Интегрированный урок (окружающий мир + информатика) на тему: "Глаз – орган зрения"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Познакомить со строением и функциями глаза.
  2. Тренировать зрение, соблюдать правила личной гигиены.
  3. Воспитывать культуру межличностных отношений, чувство ответственности за свое здоровье.
  4. Развивать интерес детей к предмету через интеграцию.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психотренинг:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я очень хочу учиться.

II. Сообщение цели урока.

Путешествие по страницам.

Страница: “Познавательная”

У: Ребята, вы любите читать журналы?

Д (ответы детей): Да.

У: Какие журналы, вы знаете?

Д: Ответы детей.

У: Сегодняшний урок пройдет в форме устного журнала.

Ребята! сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Виссарион Григорьевич Белинский – русский литературный критик говорил: “Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – целостная, очень сложная система. Это одновременно храм, склад, антенна и электрическая компания, библиотека и установка для очисти сточных вод”.

И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедится и сегодня на уроке, и на последующих уроках по окружающему миру.

III. Проверка пройденного – повторение.

Страница: “Что мы знаем?”

Разгадайте кроссворд, который поможет определить тему нашего урока.

<Приложение 1>

1) Бедро, стопа – голень составляют нижнюю часть наших конечностей.

2) Как называются широкие кровеносные сосуды, по которым бежит обогащенная кислородам кровь – артерия.

3) Главный орган дыхания – почки.

4) Это необыкновенная одежда для человеческого организма, которая не промокает, свободно пропускает воздух, не выцветает – кожа.

5) Этот орган выделяет желчь, очищает кровь от вредных продуктов, отдает кровь при большой потери, накапливает жиры, белки, углеводы – печень.

6) Что является управляющей системой организма человека – мозг.

7) Эти компоненты входят в состав крови – эритроциты.

8) Вставить слово: Более 200 костей составляют скелет человека.

9) Название сосудов, по которым бежит кровь, содержащая питательные вещества, но бедная O2.

10) Орган выделения – почки.

11) Чем является никотин для организма человека – яд.

Разгадали кроссворд> тема нашего урока. Орган зрения – это? “глаза”

IV. Новый материал/

Страница: “Информационная”

(Учитель показывает красивое яблоко.)

У: Что помогает увидеть это яблоко?

У: Что вы можете сказать об этом предмете?

Д: Яблоко круглое, красное, большое.

Д: Глаза, форму, цвет.

У: Сделайте вывод о работе глаз:

Д: Вывод: Глаз снабжает информацией о цвете, размере, форме, движении, дает широкий обзор.

Сообщение 1 ученика: Некогда слово “глаз”означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово “оно”, которое cхранилось в русском языке и поныне, и в разговорной речи, в пословицах и поговорках

Давайте послушаем пословицы и попытаемся их объяснить:

“Хоть видит оно да глаз неймет”.

Отгадайте загадки:

1. У меня есть два камушка
Куда закину –
Везде достану. (Глаза)

2. Кругло – горбато,
Около – мохнато,
Придет беда –
Потечет вода. (Глаза)

- Объясните, как вы понимаете эти загадки.

(Ответы детей)

Действительно, природа заботливо оберегает наши глаза. Глаз закрывается веком. Если со лба потечет пот, то его остановят брови. Если ветер понесет в лицо пыль – ее задержат глазные реснички. А если пылинки сядут на глаз, то их слижет мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Глаза становятся карими, зелеными или серыми. В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. Сквозь нее мы ничего не видим. Ее задача – защищать те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока.

В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки.

Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены вашей комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самой с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы наконец видим то, на что смотрят наши глаза.

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток- одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.

90% всей информации, которую мы воспринимаем из окружающего мира, мы получаем с помощью зрения. Половина энергии, получаемой в организме за счет биохимических процессов, расходуется на физиологические функции – пищеварение, дыхание, выделение, движение, мышление и другие, в то время как другая половина потребляется глазами. Человеческие глаза имеют заметные белки, которых лишены приматы. Наличие белков позволяет следить за движением глаз и направлением взгляда, что является существенно важным элементом при общении лицом к лицу. В глазе женщины больше белка, чем у мужчин, поскольку близкое, лицом к лицу, общение есть неотъемлемая часть связей между женщинами, а большая площадь белка глаза расширяет возможности как при отправлении, так и при восприятии сигнала.

Страница: “Физкультурная”

Физкультминутка

а)

Это – правая рука,
Это левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева шумная дубрава,
Справа быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука.

б) Комплекс упражнений для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4–5 раз).

2. Крепко зажмурить глаза, считая до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считая до 5 (повторить 4–5 раз).

3. Вытянуть правую руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки, влево и вправо, вверх и вниз (повторить 4–5 раз).

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6 (повторить 4–5 раз).

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6 (повторить 2–3 раза).

Страница: “Чудеса природы”

Выступление группы знатоков (с показом животных).

Здесь ученики готовят небольшие сообщения на тему урока.

1-й ученик: У разных представителей животного мира глаза устроены по-разному. Это связано с тем, что глаза приспособлены к тому окружению, в котором живут их обитатели. Даже растения воспринимают свет, разворачивая к ним свои листья.

2-й ученик: Самые незатейливые по строению глаза – у личинок, насекомых, например: у гусениц. Они ощущают свет и движущиеся тени потенциальных врагов, но ни чего больше.

3-й ученик: Рыбы хорошо видят предметы, расположенные в близи. Живущая у берегов Юго-Восточной Азии рыба иглобрюх давным-давно пользуется “очками – хамелеонами”, которые темнеют на свету. По краям роговицы глаза этой рыбы расположены клетки, имеющие желтую окраску. Стоит рыбе выплыть из темноты на свет, как эти клетки начинают располагаться по роговой оболочке. Иглобрюх надевает как-бы желтые очки.

4-й ученик: У раков глаза расположены на специальных антеннах – стельках. Они выдвигаются заметно вперед и могут вращаться когда рак не подвижен. У него особый глаз на хвосте.

5-й ученик: А вот у морской звезды – по одному глазу на конце каждого луча.

6-й ученик: Отличительной чертой большинства хищников является бинокулярное зрение. То есть они смотрят на предмет обоими глазами, чтобы видеть далеко и точно. Для это они посажены близко друг к другу.

7-й ученик: Способность безошибочно оглядеть дистанцию до жертвы имеет огромное значение для хищных птиц. Глаза у совы и филина неподвижны, зато голова вращается по полному кругу. Они видят только в темноте.

8-й ученик: Для кошачьего зрения не доступны красные, зеленые тона, которые окрашивают листву, траву плоды. Зато зрачки любого представителя этого семейства могут сильно расширяться.

Учитель: Прародителем первых очков – был драгоценный камень изумруд. Император Нейрон следит за боями гладиаторов через отшлифованную поверхность изумруда (далекое становилось близким, невидимое – видимое). На Руси первое упоминание об очках относится к 1636 году. В начале применялось только одно увеличительное стекло с длинной ручкой, затем появились круглые стекла в металлической оправе

V. Закрепление.

Страница: “Эрудитов”

<Приложение 2>

Учитель информатики проводит тест на компьютере. Работа над тестом проходит в парах. Компьютер обрабатывает данные теста и выставляет оценку по пятибалльной системе.

Страница: “Здоровье”

Учитель: Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

Ученики: Здоровью цены нет. Здоровье всего дороже. Здоровье – лучшее богатство. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Чистота – залог здоровья.

Учитель: Как вы думаете, почему мы вспоминаем на уроке пословицы о здоровье?

Ответы учеников.

Учитель: Наши глаза на столько драгоценны, что мы их обязаны беречь. Предлагаю вам правила бережного отношения к зрению.

Учитель информатики с помощью компьютера и проектора выводит на экран правила бережного отношения к зрению в виде презентации. Затем эти правила раздаются в печатном виде детям и гостям. <Приложение 3>

Страница: “Игровая”

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру.

Ставятся таблички голубого, серого, коричневого, зеленого цвета. Дети распределяются по цвету глаз.

Учитель: Давайте сделаем вывод о том, каких учеников, с каким цветом глаз больше. Наиболее часто встречается цвет глаз голубой 31%, более редкий – зеленый, темно-коричневый. Цвет глаз зависит от меланина, это специальное красящее вещество. Если не большое количество меланина – голубой цвет глаз, среднее – коричневый, большое – черный. Цвет глаз передается по наследству от папы, от мамы, то дедушки.

Дети рассаживаются на свои места.

Учитель информатики с помощью компьютера и проектора проводит презентацию страницы” Знаете ли вы?”

Обобщение:

Чем занимались:
Какую тему изучали?
Что понравилось?
Что узнали нового?
До свидания, урок окончен!