Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

Разделы: Биология


Цель: Опираясь на ранее полученные знания, расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни.

Задачи: 1. Образовательные:

  • Выяснить на сколько информированы учащиеся о таком древнем классе пресмыкающихся, как динозавры.
  • Повторить такие понятия как: рептилии, пресмыкающиеся, эры, периоды, Палеозой, Мезозой, Кайнозой, динозавры.
  • Познакомить учащихся с многообразием древних рептилий, таких как:
  • Стегозавры
  • Брахиозавры
  • Диплодоки
  • Тираннозавры
  • Археоптерикс
  • Птеродактиль
  • Игуанодон
  • Трицератопс

Знать их значение в природе, связывая его с их образом жизни.

  • Продолжить формирование умения проводить сравнения.

2. Развивающие:

Продолжить развивать интерес у учащихся к предмету биологии, через интересную дополнительную информацию об вымерших рептилиях (динозаврах).

  • Продолжить развитие логического мышления посредством доказания или опровержения гипотез о вымирании крупного вида пресмыкающихся, и решения проблемных задач.

3. Воспитательные:

Привить учащимся нравственное и эстетическое воспитание, через любовь к природе и познавательный интерес к скрытой (не полной) информации о таком виде древних рептилий, как динозавры.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма: коллективно-групповая (сюжетно-ролевая).

Методы: 1. Словесно-логическая (эврист. беседа, дискуссия)

  • Наглядно-образные (использование таблиц, рисунков, плакатов, игрушек)
  • Практические (использование раскрасок, альбомов с наклейками, видеофильмов и игрушек, ТСО)

Оборудование:

  • Видеомагнитофон
  • Видеокассеты с мультфильмами:
    • « Динотопия »
    • «Земля до начала Времен-7»
  • Художественный фильм С. Спилберга «Парк Юрского периода»
  • Роман А. Конан Дойля «Затерянный мир»
  • Раскраски «Динозавры» и карандаши
  • Альбомы с наклейками «Динозавры»
  • Модели динозавров
  • Игрушки-динозавры
  • Плакат «Динозавры»
  • Книги:
    • «От тираннозавра до птеродактеля», энциклопедия, 2004 г.
    • «Динозавры», энциклопедия, 2002 г.
  • Задание №1 (на карточке)
  • Задание №2 (по две карточки на команду)
  • Задание №3 (таблица)
  • Рефераты учащихся о динозаврах

Организация деятельности на уроке:

  • Актуализация знаний
  • Развитие повторения
  • Изучение нового материала
  • Подведение итога
  • Творческое домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент:

а) Приветствие учителя

б) Настрой класса на работу

в) Дисциплина

2. Актуализация

Выясняется уровень подготовки учащихся, т.е. на сколько они информированы о таком древнем классе рептилий, как динозавры. Узнать много ли учащихся знают видов динозавров, а хотели бы узнать еще больше?

И предлагается экспедиция в затерянный мир, мир древних рептилий, мир динозавров, где ученики – это исследователи, а учитель – научный консультант (зарядить класс познавательной и любознательной энергией и настроить на рабочий лад).

За основу исследования взят роман А. Конан Дойла «Затерянный мир», который заранее предлагается учащимся для прочтения. Класс делится на несколько групп, в состав каждой из них обязательно входят: Палеонтолог, Эколог, Художник, Журналист. Каждая группа совершает путешествие в Затерянный мир, выполняя по дороге различные задания. Учитель группирует задания по своему выбору.

3. Изучение нового материала

На доске записана дата и тема урока. Объявить тему и записать в тетрадь. Озвучить цель сегодняшнего урока.

Тема: «Экспедиция в затерянный мир». Многообразие динозавров.

Цель: Изучить многообразие динозавров.

Урок

Учитель: «Ну что, будем исследовать затерянный мир? Мир динозавров? Тогда смелее! Вперед, в экспедицию! Но прежде мы разделимся на 3 команды (3 ряда), затем дадим им названия и посмотрим, какая из команд проведет более качественную и интересную экспедицию».

(А у доски трое учащихся, которые будут следить, и ставить баллы своим командам.)

Учитель: « А в экспедиции исследователям дают задания и у вас, как у настоящих исследователей тоже будут задания. Ну что исследователи, вперед!»

Задание №1

Учитель зачитывает отрывок из фантастического романа Гарри Адама Клойда «Динозавр», в котором рассказывается о том, как одному миллионеру-маньяку удалось получить яйца хищных динозавров, а затем вывести из них взрослых животных.

«– Надеюсь, из всех четырех яиц появятся четыре маленьких здоровеньких тарбозавра, – продолжал объяснять Пенворд с таким выражением на лице, какое бывает у женщины, ожидающей ребенка, – два самца и две самки. Когда они достигнут взрослого состояния, мы получим потомство естественным путем.

– Динозавры будут размножаться у вас в зоопарке? Но динозавр – это не дикая кошка, он несколько превосходит ее в размерах. Где вы собираетесь их содержать? И как долго вам удастся сохранять это в секрете?

– Уверен, что довольно долго. Мы не станем содержать их здесь. Мы их транспортируем в Кению. У меня есть фермы в Африке. На этом материке много мест, куда я могу поместить своих питомцев. Все дело опять заключается в деньгах, мистер Паскаль, они решают все проблемы. Правительства многих африканских стран ждут от меня благодеяний.

– Но я не понимаю…

– Меня также интересует Австралия, Канада, Новая Зеландия. Там есть обширные и уединенные территории. Они идеально подходят для того, что я хочу.

– Но что же вы хотите, мистер Пенворд? – спросил Паскаль, с ужасом предугадывая ответ.

– Я намереваюсь восстановить справедливость. Я выпущу динозавров на свободу в тех странах, которые я вам перечислил. И тогда все увидят, кто выживет: млекопитающие, человек или динозавры. Все это я собираюсь проделать в ближайшее время, и нет такой силы, которая меня остановит».

Составьте экологический прогноз: подумайте, к каким возможным экологическим последствиям на планете мог бы привести подобный эксперимент по расселению крупных хищных динозавров в малонаселенных местах земного шара; проанализируйте различные варианты последствий этого проекта.

Подведение итогов задания №1

Задание №2

Учитель раздает по две карточки каждой команде, на которых напечатаны отрывки из научно-фантастических произведений.

Учитель: Прочитайте отрывки из произведений и определите, о каких доисторических животных в них идет речь, и из предложенных игрушек-динозавров, выбрать свой правильный ответ.

1. Артур Конан Дойл, «Затерянный мир».

«Со следующей страницы альбома на меня глянуло нечто необычное. Такое чудовище могло возникнуть только в видения курильщиков опиума или в бреду горячечного больного. Голова у него была птичья, тело как у непомерно раздувшейся ящерицы, волочащийся по земле хвост щетинился шипами, похожими на петушьи гребешки…»

2. И.А. Ефремов, «Тень минувшего».

«Никитин подвел Мириам к глыбе, и удивленная девушка увидела на ее поверхности распластанный скелет огромного ящера. Он лежал на боку, подвернув длинный хвост и скрестив тяжелые задние лапы… Череп чудовища, около двух метров длины, на затылке переходил в огромный костяной воротник, усаженный тупыми шипами. Над глазами торчали два длинных, косо направленных вперед рога, третий рог сидел на носу, а морда оканчивалась клювом…»

3. И.А. Ефремов, «Тень минувшего».

«Над отливающей тенью плитой ископаемой смолы встал откуда-то из ее черной глубины гигантский зелено-серый призрак. Громадный динозавр замер неподвижно в воздухе над верхним краем обрыва, вздыбившись на десять метров над головами остолбеневших людей. Чудовище высоко несло свою горбоносую голову; большие глаза тускло и мрачно смотрели куда-то вдаль; безгубая широкая пасть обнажала длинный ряд загнутых назад зубов. Спина животного, слегка согнутая, круто спадала в невероятно мощный хвост, подпиравший динозавра сзади. Огромные задние лапы, согнутые в суставах, не уступали в мощности хвосту, подобные двум колоннам, трехпалые, с широко распластанными пальцами, вооруженными кривыми исполинскими когтями. И почти под самой шеей, над наклонно нависшей над землей передней частью туловища, нелепо и беспомощно торчали две тонкие когтистые передние лапы, такие крошечные по сравнению с гигантским туловищем и головой…»

4. В.А. Обручев, «Плутония».

«Животное только на первый взгляд напоминало носорога, так как обладало маленьким рогом на переносице. Пара же больших рогов, возвышавшихся на лбу и направленных вперед, придавала ему сходство с некоторыми быками… Голова по сравнению с туловищем была непропорционально велика, достигая чуть ли не двух метров в длину; задняя часть черепа расширялась в плоский и широкий гребень… Передние ноги были значительно короче задних, так что животное двигалось, высоко подняв свой крестец. Массивное туловище его было покрыто панцирем из круглых пластинок, более крупных на спине и боках, мелких на крестце, ногах и брюхе. Туловище оканчивалось недлинным, но толстым хвостом, который служил опорой для задней части тела. От конца морды, представляющей острый клюв, до начала хвоста животное имело около 8м…»

5. В.А. Обручев, «Плутония».

« Молодой ящер был ростом выше человека; его неуклюжее тело покоилось на толстых и длинных ногах и толстом, в конце сразу утолщавшемся хвосте; передние ноги были короткие и имели по пять пальцев с небольшими острыми когтями, тогда как на задних было по три пальца с большими, но тупыми когтями. По всему складу тела было очевидно, что животное предпочитало вертикальное положение тела горизонтальному, так как при последнем его задняя половина поднималась значительно выше передней. Голова была большая, довольно противного вида, с обвисшими мясистыми губами и маленькими глазками…»

6. В.А. Обручев, «Плутония».

«Животное достигало восьми метров в длину и четырех в высоту. Передние ноги были значительно короче задних, и массивное туловище было наклонено вперед, оканчиваясь поразительно маленькой головой, похожей на голову ящерицы. Вдоль спины тянулись двумя рядами щитки, или пластинки, торчащие вверх и несколько в бок, подобно крышкам. Четыре пары самых крупных поднимались над туловищем, три пары маленьких – над толстой шеей и две пары над хвостом… Хвост нес три пары длинных шипов пониже пластин, голая морщинистая кожа чудовища была кое-где усеяна бородавкообразными возвышенностями, более многочисленными на шее и голове и более редкими на туловище и хвосте…»

1,6 – стегозавр

2,4 – трицератопс

3 – тираннозавр

5 – игуанодон

Подведение итогов задания №2

Задание №3

Учитель зачитывает задание и предоставляет возможность продискутировать, т.е. поддержать или опровергнуть гипотезу.

Учитель: Известный американский палеонтолог Джон Остром предположил, что динозавры (по крайней мере, некоторые из них) были теплокровными животными.

Попытайтесь поддержать или опровергнуть гипотезу ученого, учитывая, что многие динозавры передвигались на задних конечностях (сердце находилось значительно ниже головы), но в то же время они имели очень большие размеры, что способствовало сохранению тепла их организмом.

Ответ. Голова многих хищных динозавров находилась значительно выше сердца. При таких условиях для обеспечения хорошего кровоснабжения, особенно в стрессовых ситуациях (погоня, схватка с жертвой), необходим был очень мощный кровяной насос. А работа последнего невозможна без усиленного обмена веществ в организме (такого, как у теплокровных животных). Но в то же самое время гигантские размеры многих динозавров помогали им сохранять тепло. Поэтому многие ученые предполагают, что динозавры не были истинно теплокровными животными.

Подведение итогов задания №3

Задание №4

Всем трем командам раздаются листы с изображением динозавров (раскраски) и цветные карандаши.

Учитель: «Исследователи, вы должны за определенное время разукрасить динозавра и всю его среду обитания так, чтобы картинка была максимально приближена к натуральному объекту.

Подведение итогов задания №4

Задание №5

Всем трем командам раздаются листы с ксерокопиями динозавров и цветные наклейки с изображением динозавров.

Учитель: «Ребята, а сейчас вы должны найти на наклейках и листах с ксерокопией динозавров, одинаковых динозавров и наклеить их.»

Подведение итогов задания №5

Задание №6

Из каждой команды по одному представителю вызываются к доске на защиту своих мини-рефератов (сообщений) о динозаврах (темы даются заранее), одновременно демонстрируя представителя, о котором идет речь (показывают игрушки-динозавры и на плакате).

  • трицератопс
  • брахиозавр (или диплодок)
  • стегозавр

Закрепление материала:

Включить видеомагнитофон и показать фрагмент мультфильма «Динотопия».

Учитель: «Ребята, сейчас вы увидите фрагмент мультфильма «Динотопия» с изображением разных видов динозавров и определите какие это виды (их названия).

  • Домашнее задание:

Дома изготовить муляжи (модели) динозавров из подручного материала (связать, слепить, состряпать, вырезать, сшить и т.д.).

  • Заключение:

Учитель: «А теперь, ребята, подведем итоги нашей экспедиции в затерянный мир. Наши помощники подсчитывают баллы. Всем членам команды, занявшим первое место выставляется оценка - «5», участникам команды, занявшим второе место – «4», а участникам команды, занявшем третье место выдаются утешительные призы – наклейки с изображением динозавров.