Конкурсно-игровая программа к 12 апреля "Таких не берут в космонавты"

Разделы: Внеклассная работа


Традиционно в нашей школе для обучающихся 4 классов проводится праздник, посвящённый Дню космонавтики.

Зал оформлен в виде космического пространства: звёзды, созвездия, планеты, фото космонавтов и космических кораблей. Ребята одного или двух классов проходят в актовый зал по билетам в форме космического корабля. На 10 из билетов изображена звезда.

Ведущий: Сегодня замечательный День космонавтики. И мне хотелось бы от вас услышать, что вы знаете о космосе.

1. Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики?

(Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики.)

2. Назовите фамилию главного конструктора космической техники? (Сергей Павлович Королёв. Под его руководством к 1957 г. был создан ракетно-космический комплекс)

3. Кто первый космонавт планеты? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4. Почему День космонавтики отмечается в нашей стране 12 апреля?

(12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос на космическом корабле-спутнике “Восток”, созданном на отечественных заводах. Запуск был произведён на космодроме в Байконуре. Ю.А. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут.)

5. Назовите первую женщину-космонавта, нашу соотечественницу?

(16 июня 1963 года Валентина Терешкова первой из женщин в мире совершила свой исторический полёт в космос. Продолжительность 2 суток 22 часа 50 минут).

6. Из чего состоит солнечная система?

(Солнечная система состоит из 9 планет и их спутников, комет, астероидов, большого количества пыли, газа и мелких частиц.

7. Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека?

(В 1969году была совершена первая экспедиция на Луну. Первыми людьми, которые высадились на поверхности Луны, были американские астронавты Нил Амстрон, Эдвин Олдрин и Майкл Коленд)

Агент Малдэр дал нам задание укомплектовать экипаж космического корабля для полёта к неизведанным планетам. Участниками станут ребята, у кого на билетах изображена счастливая звезда. И так как у команды должна быть надёжная замена на случай непредвиденных обстоятельств, то готовится к полёту, мы будем все вместе. Космонавт должен вести здоровый образ жизни, заниматься зарядкой по утрам. Сегодня мы и узнаем – готовы ли стать космонавтами. Итак, наша первая тренировка.

“На зарядку становись!”

  1. Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону.
  2. Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги.
  3. Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги.
  4. Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат.

Выходят 10 участников. Для них проводятся конкурсы.

1. “Космическая театруля” (экспромт-театр).

Ведущий распределяет роли и читает текст, а учащиеся изображают то, о чём слышат.

“Представьте себе, что вам предстоит полёт в космос. Вам нужно сделать особую космическую гимнастику. Вы поднимаете руки вверх, делаете вдох, потом выдох. А теперь – приседания: раз – два. Сели, встали. Отлично! Пробежка на месте: побежали! Быстрее…. Ещё быстрее…. Совсем быстро! Стоп! Раздаётся громкий сигнал: вам пора на КОСМОДРОМ. Вы медленно, с трудом надеваете на себя скафандр, застёгиваете множество кнопок, молний и пуговиц. На голову вы надеваете большой прозрачный шлем. Вы неторопливо идёте к ракете. В одной руке у вас специальный космический чемоданчик, в другой – очень тяжёлый баллон со сжатым воздухом. Открываете люк в ракете, проходите во внутрь. Включаете пульт управления: много разных кнопок. Ракета начинает гудеть. Вы садитесь в своё космическое кресло. Начинается предстартовый отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Ракета с грохотом взлетает…Вы в невесомости. Подплываете к иллюминатору и смотрите вдаль. Мимо пролетают метеориты. Вы видите созвездия: вот идёт Большая медведица. Скачут гончие псы. Раскачивается созвездие Весов. Стрелец натягивает тетиву лука и стреляет в вашу ракету! Ракета задрожала. Вы падаете на пол. Выключается свет. На ощупь вы пробираетесь к выходу, открываете люк. Оказывается, что вы приземлились на неизвестную планету.

2. “Сделай летательный аппарат”

Участники (10 человек) делают из листка бумаги самолётик и подписывают его. В это время болельщики отгадывают загадки.

Прекрасная звезда на небе.
Звучит оно как слово “вера”,
Как имя девушки … (Венера)

Есть у меня 15 друзей,
15 спутников жизни моей.
Что я за планета? (Юпитер)

Купол надо мной не простой:
Бывает синий, бывает голубой.
И ярким светом бывает озарён.
Кто он? (Небо)

Я очень привлекателен,
Меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я, влиятелен,
Ношу я модное кольцо. (Сатурн)

Для звездочёта я – загадка
И начинаюсь я на “М”.
Но только я не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем. (Марс)

Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета, не ракета,
А зовут меня  (Комета)

Ей бродить совсем не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти,
Как её вам не найти. (Тень)

Шёл я мимо,
Видел диво.
Над домом у дорожки
Повисло пол - лепёшки. (Месяц)

Задание для экипажа: Запустить самолёт. Чей самолётик дальше улетит.

Участник, у которого самолёт упал ближе всего выходит из команды под звуки песни “Таких не берут в космонавты”. Ему вручается медаль с такой же надписью.

3. “Испытание на умение находиться в невесомости” (держать равновесие). Участники (9 человек) выполняют упражнение “Ласточка”. Первый участник, который потеряет равновесие, выбывает из команды под звуки песни “Таких не берут в космонавты”. Ему вручается медаль с такой же надписью.

4. “Испытание на центрифуге”. Необходимо по команде покружиться вокруг себя и точно пройти по прямой. Участник, справившийся хуже всех, выбывает

5. “Собрать космический мусор”.

Картонные фигурки разбрасываются на полу. По команде участники (7чел.) собирают “мусор”. Собравший большее количество фигурок, выбывает, так как в полёте мусор не нужен, ракете тяжело лететь.

6. “Найти по описанию человека”. (6 чел.) По заданию агента Малдера участникам необходимо найти гуманоида. Ребята получают листки с описанием примет. (Для всех участников на карточках описан один человек, например, преподаватель или ведущий. Участники не знают об этом.

Например:

Рост – 1м 50 см; 2. Волосы – длинные; 3. Цвет волос – светлый; 4. Одежда – брюки)

7. “Найди общий язык с инопланетянином”. (5 чел.) Показать мимикой и жестами строки известных детских стихотворений. Зрители должны узнать и назвать стихотворение или строчки песни.

Уронили мишку на пол
Оторвали мишке лапу
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший

Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плачь.
Не утонет в речке мяч.

Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Вот досточка кончается
Сейчас я упаду.

А я играю, на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Антошка, Антошка!
Пойдём копать картошку

Припев:

Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили.
Это нам не задавали.
Парам, парам

Пока участники готовятся, ведущий читает стихотворение, зрители должны вставить недостающее слово. Космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. Потренируемся и мы.

Не в первый раз, не в первый раз,
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного …… космодрома.
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж.
С космической…… орбиты
Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли:
На ближнем спутнике Земли
Тропинку….. проложили!
С друзьями в небо ты глядишь, Конечно, твёрдо веря,
Что подрастёшь – и полетишь
К загадочной …. Венере
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре, Как по Сатурну ходишь ты
В космическом….. скафандре

8. “Приём пищи на корабле” (4 чел.) Предлагают съесть яблоко на время.

Кто быстрее съест яблоко выбывает из игры, так как таких “обжор” в космосе не прокормить.

9. “В минуты отдыха” (3 чел.) После обеда активный отдых. В условиях невесомости и недостатка пространства танцы. Участники танцуют на газете, после сигнала, складывая её пополам. Необходимо танцевать, не заступая за края газеты. Кто, не удержал равновесие, выбывает.

10. “Игра слов” (2чел.) Кто больше назовёт космических слов.

Если в конкурсах возникает спорная ситуация, кто выбывает из экипажа, игрокам задаются дополнительные вопросы.

День сменяется ночью, а ночь днём, потому что:

а) вокруг Земли вращается Луна;

б) Земля вращается вокруг Луны;

в) Земля вращается вокруг Солнца

Солнце – звезда или планета? (Звезда)

Что такое орбита? (Космическая “дорога” небесных тел)

Как называют космонавтов в Америке? (Астронавты)

Сколько планет движется вокруг Солнца? (9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Какое самое близкое к нам небесное тело? (Луна)

Что такое млечный путь?

а) скопление звёзд;

б) облака космической пыли.

Сколько живут звёзды?

а) звёзды рождаются и умирают;

б) звёзды живут вечно.

Какое Солнце?

а) газообразное;

б) твёрдое.

Что такое Земля?

а) звезда;

б) планета..

Отчего происходит лунное затмение?

а) Луна заслоняет солнечный свет;

б) Земля заслоняет солнечный свет.

Какова поверхность Луны?

а) каменистая пустыня без воды и атмосферы;

б) поверхность покрыта водой и атмосферой.

Есть ли у Венеры спутники? (нет)

Сколько длятся сутки на Сатурне?

а) приблизительно 10 часов;

24 часа.

Победитель награждается медалью и памятным призом

В конце мероприятия производится розыгрыш беспроигрышной космической лотереи по входным билетам.

Материал подобран из различных источников. Один из них: книга Г. Майорова. Игры и рассказы о космосе. Серия: “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999г. – 144с.