Урок: "Порядок действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней"

Разделы: Математика


Цели:

Когнитивная область (познавательная):

  • Изучить правило выполнения действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней;
  • Применять правило выполнения действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней в процессе выполнения упражнений для закрепления;
  • Способствовать осознию школьниками процесса учения.

Психомоторная область:

  • Развивать логическое мышление, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;
  • Учить формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке;
  • Формировать адекватную самооценку.
  • Формировать умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.

Аффективная область (эмоционально-ценностная):

  • Проявить самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения разноуровневых заданий;
  • Воспитывать интерес к математике, культуру умственного труда.

Основная идея урока: освоение правила выполнения действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней.

Основные понятия урока: выражение, задача, порядок действий, действия разных ступеней, геометрические фигуры.

Логика развития урока как целостной структуры:

  • Организационный момент.
  • Психологический настрой на работу.
  • Устные упражнения;
  • Постановка и решение проблемной ситуации;
  • Формулировка вывода;
  • Применение полученных знаний на практике;
  • Физ. Минутка;
  • Задания на развитие воображения;
  • Задания на развитие логического мышления;
  • Подведение итогов урока;
  • Домашнее задание;
  • Рефлексия.

Способ реализации поставленных целей:

  • Беседа;
  • Работа с учебным пособием;
  • Учебный диалог;
  • Самостоятельная работа.

Основные компоненты развивающей среды: ученические тетради, карточки для индивидуальной работы разных цветов, учебник “Математика” 2 класс авторы И.И. Аргинская Е.И Ивановская, материал для развивающих заданий.

Ход урока

1. Орг. момент (2 мин.)

Звенит звонок веселый
Завет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

“Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.”

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

II. Устные упражнения (10 мин.)

- Чтобы успешно изучить новую тему вам потребуется умение быстро, а главное правильно считать в уме. И сейчас мы в этом потренируемся.

- Для начала давайте с вами устно решим несколько задач в стихах.

Пять пушистеньких котят
Подросли у кошки.
Сколько лапок так хотят
поиграть с Антошкой? (20)
Саша выше Тани,
Таня выше Гали,
Как построить всех детей
Нам в спортивном зале?
(кто выше всех? Ниже всех?)
(Галя, Таня, Саша)
Дима любит математику,
Нравится ему решать:
Пять примеров, три задачи,
Уравнений тоже пять.
Сколько выполнил заданий он
Попробуй сосчитай! (13)
Четыре павлина,
Четыре пингвина,
Совенок и мама-сова
Однажды в июле
В Москву заглянули
Всего на денек или два.
Сколько птиц захотели Москву посмотреть? Посчитай поверней и скорее ответь. (8)

- А сейчас мы с вами поработаем по индивидуальным карточкам. У меня в руках карточки разных цветов (синяя, зеленая, желтая и красная). Каждому цвету соответствует определенный уровень трудности задания. Синяя карточка содержит задания низкого уровня сложности, зеленая карточка – задания среднего уровня сложности, желтая - высокого уровня сложности, наконец, красная карточка – очень высокого уровня сложности.

- Я вас прошу к выбору карточки отнестись очень серьезно и адекватно оценить свои возможности.

(учащиеся самостоятельно выбирают карточки с заданиями)

Синяя карточка

  1. 9 кг картофеля разложили в пакеты, по 3 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?
  2. В одной пачке 10 штук печенья. Сколько штук печенья в 9 таких пачках?
  3. В бидоне 12 л молока. Пяти покупателям из него налили по 2 л молока. Сколько литров молока осталось в бидоне?
  4. В школьной мастерской 3 дня ремонтировали по 10 парт ежедневно. Осталось отремонтировать еще 28 парт. Сколько парт должна была отремонтировать мастерская?

Зеленая карточка

  1. Почтальон доставил в село 63 газеты и 9 журналов. На сколько больше почтальон доставил газет, чем журналов? Во сколько раз меньше почтальон доставил журналов, чем газет?
  2. Учитель раздал восьми ученикам по 3 тетради, и у него еще осталось 6 тетрадей. Сколько тетрадей было у учителя?
  3. У мальчика было 32 марки. Он наклеил их на 4 страницы, по 6 марок на каждую. Сколько марок осталось у мальчика?

От мотка проволоки отрезали 3 куска по 6 м, после этого в мотке осталось 9 м проволоки. Сколько метров проволоки было в мотке?

Желтая карточка

  1. В двух ведрах – по 9 л молока в каждом. Сколько потребуется трехлитровых бидонов, чтобы перелить в них молоко из ведер?
  2. В одном отрезке 27 м материи, а в другом – на 15 м меньше. Из второго отреза сшили 6 одинаковых платьев. Сколько метров материи пошло на каждое платье?
  3. Вася прочитал за лето 15 книг, а Коля – 5 книг. На сколько больше книг прочитал Вася, чем Коля? Во сколько раз меньше книг прочитал Коля, чем Вася?
  4. Начертите прямоугольник, одна сторона которого равна 6 см. При этом известно что, она в 2 раза больше другой.

Красная карточка

  1. У Павлика 20 тетрадей, что в 2 раза больше, чем у Нины. У Славы на 6 тетрадей меньше, чем у Нины. Сколько тетрадей у Славы?
  2. Ширина прямоугольника вдвое меньше его длины. Вычислите сумму длин сторон прямоугольника, если его ширина равна 5.
  3. Если к 24 прибавить 21, то задуманное число будет в 5 раз меньше полученной суммы. Какое число задумали?
  4. Длина прямоугольника в 6 раз больше его ширины. Вычислите сумму длин его сторон, если его ширина равна 2 см.

Примечание: учащиеся записывают только решения данных задач. На выполнение данного задания отводится 6 минут. Во время выполнения задания рекомендуется использовать произведение J. Last “Moonlight sonata” в качестве музыкального сопровождения.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Переходим к следующему заданию. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.

Рисунок 1

- Ребята, на доске записаны числа, посмотрите на них и скажите, какое из данных чисел является лишним и почему?

18, 12, 6, 11, 9, 27

- Расставьте эти числа в порядке убывания – от наибольшего к наименьшему.

III. Изучение нового материала (14 мин.)

Постановка и решение проблемной ситуации

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Откройте учебники на странице 125 № 289.

- Перед вами выражения, записанные в два столбика. Сравните их, чем они похожи, чем отличаются?

- Как вы думаете, будет ли у них равное значение? Объясните ответ.

- Как нам это проверить?

- Запишите выражения из первой строки. Как вы думаете, каков порядок выполнения действий в этих выражениях? Объясните свой ответ.

83-27+18 83-(27+18)

- Как вы думаете, почему ответы получились разные?

- Давайте посмотрим на выражения, записанные во второй строке.

72-54?9•4 (72-54)?9•4

- Каков порядок действий?

- Посмотрите на выражение в 3 строке, каков порядок действий в них?

28?7-1•3 28?(7-1•3)

Формулировка вывода

- Сформулируйте правило выполнения порядка действий в выражениях со скобками?

Применение полученных знаний на практике

- А теперь посмотрите задание под цифрой 4, верно ли указан порядок действий в этих выражениях?

- Если есть ошибки, исправьте их.

3 2 1 1 2 1 2 3
28?(7-1•3) 83-(28+18) (72-54)?9•4

- А сейчас посмотрите на доску. Здесь записаны выражения, в которых расставлен порядок действий. Как вы думаете, правильно ли указан порядок действий в выражениях. Если есть ошибки, исправьте их, а затем найдите значения выражений.

- Придумайте самостоятельно по 1 подобному примеру. (задания составленные 2-3 учениками прорешиваем всем классом)

IV. Физ. Минутка (2 мин.)

Упражнение для разминки кистей рук

- Вы немного устали. Давайте с вами отдохнем и проведем физкультминутку. Сначала разомнем кисти рук.

- Соедините большой и средний палец, а сверху положите указательный, словно держите ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Я буду задавать вам вопросы, а вы движениями вверх-вниз, влево-вправо будете отвечать. (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой)

- Птичка хочет есть?

(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают “Да”)

- Птичка хочет пить?

(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают “Да”)

- Птичка хочет спать?

(Движением кисти влево-вправо дети отвечают “Нет”)

- Птичка хочет играть?

(Движением кисти влево-вправо дети отвечают “Нет”)

- Мы немножко отдохнули, а теперь давайте откроем учебник на странице 126 № 291.

В семье несколько детей. Один ребенок сказал, что у него есть брат и сестра. Другой возразил, что у него сестры нет. Сколько в семье детей? Сколько в ней мальчиков, девочек?

- Прочтите задачу про себя

- Прочтите задачу вслух (читает один ученик).

- О чем говориться в задаче? (о детях)

- Что требуется узнать в задаче? (сколько в семье детей, сколько мальчиков, девочек)

- Давайте сделаем рисунок к задаче, обозначив мальчиков - треугольниками, а девочек – кружками.

Рисунок 2

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

- Сколько мальчиков в семье? (2) Кто думает по-другому?

- А сколько девочек? (1)

- А теперь перейдем к задаче под цифрой 2. Посмотрите на рисунке в учебнике. Что можно узнать по первому рисунку? (количество мальчиков) Кто считает по-другому?

- Кто говорит на втором рисунке? (девочка)

- Подумайте, изменится ли условие задачи, если второй ребенок скажет то же, что и первый? (нет)

- Кто из детей может так сказать? (второй брат)

- Молодцы, вы справились с этим заданием. Далее мы с вами решим пример, но не обычный, а загадочный. Давайте внимательно послушаем задание.

Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался.
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи,
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?

*4**
+*745
6*98
9466

- Это задание выполняем самостоятельно. (один ученик выполняет задание на листе А4) Приложение 1.

V. Задания на развитие воображения (6 мин.)

- Из предложенных геометрических фигур составьте и нарисуйте геометрический орнамент.

Рисунок 3

Приложение 2

- Угадайте, какие фигуры изображены на рисунке и назови их.

Рисунок 4

Приложение 3

VI. Задание на развитие логического мышления (6 мин.)

- Вставьте в квадраты необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.

Рисунок 5

 

(вывешиваем наглядное пособие с заданием на доску)

VII. Домашнее задание (2 мин.)

- Составьте 3 пары выражений с одинаковыми числами, но разным порядком выполнения действий. Найдите их значения.

VIII. Итог урока (2 мин.)

- С какой темой вы сегодня познакомились?

- Сформулируйте правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками.

- Какое задание вызвало наибольший интерес. Почему?

IX. Рефлексия

- Закончите предложения:

Чему я научился на уроке………………..

Что мне этот урок дал для жизни……………

Привлек меня тем………..

Показался интересным………..

Заставил задуматься…………

Список литературы:

  1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 2-го класса – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2004. – 192с.
  2. Аргинская И.И. Методическое пособие к учебнику “Математика”. 2 класс. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Корпрация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2005. – 160 с.
  3. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.
  4. Егорова О.А. Задачи в стихах.// Начальная школа, 2005, №3, с. 76.
  5. Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ сост. Дьячкова Г.Т. – Волгоград: Учитель, 2006. – 173 с.
  6. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем воображение и творческое мышление. – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004 – 160 с.
  7. Уткина Н.Г. и др. Дидактический материал по математике. 3 класс (1-4). – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.
  8. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс. Изд 2-е. м.: “ВАКО”, 2005, 352 с.