Урок русского языка в 4-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи:

  • Повторить, какова роль имени существительного в речи, постоянные и непостоянные признаки имен существительных, какими членами предложения являются имена существительные, разбор имени существительного как части речи.
  • Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю, культуре народов мари.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Дидактические средства: магнитофон, картинки реки, леса, животных; фотография “Осень в лесу”, толковый словарь, схема, “Части речи”; таблички: имя существительное, одушевленное, неодушевленное, кто?, что?, род, число, постоянные признаки, непостоянные признаки, опорные схемы, “огоньки” салюта, алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Методическая литература:

1. Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: “ Баласс”, 2002.
2. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В, Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса (1–4). Под научной редакцией академика А. А Леонтьева. – М.: “Баласс”, 2002.
3. История и культура марийского народа. Хрестоматия для учителей начальной школы, Йошкар-Ола, 1992.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.; 1997.

План урока

1. Оргмомент. Чтение стихотворения С. Вишневского (музыкальное оформление).
2. Минутка чистописания.
3. Языковая разминка.
4. Введение в раздел. Проверка домашнего задания.
5. Сообщение темы и цели урока.
6. Повторяем то, что знаем:

1. Роль имен существительных в речи.
2. Признаки имен существительных.
3. Физкультминутка.
4. Какими членами предложения являются имена существительные как части речи.

7. Упражнение в разборе имен сущ. как части речи.
8. Гимнастика для глаз.
9. Работа над развитием устной речи: рассказ по картинкам.
10. Итог урока. Самооценка. Комментирование оценок учителем.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

На фоне марийской классической музыки ученица в национальном костюме читает стихотворение Семена Вишневского:

Марийский край родной, на карте мира,
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский, милый,
Ты как цветок – прекрасен, юн и чист.

– Сегодня на уроке мы попытаемся уловить моменты о прекрасных уголках родного края и запечатлеть их на фотопленке.

2. Минутка чистописания.

На доске запись: Республика Марий Эл

– Прочитайте слова с доски.

– Какое соединение заглавной буквы в словах с последующей буквой? (Нижнее соединение.)

– Запишите слова в тетрадь. (Пишут.)

– Какие орфограммы встретились? (Заглавная буква, безударные гласные, подчеркиваю.)

– Почему для минутки чистописания мы взяли эти слова? (4 ноября наша республика отмечала 85-летие.)

На доску вывешивается первый “кадр фотопленки”.

3. Языковая разминка.

– Запишите под диктовку слова: сердце, улыбка, щека, егерь, сумма, тростник, водомерка.

– Значение какого слова непонятно? (Егерь.)

– Обратимся к толковому словарю.

1) Егерь – охотник-профессионал (устар.)

2) Егерь-охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.

Индивидуальная работа у доски. 1 ученик разбирает по составу слова: водомерка, тростник. Остальные работают с учителем.

– Назовите слова, в которых орфограмма – гласная буква, орфограмма – согласная.

– В каком слове две орфограммы? (Тростник.)

– В каком слове есть другая орфограмма– буква? (Егерь.)

– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Сердце, сумма, тростник.)  Почему?

– Проверим выполнение задания на доске: водомерка, тростник.

– Где можно увидеть водомерку, тростник? (У реки.)

На доске появляется второй “кадр пленки”.

– Что объединяет записанные слова? (Это имена существительные.)

4. Введение в раздел. Проверка домашнего задания

– Откройте учебник на с. 65 и прочитайте название нового большого раздела. (Слово.)

– Проверим домашнее задание.

– С помощью схемы-подсказки, вспомните, на какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные.)

– Какие вы знаете самостоятельные части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.)

– Служебные? (Союзы и предлоги.)

– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)

– Слова – главный работник в языке, с их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т. д. Без слов мы бы не могли сформулировать мысли. В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

5. Сообщение темы и цели урока.

– Слова, какой части речи мы чаще всего употребляем? (Имени существительного.)

– Проверьте свои предложения, составив слово из первых букв языковой разминки. (Существ.)

– Дайте полное название этой части речи (Имя существительное.) На доску вывешивается табличка, на которой написано: “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”

– Сегодня на уроке мы вспомнили о постоянных и непостоянных признаках имен существительных.

6. Повторяем то, что знаем.

1) Роль имен существительных в речи.

Упр. 102, с. 65.

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”.

– Где происходят события? (У самого леса.)

На доску вывешивается третий “кадр фотопленки”.

– Какие части речи преобладают в этом тексте? (Имена сущ., их – 19 , слов других частей речи – 34.)

– Какую роль они играют? (Обозначают предметы, явления, состояния и т.д.)

Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.

2) Признаки имен существительных.

Упр. 103, с. 65 выполняют на доске 2 ученика по заданию:

– Выписать в два столбика по 3 одушевленных и 3 неодушевленных имени существительного в начальной форме. Указать род, число каждого существительного.

Остальные учащиеся работают в тетради.

одуш. (кто?)

Охотник – м. р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч.
Внучок – м.р., ед.ч.

неодуш. (что?)

избушка – ж. р., ед.ч.
лес – м.р., ед. ч
свет – м.р., ед. ч.

– Для тех, кто работал быстро, объем работы увеличивается.

Проверка.

– Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.)

Вывод фиксируется с помощью табличек на доске:

постоянные признаки

одуш.
неодуш.
род

непостоянные признаки

число

3) Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

4) Какими членами предложения являются имена существительные?

– Отгадайте загадки марийского народа:

Л_сной богатыр_ т_скает гру_ т_желее себя. (Муравей.)

Посреди п_ляны л_ж_т красный колобок. (Лиса.)

На доску вывешивается четвёртый “кадр фотоплёнки”.

– Назовите слова к опорным схемам; объясните правописание:

  • безударная гласная в корне (лесной, таскает, тяжелее, поляны, лежит);
  • парная согласная на конце слова (груз);
  • мягкий знак – показатель мягкости (богатырь);
  • гласная после шипящих (лежит).

– Спишите текст загадки по вариантам.

У доски будут работать двое.

– Найдите имена существительные, надпишите существительные.

– Подчеркните грамматические основы.

– Сделайте вывод.

– Какими членами предложения являются имена существительные?

Вывод. Имена существительные могут быть и главными и второстепенными членами.

7. Упражнение в разборе имен существительных как части речи.

Упр. 105, с. 66.

* – Прочитайте текст про себя.

Гимнастика для глаз. Широко открыть, поморгать, посмотреть вдаль.

– В какое время года охотился В. Бианки со своим сыном? (Осенью.)

На доску вывешивается пятый “кадр фотоплёнки”.

– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)

* – Поставьте, где нужно, запятые.

– Прочитайте предложения, в которых вы поставили запятые.

Объясните постановку запятых в этих предложениях. (1-е с однородными членами, последнее – сложное предложение из двух частей.)

* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.

– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.

Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).

– Сделайте вывод.

Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

* Выполните разбор имен существительных, обозначенных цифрой 3, как часть речи по алгоритму.

– Слова будем записывать сокращенно.

  • 1-е слово у доски
  • 2-е слово с комментированием.
  • 3-е слово самостоятельно. (Взаимопроверка.)

8. Домашнее задание: упр. 106, с 66– 67.

9. Работа над развитием устной речи.

– По кадрам фотопленки сделаны фотографии.

Фотография Димы П. (показываю фотографию) была представлена на районной выставке фотолюбителей, посвященной 85-летию республики.

– Составьте рассказ о нашем крае по “фотографиям”, употребив как можно больше имен существительных.

(Заслушивается рассказ.)

10. Итог.

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

– Что еще узнали об имени существительном? (Ответы детей)

Самооценка.

– Оцените свою работу на уроке. Возьмите столько “огоньков”, сколько вы заработали. Положите на парту. “Вспыхивают” огоньки праздничного салюта. Учитель комментирует оценки. Самые активные ребята прикрепляют “огоньки” к доске.