Урок-посиделки

Разделы: Технология


Раздел: Рукоделие. Вязание крючком.

Класс: 7.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цели:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания;
  • научить окончательной отделке изделия;
  • развивать навыки вязания крючком;
  • закреплять навыки чтения схем;
  • применять различные способы вязания;
  • вырабатывать усидчивость и аккуратность;
  • воспитывать любовь к рукоделию.

Оборудование: образцы, журналы по вязанию, схемы, пряжа, крючки.

Оформление кабинета: Выставка работ учащихся других классов (половики, кружки, салфетки, полотенца, шали джемперы и т.д.), самовар, стол сервированный к чаю.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока. Сегодня у нас заключительный урок по разделу рукоделие. Ваша задача завершить начатое изделие до конца, научиться окончательной отделке изделия.

А урок мы проведем не совсем в обычной форме. Представьте себе русскую избу – настоящие крестьянские посиделки. На них шли неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла.

- Какие виды рукоделия вы знаете? (Ответы учащихся).

А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.

Все правильно! Вот и в толковом словаре живого великорусского языка Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь “по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. Так вот: для “россказней” и пригодятся ваши знания и сообщения о вязании крючком.

- Ну а я с вашего разрешения выступлю в роли хозяйки.

Доброго вам здоровья, гости дорогие! Спасибо что зашли на огонек. Располагайтесь, как кому удобно, а те кто трудится должны помнить о правилах безопасности.

Выступление ученицы - правила технике безопасности

Практическая работа: вязание изделия по схемам. В процессе работы девочки исполняют песню.

Ремесло прядения возникло в доисторические временно: остатки льняной пряжи археологи находят в раскопках свайных построек. А глагол прясть по происхождению общеславянский – это значит тянуть из кудели волокна, скручивать из них нить.

Кудель – это вычесанный и перевязанный пучок льна или других волокон, в результате прядения получается пряжа – льняная, шерстяная, бумажная. От глагола прясть образовались названия пряха, прялка.

- Можете сами сказать, что значат эти слова? (ответы учащихся)

Прялка - это приспособление для ручного прядения

Пряха - рукодельница, которая прядет. В классе девочки знакомятся с процессом прядения, который выполняет приглашенная женщина.

Игра “закончи пословицу”.

Один за всех, … (все за одного).

Один в поле - … (не воин).

Одной рукой узла … (не завяжешь).

Одна пчела немного … (меду натаскает).

На словах и так и сяк, …(а на деле никак).

На словах города берет, … (а на деле ни шагу вперед).

Не храбрись словом, … (покажи делом).

Щедр на слова, …(да скуп на деле).

Крючок для вязания можно назвать волшебным инструментом! С его помощью можно создать и одежду, и предметы. Полезные в быту, и даже произведения искусства.

Демонстрация изделий связанных изделий.

Выступление ученицы - сведения о крючке.

Анаграммы: ОЧККЮР, ВЕРУКОЖ, ТОРТЖАКИ.

Выступление ученицы - сведения о нитках.

Исполнение танца “Сударушка”.

Выступление ученицы - сведения о подборе ниток и крючков.

Песня.

Выступление ученицы - сведения об основных приёмах вязания.

Физ. минутка

Выступление ученицы - сведения о видах вязания крючком (по кругу, рядами, ажурное, филейное)

Игра “Узнай пословицу по ее концу”.

“… , все перетрут”. (Терпение и труд , …)

“… , то и пожнешь”. (Что посеешь, …)

“… , славен делами”. (Славен человек не словами, …)

“… , кто весь делу отдается”. (Мастерство тому дается, …)

“… , не знают скуки”. (Умелые руки, …)

“… , потехе - час”. (Делу – время, …)

“… - мастером будешь”. (Люби дело - …)

“… - переделывать” (Наскоро делать - …).

Уход за вязаными изделиями крючком.

- Стирка зависит от волокнистого состава пряжи.

- Сильно выжимать, выкручивать не желательно (в полотенце).

- Что бы изделие держало форму его крахмалят (1 ст. л. крахмала на 1 л. воды, заварить как кисель, добавить уксус 1ст. л.)

- Растянуть на раме, проутюжить.

- Если нужно подобрать фон, рамку.

Загадки.

На осине сижу,
сквозь клену гляжу,
березой трясу. (Прясть)

Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. (ножницы)

Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы)

Пять мешочков шерстяных -
Греются братишки в них. (Перчатка)

Чтоб не мерзнуть пять ребят
В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать. (Варежки)

Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез
Не забуду и про нос. (Носовой платок).

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)

В небо дыра, в землю дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар)

Чаепитие.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славный чудо эликсир.

Вопросы для закрепления.

  • Скрученные волокна (нить)
  • Сырье для пряжи (волокно)
  • Ручной инструмент для вязания (крючок)
  • Процесс изготовления изделия из нитей (вязание)
  • Что означает № крючка? (диаметр в мм.)

Итог урока. Демонстрация завершенных изделий.

О различных видах рукоделия можно узнать из книги “Русское народное прикладное искусство”.