Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Разделы: Литература


Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Цели:

  • через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;
  • сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения;
  • вырабатывать умение работать с художественным текстом;
  • попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности.

Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется).

ХОД УРОКА

Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны…

А.С.Пушкин “Полтава”.

Гоголь как бы опрокинул историю в будущее.

Г.А.Гуковский.

I. Организационный момент

II. Слово учителя. (Звучит музыка)

– Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из самых загадочных писателей в русской литературе (слайд).Вы видите его таинственный, немного лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут века, а его произведения не стареют. Они остаются как бы вне времени. Каждое поколение читателей находит для себя что-то новое. В чем же источник необычайной поэтичности гоголевских произведений? Быть может, в том, что все озарено светом идеала. Н.В.Гоголь всю свою жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению он возвращался по несколько раз. То же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”. Первая редакция 1835 года не устроила писателя, он вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году выходит новая версия повести, в которой образы Тараса и Андрия были значительно переработаны, повествование дополнено батальными сценами, которых не было в первой редакции. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так тщательно выписывал он своих героев, детей того “удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответы на нашем уроке.
Цель нашего урока – через образы главных героев увидеть тот “удалой век”, ту смутную эпоху, попытаться понять, что же двигало людьми, в какой мере время диктовало их поведение. (Слайд)
Обратимся к эпиграфу. “Давно в ней искра разгоралась”,- говорит поэт. Зажигая эту свечу и вглядываясь в её огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили те люди. Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.

III. Работа с репродукцией картины. (Слайд)

– Посмотрите на картину. Знакома она вам? Кто на ней изображен? Как вы догадались? (По одежде, по внешности).

– Дома вы познакомились с героями повести. Можем ли мы их найти на этой картине? Попытайтесь это сделать.
Что мы можем сказать о людях, изображенных на картине? Какие они? Что они делают? (На основании ответов ребят делается вывод).

Вывод: основное занятие казаков – война. Такими людей той эпохи увидел И.Репин. А какими их увидел Н.В.Гоголь?

IV. Работа с текстом.

1. Анализ образа Тараса. (Слайд)

– Какие жизненные ценности утверждает в своих наставлениях и в собственном поведении Тарас при встрече с сыновьями?
– Каков смысл жизни Тараса?

2. Характеристика Остапа и Андрия. (Слайды)

– Что в братьях общего?
– В чем они не похожи?
– Как Остап участвовал в проказах?
– Как отец научил Остапа прилежанию?
– Чем отличается Андрий от Остапа при участии в проказах?
– Всегда ли вместе с товарищами любил бывать Андрий? Как он проводил свободное время?

Вывод: Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни.

V. Работа с иллюстрациями. (Слайды)

–  Насколько художникам удалось передать характеры героев? Чьи иллюстрации, на ваш взгляд, наиболее точные? Сравните их с картиной И.Репина “Запорожцы”.

Вывод: у каждого художника свое видение тех героев, той эпохи.

– А теперь мы постараемся создать свой, собирательный образ той эпохи.

VI. Интерактивная игра

– Сегодня на уроке мы много говорили, характеризовали героев, используя разные слова. Через образы главных героев попытаемся воссоздать собирательный образ эпохи.

Работа в группах. 1-й ряд характеризует Тараса, 2-й – Остапа, 3-й – Андрия. На каждом ряду две парты объединяются в отдельную группу, таким образом, класс условно поделился на шесть групп. Каждой группе я выдам белый лист формата А4 и цветные фломастеры. Далее все получают задание: с помощью одного существительного охарактеризовать заданных героев. Затем лист передается другой группе по часовой стрелке. Задание меняется. Теперь героев нужно охарактеризовать при помощи прилагательного, затем глагола, а после на основании этих слов составить предложение. Все это время вы передаете лист от группы к группе. Причем каждый ряд по-прежнему характеризует своего героя.
Выполненные работы учащиеся сдают учителю, который зачитывает и комментирует полученные предложения, характеризующие собирательный образ эпохи.

VII. Подведение итогов

– Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и его сын Остап. Младший же сын Тараса – Андрий - отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры.
Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной.

– Какие качества героев мы можем принять для себя?

– Что недавно происходило на Украине? Выборы президента, которые, слава Богу, не закончились кровопролитием. Так давайте задуем свечу, и это будет символически означать, что мы погасим искру раздоров и конфликтов и пожелаем и Украине, и всем людям на земле мира и процветания, чтобы могучий дух народа служил созиданию, а не разрушению.

Проецируем второй эпиграф, читаем: “Гоголь как бы опрокинул историю в будущее” и еще раз убеждаемся в пророческом даре Гоголя.

VIII. Домашнее задание

Письменная работа “Тарас Бульба и его сыновья – дети своего времени”.

IX. Выставление и комментирование оценок

X. Рефлексия

– Спасибо всем за работу!