какие эпиграфы из предложенного ты бы взял к уроку?

Думай больше о совести, чем о репутации.

Публий Сир (древнеримский поэт)

Величайшая победа - есть победа над самим собой.

П. Кальдерой (испанский драматург 1600–1681 гг.)

На свете нет ничего прекраснее частного человека.

Ромен Роллан (французский писатель 1896–1944гг.)

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

Эпиктет (римский философ).

Любовь – высокое слово, без неё нет жизни и быть не может.

А. Герцен.

Быть любимым – это больше, чем быть богатым.

К. Талье.

Истинная любовь очищает, возвышает каждого человека, совершенно преобразует его.

Н.Чернышевский.

Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу.

 2. Какой символ к теме урока ты бы подобрал?

(Розу, так как именно этот цветок Аннабель отдает Джимми Валентайну, когда он решил спасти девочку. Роза – символ надежды на понимание).

3. Комментирование оценок учащихся.