"Величины и их преобразования". Математика. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


(слайд 1)

Цели урока:

  • Закрепить ЗУН в преобразовании величин.
  • Дать представление об использовании этих знаний на практике.
  • Развивать интерес учащихся к математике.
  • Работать над развитием логического мышления.
  • Закреплять навыки устного счёта.
  • Формирование представление о единстве окружающего мира.
  • Использовать метод развивающего обучения.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт.
  3. Работа с геометрическим материалом.
  4. Путешествие по солнечной системе.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Решение задач.
  7. Итоги урока.
  8. Постановка домашнего задания.

1. Организационный момент.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука,
Эта математика.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит выяснить, нужна ли математика человеку в жизни, при изучении других предметов?

2. Устный счёт.

Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что читаем в уме!

Задача 1. (слайд 2)

Пожарных учат надевать пожарные штаны за 3 секунды. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? 5 минут?

Задача 2.

Сколько станет весить этот пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов полкило?

Возможно ли такое в жизни? Это была задача-шутка.

3. Работа с геометрическим материалом.

На столе у учеников разложены геометрические фигуры. (слайд 3). Как они называются?

Загадка:

Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (ракета)

Изобразите отгадку с помощью этих фигур. Что у вас получилось? (слайд 4, 5).

4. Путешествие по солнечной системе

Ну, а на ракете, только в космос лететь,
И во все глаза смотреть.
Столько неизвестного,
Столько интересного!

А вы хотели бы полететь в космос? Давайте совершим путешествие к Солнцу.

(Видеофрагмент 1).

Задача 1. (слайд 6)

Температура поверхности Солнца 6000о С. Да, жарковато! У нас летом бывает 30о С, и то мы мучаемся от жары. Давайте посчитаем, на сколько градусов солнечная температура больше указанной земной?

Задача 2. (слайд 7)

Термометр показывает самую низкую температуру -20оС, а самую высокую +6000оС. Сколько делений будет расположено между этими значениями, если одно деление равно 1 мм? Выразите ответ в сантиметрах и метрах.

Существует ли термометр высотой 6 м 2 см? На что он может быть похож?

Температуру на поверхности Солнца мы знаем. Давайте поговорим о расстояниях. Расстояние от Земли до Солнца примерно 150 млн км = 1 а.е. (астрономическая единица). В пределах солнечной системы расстояния измеряют в астрономических единицах, в каких единицах измеряют расстояния на Земле?

Задача 3. (слайд 8).

Если бы мы решили добраться до Солнца на карете, нам понадобилось бы 500 лет. Запишите и ответьте, сколько это веков?

Передвигаясь на автомобиле, на эту дорогу понадобилось бы в 5 раз меньше времени. Сколько это лет?

На самолёте пришлось бы лететь 10 лет. Сколько это месяцев?

А наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если год високосный?

Задача 4. (слайд 9).

Солнце от нас очень далеко. Даже самый быстрый и проворный солнечный луч преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8 минут. Посчитайте, во сколько взошло Солнышко, если его первый лучик разбудил наших ребят в 7 часов утра?

Ну что, я думаю, на Солнце лететь нельзя: далековато, жарковато! Да и Солнце это не планета, а что, мы сейчас узнаем.

Следует сообщение о Солнце.

Задача 5. (слайд 10).

Если бы мы захотели остудить Солнце и сделали бы снежок величиной с Луну, а потом запустили бы им в Солнце, то этот снежок уже через 30 секунд превратился бы в пар. Сколько это минут?

Я предлагаю отправиться на одну из планет. Какие планеты вы знаете?

Назовите ближайшие к нам планеты.

Следует сообщение о Венере.

Отказываемся лететь, т.к. там нет условий для жизни человека.

Следует сообщение о Марсе.

Условия приближены к земным. Ну что, полетели? Включаем первую космическую скорость. Она нам нужна для того, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту.

Задача 6. (слайд 11).

Первая космическая скорость 8 км/с. На каком расстоянии от Земли будет наш космический корабль через одну минуту?

Задача 7.

Мы вышли на околоземную орбиту. Чтобы лететь к другой планете, надо включить вторую космическую скорость. Она на 3 км/с больше первой. Каково её числовое значение?

Задача 8.

Корабль может развивать скорость в 2 раза больше первой космической. Она нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звёздным мирам. Определите значение третьей космической скорости.

Задача 9. (слайд 12).

До Марса лететь 4 месяца в одну сторону. Успеем ли мы вернуться домой к началу нового учебного года?

5. Самостоятельная работа.

Пусть наш корабль летит к Марсу без нас, а мы порешаем.

Приложение 1.

6. Решение задач. (слайд 13)

Задача 10. (слайд 13).

Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. За неделю на поверхность нашей планеты падает в среднем 38 тонн 500 кг метеоритного вещества.

Переведите это значение в килограммы.

Сколько килограммов метеоритов выпадает на Землю за одни сутки?

Верховный правитель маленькой планеты Укропии – Ерёма I и Единственный очень любит загадывать и решать интересные задачи. Вот какую задачу он придумал для вас.

Задача 11. (слайд 14).

Самыми высокими облаками Земли являются серебристые облака, которые проявляются на высоте 90 км. Вырази эту высоту в метрах, сантиметрах.

7. Итог урока.

Почему этот урок для вас был необычным?

8. Домашнее задание.

Придумайте задачу для правителя маленькой планеты Укропии – Ерёмы I и Единственного.