Литературно-музыкальная гостиная "…Он весь - свободы торжество!"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Оформление: Книжная выставка с одноименным названием. На основном заголовке графически изображен портрет А. Блока.

В разделе “Русь моя, жизнь моя” – представлены материалы творческой биографии поэта. В разделе “Стихотворения” помещена цитата, имитирующая почерк А. Блока: “Ведь вся история моего внутреннего развития “напророчена” в “Стихах о Прекрасной Даме”.

На импровизированной сцене стена, на ней изображено окно средневекового замка. Поодаль столик, покрытый белой скатертью. На нем бокал с пурпурной розой. За столом девушка и юноша, одетые в костюмы начала XX века.

Звучит прелюдия “Осенней элегии” Б. Шнапера.

Ведущий: Сегодня в нашей литературно-музыкальной гостиной собрались любители поэзии Александра Александровича Блока. Мы назвали ее “Он весь – свободы торжество” и посвящаем 125-летию со дня рождения поэта.
У каждого, кто любит поэзию своя встреча с Блоком. Он интересен всем, кому дорога красота слова. Блок стал тем явлением в литературе, в котором само время скрестило шпаги своих страстей. Он жил на стыке двух веков. Судьба наградила его всем: красотой, силой, талантом, способностью любить:

Звучит стихотворение “О, я хочу безумно жить”

– Так он понимал мир, его судьбу и свое назначение в этом мире. Он был на высоте понимания движущих сил истории.

Ведущий: “Вся моя жизнь – в моих стихах”, – писал А.А. Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество”. “Открой мои книги, там сказано все, что свершится” обращался он к читателю. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. “Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…” – писал поэт.
Давайте перелистаем несколько страниц этой книги. Но не забудем, что нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта и главное для нас – за событиями жизни понять Поэзию.

Звучит стихотворение “Зачатый в ночь, я в ночь рожден”

Ведущий: Действительно, Блок был влюбчивым человеком. Поклонялся женской красоте, но любил одну. Об этом тоже читаем в его стихах.

Звучит стихотворение “И я любил и я изведал”

Ведущий: Детство Блока прошло в доме деда – Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Стихи А.А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, “чудесной внутренней тревоги, хаоса звуков родилась Поэзия?

Звучит Прелюдия соль мажор С.В. Рахманинова.

Ведущий: 1898 год. Юный поэт только что окончил гимназию, Ему шел 18-й год. Он был очень красив, высокий, стройный, с вьющимися пепельными волосами и огромными зеленовато-серыми глазами, со сдержанными, точными движениями.
Любимое Шахматово. После напряжения гимназических экзаменов какое удовольствие скакать на лошади, часами бродить по свои любимым местам!
В нескольких верстах от Шахматово – имение Д.И. Менделеева – знаменитого русского химика. Еще будучи студентом Блок часто навещал своих соседей. Во время одной из прогулок Блок вспомнил, что жена ученого приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово.

Ведущий: О том, что произошло дальше, есть очень краткие и неточные заметки Блока и подробный рассказ Любови Дмитриевны, записанный много лет спустя.
“…Фруктовый сад. Розовая девушка, лепестки яблони…” – эта скупая запись скрывает картину, навсегда оставшуюся в душе поэта. Безоблачный, жаркий июньский день, буйно цветущий фруктовый сад, лепестковая метель. И в этом бело-розовом кипении – девушка в розовом платье, с тяжелой золотой косой, сидящая на скамейке.
Та же встреча глазами “розовой девушки”, Любови Дмитриевны Менделеевой: “Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят в конюшню, да невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твердые, решительные шаги. Сердце бьется тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь”.

Ведущий: Блок стал бывать в Боблове почти ежедневно. У юного поэта и веселой молодежи, заполнявшей этот дом, нашлось общее увлечение: театр. Здесь давно уже хотели поставить спектакль, но не было партнера на мужские роли. Блок уговорил ставить свою любимую пьесу “Гамлет” Шекспира. Тут же распределили роли: Гамлет – Блок, Офелия – Люба Менделеева. Начались репетиции, подготовка костюмов.
27 июля было написано Блоком первое стихотворение, продиктованное чувством к
Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвященных, будет более 800. Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощекой и золотоволосой девушке суждена  трудная и благородная судьба – стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.
Не знает и она сама, хотя уже почувствовала влечение к юному Блоку. Люба застенчива и неприступна. Ни одного слова о любви. Эта строгость, даже суровость удерживали юного Блока на расстоянии. Он даже не мог предположить, что заинтересовал ее. Отношения между ними были полны полунамеков, полутайн. Люба скоро стала замечать, что Блок окружает ее “кольцом внимания”. Но как все это было не только не сказано, как все это было замкнуто, сдержанно, не видно, укрыто. Всегда можно сомневаться, да или нет? Кажется или так и есть?” В стихах Блока отразилась целомудренность их отношений:

Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса теряли наш след:
Стана ее не коснулся рукою…
Страсть и любовь не звучали в ответ.

Ведущий: Но вот и день спектакля, 1 августа. Театром стал просторный сенной сарай, переодевались и гримировались в доме и уже в костюмах, “в образе”, бежали через сад к театру. Собралось более 200 зрителей: знакомые, родственники, окрестные крестьяне.
На следующий день было написано стихотворение “Воспоминание о “Гамлете” с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой и с эпиграфом: “Тоску и грусть, страдания, самый ад – все в красоту она преобразила…”
Воспоминания об этом дне, тема Гамлета и Офелии пройдут через всю жизнь Блока. Даже спустя 16 лет, в 1914 году, появится стихотворение, наполненное этим юношеским чувством.

Звучит стихотворение “Я – Гамлет”.

Ведущий: Они стали встречаться под колоннами Казанского собора. В одной из записок он написал: “Если в один из дней вы не будете у собора от 8 до 10 вечера, Вам угрожает тоска на всю жизнь без оправданий”.
Именно тогда родилось знаменитое стихотворение:

Звучит стихотворение “Вхожу я в темные храмы…”

Ведущий: Осенью встречи стали реже, вовсе прекратились, потом начались вновь. Блок уже студент юридического (впоследствии перевелся на филологический) факультет Петербургского университета. Любовь Дмитриевна заканчивает гимназию, чтобы потом поступить на Высшие женские курсы, драматические курсы, ибо мечтает стать актрисой.
Но особое состояние души поэта, которое и называется любовью продолжается. В течение пяти лет, с 1898 по 1904 год, героиней стихотворений Блока неизменно остается Она. Это “ОНА” хочется говорить и писать с большой буквы, так же, как с большой буквы написано каждое слово в заглавии центрального сборника стихов этих лет – “Стихи о Прекрасной Даме”. Это название сразу напоминает время средневекового рыцарства, возвышенные характеры, верное служение мечу, шпаге и ей, Прекрасной Даме.
Не забудем время, в которое жил поэт. “Страшным миром” называл он окружающее, “года глухие”, “страшные годы” – так характеризовал он свое время. И юному, романтически настроенному поэту была близка мысль, что через высшую любовь человечество станет чище, стремление к ней позволит преодолеть противоречия “страшного мира”.

Ведущий: 17 августа 1903 года состоялась свадьба. Началась семейная жизнь. Она будет трудной: слишком разными были представления этих людей о любви, семье, счастье. Будут и расставанья, почти разрывы. И увлечения, как с той, так и с другой стороны. Но взаимная потребность, привязанность, необходимость не только не уменьшаться, но усилятся с годами. А пока Блоки поселились в квартире отчима в офицерском корпусе Гренадерских казарм на Петербургской стороне. Это была окраина, фабричный район. Трудовой, напряженный, будничный, усталый ритм. И это было преддверье тяжелых, трагичных событий в жизни России: надвигалась русско-японская война, 1905 года. О том, как впечатления жизни преломились через сознание Блока, хорошо сказал К.И. Чуковский: Блок “из своего беспредметного мира прямо упал в Петербургскую ночь.

Звучит Прелюдия до диез минор С.В. Рахманинова

Ведущий: Ощущения неблагополучия, назревающей катастрофы овладевают душой поэта.
Мог ли в такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы? Нет, он был слишком хрупок и замкнут в себе. Он не мог быть вечным хранителем поэта, изменить существующие на земле законы. “Страшный мир” вторгался в жизнь Блока, оскорблял чувства людей, растлевал души. Наступает душевный кризис, тоска, а бежать в мир фантазий невозможно. “Распутья”, “Пузыри земли”, “Город” – так называются сборники стихов, написанные Блоком с 1902 по 1908 год.

Ведущий: И все же большинство стихов этого времени посвящено Любови Дмитриевне. Она присутствовала в них даже тогда, когда он не называл ее:

Я и молод, и свеж и влюблен
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склонившись к тебе.

– Блок обожествлял свою возлюбленную. А ей хотелось радостей, обыкновенных земных. Хотелось простоты и ясности чувств. Она мучилась. То сердилась на него, то считала себя недостойной его любви.
Весной 1906 года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом – Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил “пить красное вино”, спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. Это был в те времена захолустный дачный поселок, где собиралась публика средней руки. Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки с чахлыми палисадниками, лавочки, трактиры. Гиперболическая, воплощенная пошлость. Но именно здесь 24 апреля 1906 года появилась жемчужина блоковской лирики стихотворение “Незнакомка”

Звучит стихотворение “Незнакомка”.

Звучит Прелюдия соль диез минор С.В. Рахманинова.

Ведущий: “Он был насквозь – боль”. Это о Блоке в годы реакции, когда тоска, душевная депрессия поэта становятся особенно сильны. Письма, записные книжки, дневники повторяют один и тот же мотив: “Самому жить нестерпимо трудно. Жутко мне, тупо, холодно, тяжко. Дни невыразимой тоски и страшных сумерек”. Что же делать, где искать выход? И таким выходом была или оказалась – любовь.

Ведущий: Один из исследователей творчества А.А. Блока интересно замечает, что душа поэта, жившая вдохновением, откликалась больше всего на вдохновение. Самое сильное чувство вызывали у Блока женщины из мира искусства, чаще всего увлечения его начинались с театральных подмостков. Так было с Любовью Дмитриевной Менделеевой. В 1907–1909 года – это актриса Н.Н. Волохова, которой навеяны и которой посвящены сборники стихов “Фаина”, и “Снежная маска”.

Звучит фрагмент из оперы Ж. Бизе “Кармен”.

– Позднее, в 1913 году, это оперная певица Любовь Александровна Дельмас. Блок увидел ее впервые в роли Кармен. “Пришел, не ожидая никаких чудес, – и вдруг, в буре бессмертной бравурно-тревожной музыки, на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся – дерзкая, неукротимая воля, вся – вихрь и сверканье. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи…

Звучит стихотворение “В ресторане”.

Ведущий: Потом он вспоминал: “С первой минутой не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала – буря музыки и влекущая колдунья, и – одинокой прислушивание в к этой буре, какое-то медленное помолодение души”.

Ведущий: Он влюблен. Он посылает ей цветы и письма: “Я смотрю на Вас в “Кармен” третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене… Я – не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе и которой нет исхода”. И позднее – “не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал”.
Письма Блока, конечно, не могли не произвести впечатления. Любовь Александровна узнала, что в нее бурно влюблен человек зрелый, интересный, известный поэт.

Ведущий: В марте 1914 года был создан цикл “Кармен” – 10 стихотворений, обращенных к Л.А. Дельмас. Никогда еще переживание не достигало такого накала, никогда еще не было в его лирике таких звонких и ликующих нот.

Звучит стихотворение “Ты – как отзвук забытого гимна…” .

Ведущий: Но мечта о счастье так и осталась мечтой. Развеивался сон влюбленности, снова открывался “страшный мир”, от которого ничто не спасает. Счастье осталось лишь в воспоминаниях. И он прощается с Кармен, с еще одной возможностью счастья.

Звучит стихотворение “Была ты всех ярче, верней и прелестней”.

Ведущий: “Встреча с Кармен – важный эпизод в жизни Блока. Но изменить содержание и направление этой жизни уже ничто не могло. Личное снова (в который раз!) ускользнуло от поэта – и опять он остался лицом к лицу с бурей и тревогой”.

Звучит Прелюдия ми бемоль мажор С.В. Рахманинова.

Ведущий: Каким был Александр Блок в это время, накануне первой мировой войны, октябрьских событий? С портретов смотрит красивый молодой человек в щегольском сюртуке или артистической блузе. А на самом деле к тому времени это был строгий, углубленный в невеселые думы зрелый человек, много на своем веку переживший и во многом разуверившийся, с чуткой душой и обнаженной совестью. И был прост и человечен – прост как все по-настоящему большие люди. Любил природу, долгие пешие прогулки по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и физический труд.
Любил копать землю, пилить дрова. “Работа везде одна, – говаривал он, – что печку топить, что стихи написать”.

Ведущий: А дневниковые записи и раньше и теперь полны Любой. Как ни трудно шла их семейная жизнь, оба чувствовали необходимость друг в друге. В самые трудные минуты жизни, спасаясь от черной и безысходной тоски, он возвращался в мыслях к бобловскому Гамлету и Офелии, вспоминал золотистый плащ волос, первые признания.
В пору усложнившихся взаимоотношений с Любовью Дмитриевной Блок пишет полное трагизма стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”

Звучит стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе”.

Ведущий: Горькое, трагическое стихотворение, вмещающее в себя всю жизнь поэта.
Стихотворение – лирический монолог, обращенный к любимой, прекрасной, но трагически-далекой, навсегда утраченной. Облик любимой проступает как бы через дымку воспоминаний, мечты, тоски. Он возвышен и идеализирован с самого начала стихотворения.

Ведущий: Когда-то в “Стихах о Прекрасной Даме” юный поэт мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому. Теперь ему открылась истинная, земная, человеческая ценность любви как величайшего счастья на свете. Но счастье это недостижимо. Любовь трагична для человека “страшного времени”. И ему остается тоска, нежность, боль об утраченном, память о любви и трагическое ощущение собственной вины: ведь он не сопротивляется бессмысленности жизни, не сумел возвысится, подняться над ее ничтожностью.
И поэтому уход любимой он воспринимает с трагической покорностью. Полная опустошенность, безысходность, отчаяние в последних строках:

Уж не мечтать о нежности, о славе.
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Звучит Полонез ля бемоль мажор Ф. Шопена

Ведущий: Но Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще. “Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное”.
“Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!” – разве эти слова не доказательство горячей веры Блока в жизнь в будущее? Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить ее бури и волнения, он “принимает” ее.

Звучит стихотворение “О, весна без конца и без краю…”