Использование элементов декоративно-прикладного искусства в реализации метода проектов

Разделы: Технология


Образовательная область “Технология” является одним из новых направлений подготовки молодого поколения к будущей жизни, к творческому отношению к труду, к деятельности вообще в новых экономических условиях. Также эта область способствует воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере. “Технология” в известной мере изменяется содержание трудового обучения, усиливает его политехническую направленность, способствует более эффективной реализации межпредметных связей, знакомит с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей, формирует у учащихся технико-технологическую грамотность, технологическую культуру, культуру труда и деловых межличностных отношений. А также способствует приобретению умений в прикладной творческой деятельности на основе профессионального самоопределения.

Кант писал: “Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство воспитывать и искусство управлять.” Конечно, воспитывать хотелось бы хорошо. А для этого важно создать на уроке интеллектуальную, творческую атмосферу, которая способствовала бы хорошему настроению, а следовательно, повышению эффективности работы учителя, его творчества, профессионализма, состояния гармонии души и любви к тому, что ты делаешь, а значит, учитель может изменить программу и адаптировать ее под местные условия школы.

Метод проектов зародился во второй половине 19-го века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюн (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даже практический результат направлен на благо всего общества.

В данной работе под методом проектов мы будем основываться на такой форме организации учебной деятельности, которая ориентирована на решение ряда задач, стоящих перед современным образованием: реализацию личностно- деятельного подхода в обучении, развитие творческих способностей учащихся, овладение ими жизненно необходимыми знаниями и умениями.

В настоящее время финансовые возможности родителей некоторых учащихся ограничены. Поэтому учителю в рамках вариативной части программы для образовательной области “Технология” можно развивать постоянно возрастающий интерес к народно-прикладному искусству, используя нетрадиционные для обработки материалы- остатки тканей, соломка, пряжа, соленое тесто и др. Все это формирует у детей здоровое отношение к сохранению окружающей среды и экономному использованию природных материалов. Таким образом, учитель может адаптировать программу под местные условия школы, включить дополнительную информационную часть в разделы инвариантной части “Технология”, а также частично использовать часы, отводимые на проектирование, сохранив основную идею проекта. Особенностью программы может является нетрадиционный материал. Работа с ним требует дополнительного изучения его свойств, структуры, способов и методов обработки, применяемого оборудования, спектр областей применения таких материалов широк.

В разделе “Рукоделие” остатки ткани и соленое тесто может заменить некоторые традиционные рамки инвариантной части программы. В разделе “Ремонт одежды”, по-новому решаются экономические проблемы семейного бюджета, рационального использования остатков тканей для реставрации старых вещей с учетом народных традиций и направления моды.

При изучении раздела “Интерьер жилого дома” программы “Технология” появляется дополнительная возможность более ярко и нестандартно показать возможности оформления учащимися своей квартиры, применяя поделки, выполненные собственными руками (мягкая игрушка, настенное панно). В разделе “Технология обработки пищевых продуктов” есть возможность изготовить макеты различных блюд из соленого теста (торты, овощи), что дает навык грамотной сервировки стола, а при изучении раздела “Интерьер жилого дома” увеличивается возможность оформления самостоятельно кухни или детской комнаты.

В процессе теоретического обучения учащиеся 5-11-х классов знакомятся с общими сведениями из истории применения лоскутной техники в различных изделиях, с историей тестопластики, с новыми направлениями в обработке ткани “Гильоштрование” или выжигание по ткани, с необходимыми для этого инструментами и приспособлениями, технологией выполнения несложных изделий, поисками новых художественных и технологических решений.

Первоначальный опыт работы по данной программе свидетельствует о высоком уровне интереса школьников, их активном стремлении овладеть практическими навыками в новом для них виде декоративно-прикладного творчества. (См. проект и презентацию Приложение 1 и Приложение2).

Изучение данного материала позволяет выполнить творческий проект по любому из предложенных разделов.