Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованных игр

Разделы: Работа с дошкольниками


В своей работе использую различные театрализованные игры и упражнения. Включая их не только в подгрупповую работу, но и в музыкальные занятия и досуги.

Использование в своей работе театрализованных игр, позволяет добиться высоких результатов в развитии у детей коммуникативных навыков, позволяет поддержанию интереса у детей на протяжении всего периода воспитания. У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером.

Сценарий развлечения “Путешествие в страну Добра” для старшей группы

Программные задачи.

Образовательные: расширять социально-нравственный и эмоциональный кругозор, обогащая знания детей о таких понятиях как “добро”, “вежливость”, “честность”; добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки героев, объяснять свои суждения.

Развивающие: развивать коммуникативные способности детей, выразительность жестов, мимики, слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, мышление, воображение, память, чувство эмпатии;формировать межличностные отношения и этические представления; способствовать развитию у детей прекрасного, созданию радостного настроения и поддержанию благоприятного психологического климата.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Развлечение “Путешествие в страну Добра”

Дети и ведущая свободно входят в зал и останавливаются перед занавесом.

Вед: Ребята, подойдите ко мне ближе. Я хочу рассказать вам сказку. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть волшебная страна Добра и Справедливости. Хотите, ребята попасть в эту страну? (ответ детей) Тогда я приглашаю Вас в увлекательное путешествие. Но, чтобы попасть в эту страну, нужно открыть волшебные двери. Подходят к дверям (нарисованы и прикреплены к занавесу)А вот и двери.

1 Реб : Что ж нам делать, как нам быть, как нам двери отворить?

Вед: У меня есть ключ ( “вставляет”)

Хоть ключ наш в дверь вставляется, но дверь не открывается.

Ребята, давайте скажем волшебные слова.

2 Реб: Дверь, откройся дам конфетку (показывает конфетку)

3 Реб: Дверь, откройся угощу яблоком (показывает яблоко)

Вместе: Не открывается.

Вед: Давайте попробуем вместе.

Все: Дверь. Откройся. Пожалуйста.

Звучит волшебная музыка. Занавес открывается, детей встречает Фея.

Фея:

Здравствуйте! - говорю по обычаю,
Доброе утро! - желаю всем встречным я.
Доброго дня, вам, милые дети!
Добрых людей так много на свете.
И мне в ответ улыбаются люди,
Доброе слово все они любят.

Здравствуйте, ребята! Я рада всем, кто хочет стать честным, вежливым и щедрым, всем, кто хочет стать жителем моей страны. Я приглашаю вас в свою страну.

Дети берутся за руки, идут змейкой под музыку за Феей, подходят к домику.

Фея: Ребята, послушайте мелодию песенки и постарайтесь отгадать про кого эта песенка.

Звучит мелодия песни “Аккуратный гном”.

Дети: про гнома.

Фея: Я вижу вы знаете эту песенку, а давайте изобразим ее жестами и мимикой.

Дети одевают колпачки гномов и становятся врассыпную.

Дети исполняют песню “Аккуратный гном” Л.Гусевой жестами и мимикой.

Появляется гном из домика.

Гном: Здравствуйте, друзья! Я расскажу о нашей стране и проверю: достойны ли вы стать ее жителями. Сейчас я познакомлю с законами нашей страны и волшебными словами, без которых ее жители не могут прожить и дня.

Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты,
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
Здравствуйте! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Будьте добры! - это я говорю по секрету.
Будьте добры! - и не ждите за это конфету.
Будьте добры! без игры и во время игры,
Если сумеете будьте добры!

Фея: Спасибо тебе. Гном, за прекрасные слова. Есть два заветных ключика к сердцам людей. И каждый может научиться ими пользоваться. Запомните, ребята, это - Спасибо и Пожалуйста.

Гном: Я знаю игру “Пожалуйста”. Давайте поиграем.

Игра “Пожалуйста”

(Гном дает детям задание выполнить определенную команду. Выполняется команда только после слова “пожалуйста”. Команды: хлопните в ладоши, положите руку на плечо соседа, возьмитесь за руки, присядьте и др)

Гном: а сейчас я приглашаю вас потанцевать

Коммуникативный танец- игра (любая 2-х частная музыка)

(На 1 часть музыки дети выполняют поскоки врассыпную, в конце становятся парами; на 2 часть “здороваются” плечиками. Полька повторяется 3 раза, на 1 часть движения те же, на 2 часть- “здороваются” щечками, затем носиками. В конце польки дети благодарят друг друга)

Фея: Нам было весело и интересно с тобой, Гном, но нам пора с ребятами отправляться дальше.

Гном: До свидания, друзья! Счастливого пути!

Гном уходит, дети снимают колпачки, идут за Феей. Подходят к сундуку.

Фея: Посмотрите, ребята, сундук. Он не простой, волшебный.

Звучит волшебная музыка, сундук открывается. Фея достает из сундука “осколки” из сказки .

Фея: Ребята, нужно собрать “осколки” и угадать из какой они сказки.

Игра “Узнай сказку”

(голубой “осколок” - отрицательные герои, желтый- положительные)

Собрав “осколки”, дети называют сказку “Снежная королева”.

Затем Фея обращает внимание на полянку и предлагает детям присесть.

Под музыку появляется маленькая разбойница.

Разб: Привет! А вот и я! Люблю я всем мешать: в птичек стрелять, котов за хвост тягать, прыгать, скакать и дразнить детей. А вы любите? (ответ детей). Вы такие воспитанные, такие вежливые, аж противно ( дразнит детей).

Фея: Ребята, кто это к нам в гости пришел? Напугала всех, и одета кое-как. Да это же настоящая разбойница.

Разб: Если я по-вашему разбойница, то вы - невоспитанные задаваки.

Фея: Нет, ты ошибаешься! Эти дети добрые, воспитанные, щедрые и приветливые.

Разб:Нет, нет, нет! Самая скромная, самая воспитанная, самая вежливая - это я.

Фея: Хорошо! Сейчас мы проверим, какая ты воспитанная и вежливая. Как ты будешь себя в гостях на Дне рождения?

Разб: Если меня пригласят на День рождения, я забуду дома подарок- он мне и самой пригодится. Ни с кем не буду разговаривать. Выбирать буду и есть самое вкусное.

Фея: Как тебе не стыдно. А давай у ребят спросим как они будут себя вести.

Дети рассказывают, как необходимо вести себя в гостях.

Фея: А что ты будешь делать, если твой друг вдруг упадет?

Разб: Ой! Покажу на него пальцем, буду громко смеяться, чтобы он понял, что я совсем не огорчилась. Настоящий товарищ не будет огорчать своих друзей.

Фея: Ну разве так можно?

Фея предлагает детям рассказать, что нужно делать.

Разб: А что я такого сказала? Я вот ребятам могу дать полезные советы: не мойте руки, шею и лицо - пусть остаются грязными; все равно вы их снова запачкаете, так зачем же время попусту тратить? И не завязывайте утром шнурки, всеравно развяжутся.

Фея: Ребята. неужели вам нравятся такие советы? (ответ детей) Давайте дадим свои советы.

Дети становятся в круг. Разбойница становится в центр круга.

Игра “Дай совет”

(Передавая солнышко, дети дают добрые советы)

Разб: Спасибо тебе Фея и вам ребята, что поверили в меня. Я обязательно буду внимательной, приветливой, вежливой и доброй. Я побежала делать добрые дела. (убегает)

Звучит грустная музыка, дети начинают грустить, принимают определенную позу с окончанием музыки

Фея: что случилось? Не пойму. Почему все загрустили, не играют и не веселятся.

Пробует расшевелить детей, дотрагиваясь до них.

Фея: Я сейчас взмахну волшебной палочкой (взмахивает). Пусть заиграет веселая, добрая музыка.

Звучит вступление к песне “Если добрый ты”, дети “оживают”.

Песня “если добрый ты” муз. Савельева

Фея: А сейчас давайте вырастим цветок добра.

Дети становятся в круг. Звучит музыка Э. Грига “Утро”.

Представьте, что вы мои маленькие, маленькие зернышки(группируются).Я очень бережно отношусь к зернышкам: поливаю их, ухаживаю. В тепле зернышки начинают медленно расти (выпрямляют медленно спину).Появляются цветочки (поднимают голову),появляется бутон (встают на колени). Наступает момент - бутон раскрывается( встают, соединяют ладони друг друга) Какой красивый цветок! Это цветок добра! (дети опускают руки)

Вот и закончилось наше путешествие .Вам понравилось, ребята, в моей стране?(ответ детей).Вы добрые и вежливые дети, поэтому вам обязательно найдется место в моей стране. До свидания, ребята!

Дети прощаются, под музыку уходят.