Урок-зачет по теме: "Информационно-справочная документация"

Разделы: Технология


Класс: 11

Тема урока: Зачёт по теме: “Информационно-справочная документация”

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Метод урока: контрольно-диагностический

Форма проведения: командный зачёт

Триединая цель урока:

  • Обучающая: проверка знаний учащихся по теме: “Информационно-справочная документация”;
  • Развивающая: развивать самостоятельность мышления; творческую активность учащихся; умение работать с дополнительной литературой;
  • Воспитательная: формировать сознательное отношение к выполнению заданий в коллективе; ответственность за общий результат; умение отстоять личное мнение и считаться с мнением других; повышать интерес к выбранной профессии.
  • Методическое обеспечение урока: персональные компьютеры; стенд “Сегодня на уроке” - дополнительный информационно-справочный материал по теме урока; цветные ручки; карты-задания; скрепки.

Предварительная работа: домашнее задание: подобрать дополнительный информационно-справочный материал к теме урока и оформить в виде докладов, сообщений, рефератов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

  • афоризм дня:

…ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле… (Аристотель)

  • цель и условия проведения урока-зачёта;
  • деление группы на две команды и определение названий командам.

2. Командный зачёт:

Зачётные задания и ответы к ним прилагаются. Ответы участников команд фиксируются в “Ведомости учёта знаний” (прилагается).

Задание № 1. Теоретическая разминка.

Командам по очереди задаются вопросы - 1 правильный ответ - 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не может на него ответить, право ответа переходит ко второй команде.

Задание № 2. Тест.

Учащиеся получают карточки-задания. На вопросы теста участники команды отвечают письменно, индивидуально. Взаимопроверка - 1 правильный ответ - 1 балл.

Задание № 3. Работа с документами - определите наименования документов.

Участники команды получают пакет документов без наименований и отдельно карточки с наименованиями документов. Необходимо определить наименование каждого документа и прикрепить его скрепкой. Взаимопроверка - 1 правильный ответ - 1 балл.

Задание № 4. Вопрос-ловушка.

Какой из предложенных документов лишний и почему? Один из документов не относится к теме зачётного урока. Команда, назвавшая правильный ответ получает - 1 балл.

Задание № 5. Разбор управленческих ситуаций.

Задание выполняет один представитель команды. Необходимо разобраться в управленческой ситуации и оформить докладную записку на ПК. Взаимопроверка - правильно выполненное задание - 1 балл.

Задание № 6. Работа с документами - найти ошибки при расположении реквизитов.

Учащиеся получают карточки-задания. Участники команды индивидуально находят ошибки в документе при расположении реквизитов и цветной ручкой указывают необходимое правильное расположение данного реквизита. Взаимопроверка - 1 найденная ошибка - 1 балл.

Физкультпауза - Упражнение для профилактики зрительного утомления.

Посмотреть на кончик носа на счёт 1-3, затем на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-3, потом перенести взгляд вдаль на счёт 1-3. Повторить 2 раза.

Задание № 7. Сообщения учащихся.

Учащиеся сдают, подготовленные заранее доклады, сообщения, рефераты по теме “Информационно-справочная документация” и получают дополнительно 1 балл. При наличии резерва времени участники команд озвучивают выполненные задания.

3. Подведение итогов зачёта:

1. Подсчёт результатов.

Зачёт командный, поэтому все члены команды получают одинаковую оценку.

По сумме баллов, набранных каждой командой, рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала по теме “Информационно-справочная документация” по формуле:

Ку=

а - количество набранных баллов по всем заданиям;

р - количество правильных ответов по всем заданиям /эталон/.

Оценки выставляются из расчёта:

Ку =1,0-0,9- “отлично” Ку =08-0,7- “хорошо”
Ку =0,7- “удовлетворительно” Ку меньше,7- “плохо”

Результаты по каждому заданию заносятся в ведомость (прилагается). Проводится подсчёт общей суммы баллов, набранных каждой командой.

2. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме баллов. Выставление оценок.

ВЕДОМОСТЬ УЧЁТА ЗНАНИЙ

Команда Разминка Тест Ошибки в документах Док-ты без наименования Управленческие ситуации Сообщения доклады Итог

42

Ку Оценка
8 8 10 9 1 6

(от кол-ва уч-ся)

                   
                   

Задание № 1

Вопросы разминки:

  1. Все документы делятся на четыре группы… (организационные, распорядительные, информационно-справочные, по личному составу)
  2. Какие документы относятся информационно-справочным? (письма, факсы, телеграммы, телефонограммы, протоколы, акты, докладные и служебные записки и др.)
  3. Что называется актом? (документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий конкретные факты или действия)
  4. Что называется протоколом? (документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях)
  5. Текст протокола состоит из _ частей, как они называются? (2 части - вводная и основная)
  6. Текст акта состоит из _ частей, как они называются? (2 части - вводная и констатирующая)
  7. Текст каждого раздела основной части протокола строится по схеме… (СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)
  8. Назовите виды и средства оперативной связи (телефон, факс, электронная почта и др.)
  9. Каким образом решения, принятые на заседании, совещании доводятся до сведения всех сотрудников организации, предприятия? (в виде копии самого протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола)
  10. Чем гарантийное письмо отличается от других писем? (содержит реквизит “наименование документа” и кроме руководителя подписывается главным бухгалтером)
  11. Назовите два вида расположения реквизитов на бланках документов (угловое и продольное)
  12. Назовите два вида печатей (гербовые и простые)
  13. Назовите виды служебных писем (инструкционные, гарантийные, рекламные, письма-запросы, письма-приглашения, сопроводительные и др.)
  14. Назовите разновидности актов (акт приёма работ по договору, акт приёма-передачи документов, акт списания, акт проверки и др.)
  15. Какова цель инициативной докладной записки? (побудить адресат к конкретным действиям, которые могут быть изложены в самом тексте)
  16. Каковы требования к тексту служебного письма? (текст письма, как правило, не превышает одной страницы; он должен быть последовательным, убедительным и корректным)

Задание № 2

Вопросы теста:

1. Кем подписываются документы, составляемые комиссией?

а) председателем;
б) председателем и секретарём;
в) председателем и членами комиссии.

2. Пункты повестки дня отвечают на вопрос:

а) Чего?
б) О чём?
в) Что?

3. Виды протоколов:

а) расширенные и краткие;
б) полные и краткие;
в) неполные и расширенные.

4. На каком служебном письме проставляется реквизит “Ссылка на регистрационный номер и дату документа”?

а) письмах просьбах;
б) информационных;
в) ответах.

5. В каком случае правильно оформлен реквизит “Подпись” на бланке документа?

а) Директор школы № 25 В.А.Петрова
б) Директор школы Петрова В.А.
в) Директор В.А.Петрова

6. Если документ отправляется в два адреса по почте, то сколько необходимо подготовить экземпляров этого документа?

а) четыре;
б) три;
в) два.

7. С какой целью в служебном письме указывают фамилию и телефон исполнителя?

а) для оперативной связи с исполнителем;
б) для придания документу юридической силы.

8. Что является датой протокола?

а) дата заседания;
б) дата подписания протокола;
в) дата регистрации протокола.

Задание № 3

Работа с документами без наименования:

Участники команды получают пакет информационно-справочных документов без наименований (вместо наименований черта) и отдельно карточки с наименованиями этих документов. Необходимо определить наименование каждого документа и прикрепить его скрепкой.

Задание № 4

Вопрос ловушка:

Лишний документ - “Приказ”, т.к. данный документ распорядительный, т.е. не относится к информационно-справочным.

Задание № 5

Управленческая ситуация: Составьте и оформите Докладную записку

ЗАО страховая компания “Сейв-инвест” провела в конце 2006 г. анализ подбора управленческого персонала с высшим специальным образованием.

Анализ показал, что из 20 начальников отделов и секторов лишь 9 имели высшее экономическое и финансовое образование.

Руководитель управления персоналом Г.Н.Жильцова 25 декабря текущего года составила докладную записку на имя генерального директора страховой компании С.Ю.Подрезкова, в которой предложила заключить договоры с Институтом международного права и экономики им.А.С.Грибоедова о ежегодной целевой подготовке специалистов по специальности “Экономист-менеджер по страхованию международных программ” и о повышении квалификации специалистов с высшим образованием по специальности “Финансы и учёт в страховом деле”. Предварительная договоренность с ректоратом и президентом ИМПЭ была достигнута заблаговременно.

На докладной записке имеется виза главного бухгалтера компании И.А.Крючковой.

Пример оформления докладной записки:

ЗАО страховая компания
“Сейв-инвест”
Генеральному директору
страховой компании
С.Ю.Подрезковой

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

25.12.2006 № 15

Об анализе подбора

управленческого персонала

Довожу до Вашего сведения, что в период с 10 по 20 декабря 2006 г. ЗАО страховой компанией “Сейв-инвест” проведён анализ подбора управленческого персонала с высшим специальным образованием.

Анализ показал, что из 20 начальников отделов и секторов лишь 9 имели высшее экономическое и финансовое образование.

На основании вышеизложенного, предлагаем заключить договоры с Институтом международного права и экономики им.А.С.Грибоедова о ежегодной целевой подготовке специалистов по специальности “Экономист-менеджер по страхованию международных программ и о повышении квалификации специалистов с высшим образованием по специальности “Финансы и учёт в страховом деле”. Предварительная договоренность с ректоратом и президентом ИМПЭ достигнута.

Руководитель управления персоналом   Жильцова   Г.Н.Жильцова
Главный бухгалтер компании  
Крючкова И.А.Крючкова  
20.12.2006  

Задание № 6

Работа с документами с ошибками при расположении реквизитов:

Каждому участнику команды предлагается найти ошибки в расположении реквизитов при оформлении акта и цветной ручкой указать необходимое правильное расположение данных реквизитов.

Приложение 1

Приложение 2