Особенности логопедической работы в условиях сельской школы

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


МОУ Андрейковская средняя школа оказывает высококвалифицированную помощь маленьким детям с проблемами в речевом развитии. Коррекция нарушения речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в данном учреждении предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом в 1–4 классах, дошкольных группах.

Сущность организации логопедического процесса определяется инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Оно определяет порядок работы логопедического пункта как структурного подразделения государственного муниципального общеобразовательного учреждения. В соответствии с этой инструкцией основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающихся общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

На логопедический пункт зачисляются учащиеся общеобразовательного учреждения (1–4 классы, дошкольные группы), имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетический дефект; нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим недоразвитием).

Логопедическая работа ведется с учетом особенностей контингента обучающихся (схема 1).  

Схема 1. Соматические осложнения учащихся

МОУ Андрейковская средняя школа (на 01.09 06)

ДИАГНОЗ

Кол-во человек

Порок сердца

2

Энурез

5

Вегетососудистая дистания

8

Нарушение зрения

10

Нарушение слуха

2

Частые ОРЗ (более 4 раз в год) 15

У соматически ослабленных детей наблюдаются и нарушения речи, которые осложняются речевыми дефектами – неправильное произношение звуков, дислексия, дисграфия, дизартрия.

У большинства обучающихся нарушения устной речи еще более усугубляется недоразвитием познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой и ведет к нарушению письменной речи.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько учтены типичные и индивидуальные особенности проявления общего речевого недоразвития (схема 2).

Схема 2. Проявление несформированности этапов речевой деятельности.

  2003–04 гг. 2004–05 гг. 2005–06гг.
Слабость мотивации 25,5% 21,5%. 19,5%
Нарушение смыслового программирования речевой деятельности 37,5% 35% 29,5%
Снижение потребности в речевом общении 28% 25% 21%
Нарушение создания внутренних программ речевых действий 38%. 35% 31,5%

Данная схема показывает улучшение уровня речевого развития за счет специально спланированной работы в подготовительный период логопедических занятий.

В соответствии с задачами учитель-логопед ведет обследование и отбор детей в дошкольных группах, ведет коррекционно-логопедическую работу, общее недоразвитие речи школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку и другим предметам, популяризации логопедических знаний, а также ведение документации. На схеме 3 представлены функции логопедической службы МОУ Андрейковской средней школы.

Схема 3.Организация работы логопедической службы в МОУ Андрейковская средняя школа.

 

Диагностика:

1. Комплексное обследование дошкольных групп, обучающихся начальных классов.

2. Дополнительноеобследование с учетом индивидуальных особенностей.

3. Коррекционный мониторинг.

4. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

 

Анализ и планирование:

1. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирование работы на год.

2.. Комплектование групп и подгрупп по проявлениям речевых нарушений.

3. Планирование индивидуальной работы с детьми.

 

Коррекционно-развивающая работа:

1. Проведение занятий по коррекции и развитию разных сторон речи.

2. Проведение итоговых речевых праздников в конце учебного года.  

 

Профилактическая и консультативная работа:

  • Профилактика нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  • Систематические консультации для родителей и педагогов.
 

Методическое обеспечение:

1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи у обучающихся.

3. Активное участие в методической работе.

4. Самообразование по вопросам коррекции речи.

 

Контроль:

1. Информация о работе учителя-логопеда на педсоветах, родительских собраниях.

2. Подведение итогов и анализ работы за учебный год.

Для успешной реализации этих задач ведется взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями ГПД, медицинским персоналом, психологом, социальным педагогом, родителями, т.е. со всеми звеньями педагогического процесса (схема 4).

Схема 4. Взаимодействие логопедической службы.

ВРАЧ            ПЕДАГОГ–ПСИХОЛОГ          СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ          УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ УЧИТЕЛЬ          РУС. ЯЗ.

РОДИТЕЛИ           УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД           МО учителей-логопедов

ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД

КЛАССНЫЙ РУКОВОЛИТЕЛЬ                     ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Задачи этой совместной педагогической работы не ограничиваются коррекцией речевого дефекта, они значительно глубже, сложнее, т.к. наряду с отклонениями в речевом развитии у детей зачастую отмечается неустойчивость внимания, слабая память, низкая работоспособность, нарушение общей моторики, что выражается в поведенческих реакциях и слабо сформированных навыках учебной деятельности.

Коррекционная логопедическая работа проводится поэтапно. Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произнесении звуков с одноименным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Постановка звуков проводится индивидуально. Автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на групповых и фронтальных занятиях. Важное место на данном этапе отводится формированию потребности в речевом общении; развитию слухового и зрительного восприятия. Широко используются упражнения по тренировке мелкой пальчиковой моторики: «Пальчиковая гимнастика»; выкладывание разноцветных узоров из мелких геометрических фигур; игры с камешками; бусинами; шнуровка; штриховка. Особенно успехом используются эти задания в дошкольных группах: дети с интересом играют, тем самым повышают свою речемыслительную деятельность.

Цели второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического оформление речи.

На третьем этапе главное внимание уделяется развитию и формированию связной речи. Большая роль отводится коррекции речемыслительной деятельности учащихся.

В связи с особенностью данного общеобразовательного учреждения (оно является комплексом сад-школа) в состав логопедического пункта входят дети дошкольных групп, где проводится работа в соответствии положения логопедического пункта.

Логопедическая служба в нашей школе работает недавно. Идет процесс ее становления – меняются графики работы, апробируются разные формы занятий, но тем не менее есть результаты (таблица 1,2).

ТАБЛИЦА 1

Учебный год      

Кол-во детей с нарушениями речи

     
  ФД ФФН ОНР Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФН Нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР ЗПР ВСЕГО
2003-04 гг.

10

4

2

5

2

-

23

2004-05 гг.

8

5

1

5

2

-

21

2005-06 гг.

6

4

2

5

1

1

19

ТАБЛИЦА 2

Нарушения речи, %

   

Учебный год

     
 

2003-04 гг.

 

2004-05 гг.

 

2005-06 гг.

 
 

На начало уч. года

На конец уч. года

На начало уч. года

На конец уч. года

На начало уч. года

На конец уч. года

ФД

35% 5% 30% 8% 29% 7%

ФФН

30% 15% 40% 13% 35% 14%

ОНР

8% 8% 8% 4% 6% 3%

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

27% 10% 22% 11% 30% 10%

ВСЕГО

100% 38% 100% 36% 100% 34%

Используемая нами структура логопедической службы отвечает целям, которые ставит перед собой МОУ Андрейковская средняя школа. При систематических и целенаправленных занятиях видна положительная динамика развития и совершенствование речи обучающихся.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди – педагоги, в том числе и логопеды.