Письменный приём сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разрядную единицу

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • Познакомить с письменным приемом сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом вычисления в столбик;
  • Закрепить запись и решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел способом в столбик, устную и письменную нумерацию в пределах 1000, запись и чтение в пределах 1000
  • Развивать математические способности, речь, логическое мышление, зрительную память;
  • Способствовать сохранению здоровья учащихся.

Ход урока

Орг. момент

- Проверьте, все ли вы приготовили к началу урока: ручка, простой карандаш, линейка, тетрадь.

- Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. Посмотрите на меня , друг на друга – улыбнитесь.

Актуализация опорных знаний.

Понятийный аппарат.

  • Какие действия с числами уже изучили? (сложение и вычитание)
  • Каким знаком пользуемся при сложении? (+)
  • Каким знаком пользуемся при вычитании? (-).
  • Сколько цифр используем при записи чисел? (10).
  • Назовите их. (0, 1, 2, … 8, 9).
  • А сколько чисел вы знаете? (их очень много).
  • Что знаете об однозначных числах?
  • Что знаете о двузначных числах?
  • Как записываем двузначные числа в столбик? (единицы под единицами, десятки под десятками).
  • Как складываем двузначные числа?
  • Как вычитаем двузначные числа?

Дети на планшетах пишут ответы, а учитель фиксирует их на доске:

10 – 6 + 2 – 4 + 5 – 3 = (4)

Напишите последующее число 12? (13)

Напишите, какое число находится между числами 21 и 23? (22)

Напишите предыдущее число 36? (35)

20 + 30 + 10 – 20 = (40)

Найдите “лишние” числа:

4 13 22 35 40

(4 – однозначное; 35 – если сложить 3 и 5 будет 7, а в сумме остальных будет 4; 40 – круглое; 22 – одинаковое количество десятков и единиц)

- Что еще заметили, как записаны числа? (В порядке возрастания).

Закрываю доску.

- Запишите эти числа в тетрадь по памяти.

Открываю доску.

- Кто справился поставьте на полях галочку.

Постановка учебной задачи

Дети решают с мест, учитель фиксирует на доске.

- Решите примеры, записанные на доске с места.

- 30 40 50 60 70 80
21 22 23 24 25 26
9 18 27 36 45 54

- Что заметили?

- Продолжите ряд. ( - 90 27).

Дети по одному выходят и решают примеры на доске.

+40 +50 +60 +70 +80 +90
4 5 6 7 8 9
44 55 66 77 88 99

- Что заметили?

- Продолжите ряд ( + 100, 1 ученик – у доски.10 )

Если ученик записал пример правильно, то происходит следующий подводящий диалог.

Вам не показался такой пример трудным?

Чем он отличается от тех, что решали раньше?

Если ученик записал пример неправильно.

Почему возникло затруднение?

Мы умеем записывать двузначные числа? (Да)

Как мы их записываем?

Чем отличаются двузначные числа от трехзначных? (Наличием сотен)

Тема и цели

Сформулируйте тему урока. (Сложение трехзначных чисел)

А числа можно только складывать? (Нет, еще вычитать).

Значит тема нашего урока…(Сложение и вычитание трехзначных чисел)

Учитель фиксирует тему на доске.

Чему мы должны сегодня научиться?

Ответы фиксируются на доске: (1.Правильно записывать числа;

2. Правильно решать….)

“Открытие” детьми нового знания.

На доске в строчку записаны примеры.

128 – 120 23 + 40 35 + 142 95 - 123

Какой пример не подходит к теме урока? (23 + 40)

Почему не подходит? (Двузначные числа)

Будет ли отличаться решение этих примеров от тех, что решали раньше?

Давайте проверим.

К доске выходят по одному ученику и решают примеры, остальные – в тетради.

Физминутка.

Дети делают зрительную гимнастику на тренажере и упражнение “Кошечка”

Сделаем вывод.

Как складывали трехзначные числа?

Как вычитали трехзначные числа?

Откройте с.50 и прочитайте вывод, который нам предлагают авторы учебника.

Совпали ли наши выводы?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (с.50, №3).

Решите примеры

530 + 327 = 857 416 + 102 = 518
857 – 530 = 327 518 – 416 = 102

Учитель открывает доску с решенными примерами

Проверьте свои примеры и на полях поставьте галочку.

Что интересного заметили? (Одинаковые части и целое)

Можно ли сказать, что второй пример является проверкой первого?

Закрепление.

1. Уравнения, с.51, №4

128 + х = 479 х – 128 = 351 351 – х = 479
х = 479 – 128 х = 128 + 351 х = 479 – 351
х = 351 х = 479 х = 128

- Что интересного заметили?

2. Задача

В сентябре 2 “Б” класс решил 214 примеров, а в октябре на 123 больше. Сколько всего примеров решил 2 “Б” класс в I четверти?

212 + 123 = 335 (п.) – в октябре.

212 + 335 = 547 (п.)

Ответ: 547 примеров решил второй класс в I четверти.

Итог

  • Какая была тема урока?
  • Какие цели ставили?
  • Что на уроке было интересным?
  • А что было самым главным?