Технология постановки операционально заданных задач воспитания в практической деятельности учителя

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Управление любой социальной системой, в том числе и такой системой, как урок, начинается с целеполагания. Прослеживается очевидная связь качества управления с качеством целеполагания. В менеджменте в образовании целеполагание рассматривается как сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая западающая часть работы не только руководителя, но и учителя. Проблематикой постановки целей (задач) в образовательной практике занимались и занимаются многие ученые-практики. Новое современное толкование категории “цель/задача” дано в практико-ориентированной монографии “Управление развитием школы”, подготовленной коллективом сотрудников Института управления образованием под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева (М.: Новая школа, 1995).

Цель (задача) – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то корректно количественно, образ (ожидаемого) результата, которого ребенок, школа реально могут достичь к строго определенному моменту времени.

Говоря о качестве образования и управляя этим процессом, мы должны освоить новые подходы к постановке и формулированию задач.

Применительно к уроку, каждый учитель формулирует триединую цель урока, т.е. три взаимосвязанных аспекта: познавательный, развивающий и воспитывающий. Остановимся на воспитательном аспекте ТДЦ.

Выдающийся основоположник принципа оптимизации обучения Ю.К. Бабанский разработал систему конкретных рекомендаций по успешному решению задач воспитания школьников в процессе обучения. Еще в 80-х годах он разработал алгоритм действий педагога по планированию задач урока (см. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методологические основы)/ М.: Просвещение, 1982. – С. 56). И это было своего рода революционным прорывом в целеполагании. Причем, данным алгоритмом до сих пор успешно пользуются многие педагоги. Более того, Ю.К. Бабанский разработал методические рекомендации по конкретизации задач воспитания. Но, поскольку произошла смена идеалов и ценностей, данные рекомендации не используются педагогами при постановке задач воспитания. Хотя необходимость конкретизации задач воспитания остается требованием менеджмента. Если мы обратимся к программам, к методическим пособиям по разработке уроков для учителей, да и к конкретной практике педагогов школ, то убедимся, что воспитательные задачи урока либо прописаны в обобщенном виде, либо поставлены формально, например: “воспитание у учащихся коллективизма”, “воспитание у учащихся гуманизма” и т.д.

Ю.А. Конаржевский в своем последнем глобальном труде по анализу урока пишет о необходимости не только формирования цели, но и умения ее декомпозировать и сформулировал определенные правила построения “дерева целей” урока, позволяющие конкретизировать общие цели на нижних элементарных уровнях (см. Ю.А. Конаржевский. Анализ урока/ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.- С. 10).

Исходя из современных требований к постановке задач, можно вычленить некоторые особенности:

  1. Главными основаниями постановки задач должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем, с одной стороны, и анализ наличных возможностей, средств, ресурсов – с другой.
  2. Задачи должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам.
  3. Задачи должны быть напряженными, но реальными, т.е. находиться в зоне ближайшего развития школьников.
  4. Задачи должны быть сформулированы настолько конкретно (включая определение уровня желаемого результата и средств его достижения), чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они.
  5. Задачи должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер.
  6. Задачи должны соответствовать базовым ценностям школы, ее миссии, концепции преподаваемого предмета.
  7. Задачи совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, поняты и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке и согласованию задач.
  8. Конкретные частные задачи должны подчиняться более крупным и долгосрочным ориентирам и устремлениям.

Практический комментарий.

Нужно различать задачи, которые ориентируются на процесс (а не на результат). Такие задачи, как правило, начинаются с отглагольного существительного: “формирование”, “совершенствование”, “воспитание”, “создание” и т.д.). Такие задачи в основном носят декларативный характер, они являются не столько задачами, сколько намерением, желанием, устремлением или направлением деятельности. Они сформулированы неконкретно и не понятно, через что и как они будут реализованы в течение урока (уроков).

Операционально заданные задачи ориентированы на результат и должны начинаться с глагола: “определить”, “обеспечить”, “сформировать”, “создать”, “выявить”, “приобщить”, “способствовать”, “развивать” и т.д.

Исходя из вышесказанного, нами предпринята попытка разработки алгоритма постановки воспитательных целей (задач) урока:

Исходя из воспитательных целей, заложенных в федеральном компоненте госстандарта, в соответствии с концепцией преподаваемого предмета, основываясь на характеристики учащихся класса, учитель, определяя воспитательную цель (задачи) урока должен сделать следующие шаги:

Определить аспект воспитательного воздействия (например, воспитание ценностного отношения).

Кокретизировать данный аспект (например, воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку).

Определить прием (метод, способ) его реализации на уроке Данный прием (метод, способ) может проецироваться либо на СУМ (содержание учебного материала), ФОПД (формы организации познавательной деятельности учащихся), МО (методы обучения). (например, воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку путем выразительного чтения и анализа стихотворения А.С. Пушкина).

Сформулировать операционально заданную воспитательную цель урока с указанием способа ее реализации в уроке (например: обеспечить воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку путем выразительного чтения и анализа стихотворения А.С. Пушкина и проведения рефлексии среди учащихся класса).

Работа в данном направлении позволит педагогам гимназии освоить технологию постановки операционально заданных задач воспитания, а продуктом их методической деятельности будет банк задач воспитательного аспекта ТДЦ.