Сценарий "Лихачевского урока" (внеклассное меропрятие, посвященное юбилею Д.С. Лихачева)

Разделы: Внеклассная работа


I. Организационная часть.

Оборудование. Запись на доске.

a) Дмитрий Сергеевич Лихачев. (1906–1999гг).

b) Высказывание современников о Лихачеве.

Академик Лихачев воплощал в себе то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев с его любовью к своей стране, сочетавшейся с терпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой “русский национализм” в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России ХХI века.

c) На доске записаны основные периоды жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева.

d) красной нитью проходят слова: идея об объединении всех людей через культуру.

Организационный момент: При подборе материалов для вступительного слова о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве я руководствовалась следующими соображениями:

a) вступительное слово должно быть кратким, но емким;

b) оно должно быть интересным для слушающей аудитории;

c) оно должно быть практически направленным, т.е. должно содержать идеи, мысли, благотворно влияющие на сознание учащихся и имеющие практическую пользу.

Исходя из этого, из огромного материала о Лихачеве я собрала следующие сведения о биографии ученого:

1. Род Лихачевых. Детство.

Обратить внимание на следующие моменты:

a) среда, в котором рос Дмитрий Сергеевич была интеллигентной и необыкновенно трудоспособной;

b) раннее приобщение к культуре (театру, балету);

2. Гимназия.

Обратить внимание на первые впечатления Лихачевым о школе – урок национального воспитания.

3. Реальное училище.

Первые опыты ученического самоуправления, ограниченная ответственность и самостоятельность реалистов. Дима Лихачев – “лучший карикатурист” училища.

4. Учеба в Ленинградском университете на ФОН (факультете общественных наук).

Дмитрий Сергеевич Лихачев – “опасный вольнодумец”.

5. Период заключения.

Упорная работа над самоусовершенствованием. Дмитрий Лихачев в самых физически тяжелых условиях умел находить в себе силы для активной духовной, интеллектуальной жизни.

6. Годы войны. Блокада.

Обратить внимание на стойкость молодого Лихачева. Его впечатления о процессе ухода в “иной мир”. Размышления о жизни и смерти.

7. Лихачев – ученый, преподаватель, публицист.

Делаем упор на исследовательскую деятельность – “Слово о полку Игореве”, статьи “Письма о добром и прекрасном”.

В конце вступительного слова обращаю внимание аудитории на слова: идея об объединении людей через культуру.

Эту идею вынашивал Дмитрий Сергеевич Лихачев всю свою жизнь. Люди – земляне – человечество в целом. Его идея проста: все люди одинаковы, несмотря на расовые отличия и национальные принадлежности. Все они чувствуют одинаково: любят, ненавидят, злятся. Следовательно, общее у людей – это чувства, мысли, т.е. нравственные ценности. Поэтому люди могут объединяться не через экономику (каждая страна развивается по-своему), не через политику (у каждого государства свои политические интересы), а только через культуру, так как нравственные ценности отражаются именно в культуре. И мы надеемся, что эта идея об объединении человечества через нравственность и культуру имеет свое будущее. И вы, дети ХХI века, должны эту идею воплощать в жизнь.

II. Практическая часть.

Слово учителя: Среди работ Дмитрия Сергеевича есть одна особая, составленная в форме писем, она называется “Письма о добром”. Эта его работа адресована молодому поколению. Одно из писем посвящено очень серьезной проблеме, которая касается каждого, - цель и самооценка человека.

Согласны ли вы с утверждением: когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Давайте сейчас мы выясним с вами, какие цели вы ставите перед собой.

Учащимся раздаются листы, на которых они пишут свои ближайшие и перспективные цели и задачи.

Слово учителя: Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал, что по тому, ради чего живет человек, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Теперь, пожалуйста, вы сами себе дайте оценку, исходя из ваших жизненных задач. (реакция учеников) Учитель читает вслух отрывок из статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева.

“Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача, шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простым вещам. Отнюдь нет. Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей и одеваться надо хорошо, и библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное, и ненадо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно”.

Учитель выясняет у учащихся, какие задачи они перед собой поставили, какую цель они считают первостепенной. Самооценка личности производится в связи с жизненными задачами. Учитель подводит слушателей (учащихся) к мысли, что та цель считается высокой, достойной, которая отражает отношение учащихся к таким нравственным ценностям, как добро, желание сделать счастливыми не только себя, но и своих близких.

III. Практическая часть написана впереди. (Работа со статьями).

IV. Ребята из каждой группы (по 1 и2 ученика) защищают свои работы, высказывают собственные мнения, приходят к единому выводу по каждой статье. Отвечали перед экспертами групп.

Слово учителя: Итак, мы с вами поработали со статьями Дмитрия Сергеевича Лихачева. Они все составляют единое целое, т.к. все они обращены к вам, к молодому поколению.

Отрадно отметить, что все вы справились с поставленной перед вами задачей. Ответили на вопросы экспертной группы, хорошо убедили нас в правоте своих убеждений.

V. Обобщение.

Итак, мы с вами сегодня на классном часе поговорили о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, 100-летний юбилей которого отмечают все цивилизованные люди Вселенной.

Теперь я хочу провести с вами рефлексию. Она должна отразить все мысли и выводы, к которым мы с вами пришли в течение классного часа.

Вопрос: кто является героем всех статей Дмитрия Сергеевича Лихачева?

Ответ: человек.

Графически изображаем человека.

Вопрос: Мы говорили с вами, что Человек с большой буквы должен себя ощущать кем?

Ответы: Членом общества, патриотом, профессионалом, гражданином.

Я бы из этих ответов выбрала ответ: гражданином, причем гражданином не только своей страны, но и всей Вселенной. (человек стоит ногами на земном шаре).

Вопрос: Мы говорили, что Человек должен ставить перед собой высокие жизненные задачи. Что нужно, чтобы человек мог их осуществить?

Ответы: Голова – это разум.

Вопрос: Разум – это хорошо. Но что Человек должен высоко держать над головой, как горящий факел? Какие нравственные ценности он должен проповедовать?

Ответы: Добро, сочувствие, любовь, чувство собственного достоинства, верность, дружба и т.д.

Учитель: Хорошо, что вы назвали много нравственных ценностей. Но главные мы всё-таки должны выделить. Сообща приходим к выводу, что в руках у Человека должны быть такие ценности, как Добро и достоинство. Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев “Ум без доброты – хитрость”.

Заключительное слово: Я очень рада, что мы с вами сделали для себя очень ценные выводы. Думаю, они будут вам ориентирами в вашей дальнейшей жизни. И всё это мы проделали с вами благодаря знакомству с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Надеюсь, что это не последняя ваша встреча с этим замечательным человеком.

Спасибо всем за активное участие.