Интегрированный урок русского и татарского языков в 1-м классе по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Задачи:

  • создать условия для развития орфографической зоркости учащихся, умения выделять орфограммы; связной речи; обогащения словарного запаса учащихся;
  • способствовать развитию памяти, мышления, внимания, умения анализировать, обобщать;
  • воспитывать любовь к татарскому творчеству через национальные игры, пословицы, поговорки и загадки;
  • прививать навыки каллиграфического письма.

Оборудование урока:

  • учебник “Русский язык” для 1 класса / Т.М. Андрианова, В.И. Илюхина; рабочая тетрадь №2 к учебнику русский язык.- М.:“Издательство Астрель”, 2005.

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2006.

  • магнитофон ( кассета с записью татарской плясовой музыки), пословицы, сказки, загадки татарского народа.

Демонстративный материал: карточка со словарным словом.

Раздаточный материал: карточки со схемами составления слов.

Татарские национальные костюмы: тюбетейки, калфаки, жилеты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Ученики. Придумано кем-то мудро и просто При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.

2. Психологический настрой.

Учитель. -Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе. - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят) - Уши внимательно слушают и всё … (слышат) - Голова хорошо … (думает) - На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.

3. Минута чистописания.

Учитель. Откройте рабочую тетрадь. Страница 6. Запишите дату. Классную работу. Назовите орфограммы в этих словах. Ученик. Удвоенная согласная “с” в слове “классная”. Безударная гласная “а” в слове “работа” Учитель. Буквоед предлагает нам своё задание. Допишите буквы строчкой ниже. - Назовите буквы, которые вы записали? Ученик. б, д, в, е, г, ж, и, з, л, к, Л, М

4. Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске: В живом уголке жили ужи и ежи.
У Миши машина, у машины шина.

Учитель. - Прочтите про себя запись. - Прочтите вслух. - Как вы думаете, что это такое? Ученик. - Это скороговорки. Учитель. – Что такое скороговорка? Ученик. – Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки.

Ученик. – Скороговорку надо проговаривать быстро.

Учитель. – В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

Скороговорка это:

1) Быстрая речь.
2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Учитель. - Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. – Какой звук повторялся здесь много раз? Ученик. - [ж] Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. - [ж]согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель. - Произнесите 2-ую скороговорку. - Какой звук повторялся чаще всего? Ученик. - [ш]

Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. – Этот звук согласный, глухой, твердый.

Учитель. - Приведите примеры слов, где эти согласные были бы твёрдыми?

Ученики. – Жаба, шорох, жук, жокей, ширина, живот, шоколад, шашки, жизнь.

Учитель. - Назовите такие слова, где эти звуки произносятся мягко.

Ученик. – Таких слов нет. Эти согласные звуки всегда твердые.

Учитель. – Верно.

5. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Тюбетейка”

/Игра проводится под татарскую народную плясовую музыку. Дети надевают тюбетейку рядом стоящему товарищу, пока музыка не остановится./

Учитель. - Ребята, как только музыка остановится, я произнесу вам татарскую пословицу, а вы должны будете назвать слово, в котором есть сочетание жи или ши .

Кто поработал – едой себя тешит,
Кто не работал – затылок чешет.
Только трудом держится дом.
Поработай с душой – станут любоваться,
Поработай без души – станут насмехаться.
У лентяя подол горит, а он греется, лежит.
Покажи себя в работе – будешь в почёте.
У доброго джигита всякое дело в руках горит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

6. Наблюдение над правописанием сочетаний ЖИ-ШИ. Формулирование темы урока.

Учитель. – Я буду загадывать вам татарские народные загадки, а вы должны записать только отгадки. /Один ученик работает у доски./

1) Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим:
Уж такой у нас режим. (Лыжи)

2) Иголок много, а шить не умеет. (Ёжик)

3) Телега есть, коня нет.
Если сядешь, коня обгонишь. (Машина)

Учитель. – Что объединяет записанные слова? На какое они правило?

Ученик. – Во всех словах встречаются сочетания ЖИ-ШИ.

Учитель. - Как вы думаете, какова тема урока?

Ученик. – Правописание ЖИ – ШИ.

Учитель. – А что вы знаете о правописании ЖИ – ШИ? –Прочтите в учебнике на стр.48.

Ученик. – ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель. – Как вы думаете, ребята, почему так повелось в русском языке – писать ЖИ – ШИ с буквой И, а не с Ы, как нам слышится. Выскажите свои догадки, предположения.

- Вы знаете, Буквоед рассказал мне одну очень интересную сказку. Эта сказка о том, почему буквы Ж и Ш дружат всегда только с буквой И, а с Ы никогда не стоят рядом. Хотите послушать?

7. Прослушивание сказки.

Был жаркий летний день. Буквы Ж и Ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала туча. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались, бедные, кричат: “Помогите! Тонем!”

А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет Ж и Ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с И. Помните об этом, ребята.

7. Словарная работа.

Учитель. – Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Составьте из данных слогов слово.

ши ма лы

Ученик. - Малыши.

Учитель. - Произнесите с ударением. Назовите орфограммы.

Ученик. - Безударная гласная “а”, ши пишется с “и”.

Учитель. - Кто такие малыши? О ком так говорят?

- От какого слова, от какого корня произошло слово “малыши”? Придумайте однокоренные слова.

Ученик. – Малышка, малышок, малышня, маленький, малый.

Учитель. – Пропишите слово малыши, подчеркните орфограммы. Запомните его правописание.

8. Тренировочные упражнения.

1) Письменное выполнение упражнения 3, стр.48.

Учитель. – Послушайте задание (чтение задания учителем).

- Прочитайте слова, данные в упражнении.

- Как по-другому можно сформулировать задание?

- Давайте поговорим, что у вас должно получиться. Запись на доске и в тетрадях.

Ученик. – Нож –ножи, ухо – уши.

2) Задание в группах.

Учитель. - Сейчас вам предстоит работа в командах.

- Каждая команда получит карточки, на которой дана схема. По этой схеме вам нужно будет составить как можно больше слов с тем сочетанием, которое дано в центре. Это сочетание можно ставить как в начале слова, так и в конце. Полученные слова необходимо записать на листочке.

Задание для 1 команды.

пы на
ер мы
у ШИ кры
ло      шала

Задание для 2 команды.

стри вот
е        тель
раф ЖИ лу
лы        мор

Учитель. – Послушаем, какие слова у вас получились. (1 ученик из команды читает)

9. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Минлебай”

/Дети встают в круг. Одного ученика выбирают на роль Минлебая. Он встаёт в середину круга. Минлебай говорит и показывает движения, дети повторяют за ним. /

Водим - водим хоровод,
В середине - Минлебай.
Повторяем за тобой
Все движения подряд.

- Я жужжу – мы жужжим. Я вышиваю – мы вышиваем. Я бегу – мы бежим. Я спешу – мы спешим. Я визжу – мы визжим.

10. Разучивание стихотворения о правописании ЖИ ШИ.

На доске: Лыжи, мыши и ужи,
Шипы, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.

Учитель. – Прочтите про себя стихотворение, которое записано на доске.

- К чему призывает нас это стихотворение?

- Какие слова на это правило встретились в четверостишии?

- Выучите наизусть это стихотворение.

11. Итог урока.

Учитель. – Ребята, наш урок подходит к концу. Подведём итог.

- С каким правилом вы сегодня познакомились?

- Назовите слова на это правило?

- Какая национальная игра вам больше понравилась?

- Почему?

12. Заключение.

Учитель. Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Я очень довольна. Урок окончен. До свидания!