Опыт работы с новыми программами во Дворце творчества детей и молодежи ВОУО Департамента образования г. Москвы

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


Дворец творчества детей и молодежи ВОУО департамента образования города Москвы в декабре 2006 года отметил свое шестидесятипятилетие. Дворец творчества сегодня – это более 2,5 тысяч детей, более 170 сотрудников, из них 132 педагога, из которых 36 в прошлом были воспитанниками Дворца.

За время существования Дворца сложилась система работы с педагогами, пришедшими на работу во Дворец творчества. О ней и пойдет речь дальше.

Все начинается с кадрового часа, на котором с новым педагогом директор, заместитель по учебно-воспитательной работе и заведующий отделом обсуждают не только необходимые документы, трудовой договор и организационные вопросы, но и профессиональные цели, убеждения, планы педагога и многие другие вопросы.

Знакомство нового педагога с Дворцом творчества происходит в несколько этапов.

В конце сентября для педагогов первого года работы проходит семинар “Образовательное пространство ДТДиМ”, знакомящий со спецификой данного учреждения, с целями и задачами его деятельности, системой управления учреждением и “географией” Дворца. В рамках этого семинара проводится экскурсия по помещениям Дворца, знакомящая не только с расположением кабинетов, но и с коллективами, которые в них занимаются. В ходе семинара новый педагог узнает к кому и по каким вопросам можно и нужно обращаться, где найти этого человека.

Следующим этапом в “дворцовой биографии” педагога является “Педагогическая гостиная”, приуроченная ко Дню Учителя. Именно здесь педагог окунается в огромный мир Дворца, узнает очень много о коллективе, его традициях, знакомится с людьми. На “Педагогической гостиной” отмечаются успехи коллектива в целом и отдельных педагогов; вручаются награды, пришедшие в летний период и еще не успевшие найти своих героев. Происходит поздравление с юбилейными датами, событиями личной жизни (свадьба, рождение ребенка…), отмечаются юбилеи педагогической деятельности, вручаются поздравления с окончанием учебных заведений и т.д. Особое место в этот день отводится представлению новых педагогов. Для них устраиваются творческие конкурсы, в конце которых происходит торжественное посвящение в сотрудники ДТДиМ.

И вот педагог уже перестает чувствовать себя чужим во Дворце. Он сам начинает узнавать сотрудников Дворца, и, люди, работающие не первый год, начинают воспринимать его как коллегу. А если педагог хочет стать сразу более заметным, то это не очень сложно – достаточно принять участие в проходящих в это время выставке работ педагогов “Дело мастера боится” и концерте педагогов для родителей и воспитанников “Откроем наши сердца”.

На этом работа с новым педагогом не заканчивается. Семинары, вводящие педагога в систему работы Дворца и включающие его в педагогическую команду, проходят в течение всего учебного года. Посвящены они разным темам: организации каникул, этапам педагогического контроля, подведению итогов освоения программы и коллективной деятельности.

В январе для педагогов первого года работы обязательно проводится семинар “Педагогика дополнительного образования”, который ближе знакомит педагогов с особенностями работы в условиях дополнительного образования. Также в течение всего года педагог включается в систему педагогических советов Дворца и совещаний структурного подразделения, в котором работает.

Помимо семинаров для педагогов первого года работы сотрудниками методического отдела организуется ряд консультаций по вопросам оформления документации, написания программы, подбора форм контроля и фиксации результатов и т. д.

При необходимости, методисты помогут провести первое родительское собрание, тестирование на начало учебного года, выстроить занятие, посоветуют к какому педагогу обратиться за помощью в подборе репертуара или по вопросам методики преподавания.

Большая роль в работе с новым педагогом отведена руководителю структурного подразделения. В задачу заведующего отделом входит, в первую очередь, оказанные помощи новому педагогу по таким вопросам, как составление расписания учебных занятий, массовых и досугово-просветительских мероприятий, организация каникул, оформление документации, работа с родителями и многое другое. Регулярные посещения занятий нового педагога в течение всего учебного года позволяют заведующему отделом вовремя оказывать необходимую помощь, не оставлять человека с проблемами один на один.

Среди огромного количества мероприятий, проходящих во Дворце, есть такие, в которых задействован весь коллектив (не только педагогический, но и коллективы воспитанников и их родителей). К ним можно отнести: празднование Дня Города, Дни открытых дверей во ДТДиМ; традиционный осенний туристический сбор-поход; череда новогодних представлений (12 представлений для школ и воспитанников Дворца); Масленица, а также заключительное мероприятие ДТДиМ – праздник “Весна надежды”. Есть во Дворце мероприятия меньшего масштаба, но все равно требующие взаимодействия и работы в команде. Это праздники и массовые мероприятия, проводимые усилиями коллективов внутри структурного подразделения, организация различных конкурсных и концертных программ и т.п.

Отличительной особенностью нашего Дворца творчества является наличие комплексных программ, направленных, прежде всего, на создание условий для взаимодействия воспитанников из различных коллективов и занимающихся разными видами деятельности. Это программы “Здоровье”, “Каникулы”, “Светлячок”, “Истоки” и т.д.

Участие в подготовке и проведении данных мероприятий позволяют новому педагогу ближе познакомиться с другими коллективами Дворца, почувствовать свою сопричастность к жизни Дворца.

Заканчивается учебный год мероприятием, не менее традиционным и значимым, чем “Педагогическая гостиная” – “Торжественным вечером вручения педагогических номинаций”. Номинации присуждаются администрацией Дворца. Они очень разнообразны и отражают успехи педагогов в самых разных областях. Например, номинация “Крутая извилина” вручается педагогам, достигшим определенных результатов в научной деятельности (таких, как получение второго высшего образования, активное участие в педагогических советах и конференциях, выступления на различных семинарах и т. д.), а номинация “Открытие года” – тем, кто проявил себя в прошедшем учебном году, чем-то удивил и порадовал. Довольно часто педагоги, пришедшие на работу в начале учебного года и активно включившиеся в жизнь Дворца, в конце мае получают эту номинацию. Обязательно отмечаются достижения всего Дворца в целом, как результат дружной и слаженной работы всего трудового коллектива.

Усилия многих сотрудников Дворца направлены на то, чтобы педагог осознал свою роль в работе всего Дворца, почувствовал себя членом большого и дружного коллектива, начал мыслить в единстве с другими педагогами, задумываться о своем вкладе в общее дело.

Примерно так проходит первый год работы педагога во Дворце творчества детей и молодежи.