Классный час "Овеянные славою флаг наш и герб"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: активизировать патриотические воспитание подрастающего поколения.

Материалы и оборудование:

1. Географическая карта России;

2. Конституция РФ;

3. Дидактический материал к игре “Цветок дружбы” (лепестки с названием государств);

4. Изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг;

5. Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV), Петр I, В.В. Путин;

6. Выставка рисунков на тему “Моя Родина”.

Класс поделен на три группы. Имеется группа экспертов (5–6 учащихся), которая в ходе урока оценивает ответы ребят, вносит дополнительные замечания, отмечает наиболее полные и правильные ответы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Просмотр выставки рисунков.

Беседа:

Учитель: К этому уроку вы подготовили рисунки. Посмотрим, какие они разные, каждый по-своему великолепен. А что их объединяет? (Они посвящены Родине, Родному краю.)

Учитель: Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.)

Учитель: А какое официальное название государства? (Россия, Российская Федерация.)

Учитель: Где можно найти информацию об этом? (В Конституции РФ.)

Учитель: Возьмите Конституцию, зачитайте. (Зачитывание статьи 1 из Конституции.)

3. Цель: Сегодня мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, об овеянной славе нашего флага и герба.

4. Основная часть.

4.1. Географическое положение России.

Учитель: Начнем с географического положения Российского государства (каждой группе предлагается назвать особенности географического положения, климата, природных ресурсов. Ответы учащихся анализируются экспертами. Возможны дополнения).

Эксперт 1 (ученик): Россия – самая большая по площади страна мира (17,1 млн. км), находящаяся на материке Евразия.

Самое глубокое озеро в мире и в России Байкал (максимальная глубина 1637 м).

Самая многоводная река – Обь с Иртышем (общая длина 5410 км).

Самое жаркое лето – район Волгограда (+43).

Самая холодная зима – Оймякон (–71).

Самсс распространенное дерево в России – лиственница, а из лиственных – береза.

Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.

4.2. Дидактическая игра “Цветок дружбы”.

Каждой группе предлагается собрать цветок, состоящих из лепестков, на которых написаны названия государств. Учащиеся работают в группах за партами, у доски – по 1 представителю от группы. В ходе работы устанавливается, что цветок собран из символизирующих цвета Государственного флага России (если задание выполнено верно. Предлагаются лепестки с названиями стран: Монголия, Италия, Китай, Украина).

Учитель: Обратите внимание на сочетание в нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?

(На государственном флаге России)

Приложение № 1.

4.3. Символика России.

Учитель: Как любое государство, Россия имеет свои символы. Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны.

а) Государственный флаг.

Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага.

Расположите сочетание цветов в правильной последовательности.

Конкурс “Кто быстрей?”

Раздаются конверты с разноцветными полосочками. Собрать на время флаг РФ (достижение команд отражаем на экране соревнований).

Обсуждение:

– Что означает каждый цвет на флаге?

– Где можно увидеть государственный флаг России?

– Когда он вывешивается?

– Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?

(Приложение № 2)

Эксперты выделяют наиболее полные и правильные ответы. Вносят дополнения.

Эксперт 2: Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра. Во второй половине века государственный флаг изменил свои цвета: он стал черно-желто-белым. Но уже к концу XVIII века Россия вернулась к бело-синему-красному флагу Россия в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/. Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/красный/.

В 1917 г. как и многие другие символы трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды, В 1991 г. бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны (приложение № 3).

б) Гимн государства.

Группам предлагается прослушать три аудиозаписи: “Интернационал”, “Варшавянка”, “Государственный гимн РФ”.

Учитель: Какое по счету произведение является гимном России? Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?

(С.Михалков, А.Александров)

Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?

(Торжественность, чувства гордости за Родину.)

Учитель: Как нужно слушать гимн?

(Стоя, в торжественном молчании.)

Наиболее полные ответы отмечаются экспертами.

в) Государственный Герб Российской Федерации.

Учитель: Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.

(На доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб города Москвы.)

(Приложение № 4)

Эксперты выделяют наиболее ценные ответы. Вносят дополнения.

Эксперт 3: С века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.

В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам. Внесение дополнений, вопросы.

4.4. Кто стоит во главе государства Российского?

Учащимся предлагается рассмотреть портреты государственных деятелей и подумать, какой вклад внесли они в развитее государства.

(Иоанн, Петр, Путин В.В.)

Выслушиваются ответы учащихся;

(Иоанн – первый русский царь, Петр – первый русский император, Путин В.В. – ныне действующий президент России.)

Эксперты выслушивают ответы. Возможны дополнения.

Эксперт 4: Первый царь.

Первым царем на Руси был Иоанн Васильевич, прозванный Грозным. Ему было три года, когда скончался его отец. Государством стала управлять его мать Елена. Лет через пять и она скончалась. Иоанн, на восьмом году от роду, остался круглым сиротой, без отца и матери. Он получил очень дурное воспитание. Об Иоанне никто не заботился, он рос заброшенным. Бояре ничему хорошему не научили его; оказывали ему неуважение, часто унижали и оскорбляли его, иногда дразнили и вообще обращались с ним очень грубо. Мальчика никто не вразумлял, никто не внушал ему чувства справедливости, сострадания, милосердия; никто не согрел его сердце любовью.

От такого воспитания развились у Иоанна дурные черты характера: он был очень вспыльчив и жесток.

От природы Иоанн был очень умен и любознателен. Он рано начал читать книги, церковные и светские; читал он священную историю, римскую историю, русские летописи. Достигши совершеннолетия, Иоанн созвал бояр и высшее духовенство и объявил, что желает вступить на престол и принять титул царский. Вслед за тем он торжественно короновался в Успенском соборе и первым из русских князей стал называться царем.

Эксперт 5. Первый император.

Петр в 1721 г. принял императорский титул, который носили и все его потомки. Династия Романовых.

Петр (1672–1725) – русский царь с 1682, с 1721 до 1725 – первый русский император. Великий государственный деятель, полководец, флотоводец, дипломат. Он активно содействовал строительству промышленных предприятий на Урале и центре страны (металлургия, судостроение, текстильная промышленность и др.). Были созданы регулярная армия, русский флот. Петр способствовал распространению культуры и просвещения. Он основал в 1703 г. Петербург и сделал его столицей. В области внешней политики вел борьбу за выход к морям. Полководческий талант раскрылся в войне с Турцией и в Северной войне против Швеции. Благодаря Петру Россия овладела жизненно необходимым побережьем Балтийского моря.

(Приложение № 5)

Эксперт 7: Президент России.

Действующий президент Российской Федерации – В.В. Путин. Он же является Верховным Главнокомандующим РФ.

(Приложение № 6)

Обсуждение выступлений.

Учитель: Мы заметили, что каждый из государственных деятелей внес большой вклад в развитие государства Российского, старался и старается преодолевать возникающие в стране проблемы, сложные ситуации, которые могут возникнуть из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная” с различными укладами и устоями.

5. Итог. Рефлексия.

Подведение итогов. Награждение лучших групп памятными подарками (календарь “Времена года России”, буклеты с государственными символами России, календарики).

Учитель: Что узнали? Где могут пригодиться знания? В конце урока попробуем выделить основные моменты, рассматриваемые нами:

– Россия наша находится на материке...(Евразия).

– Она богата...,..., (лесами, полезными ископаемыми, водными ресурсами и т.д.).

– Россия граничит с..., (Турцией, Финляндией, Китаем, Монголией, Украиной,...).

– Национальный флаг России состоит из... (белого, синего, красного цветов).

– Герб состоит из элементов... (двуглавый орел, щит, Георгий Победоносец).

– Первый царь России... (Иоанн Грозный.)

– Первый император... (Петр.)

– Настоящий президент Российской Федерации... (В.В. Путин).