Мастер-класс "Стильные штучки"

Разделы: Технология


Цели:

  • Изучить способы декорирования джинсовой ткани, расширить знания о разнообразии применения художественных материалов;
  • Развивать умения и навыки выполнения ручных работ, творческие способности;
  • Воспитывать эстетический вкус, уважение к народным традициям, аккуратность.

Учебно-материальное оснащение:

  • слайдовая презентация
  • образцы, изделия
  • джинсовая ткань, кусочки ткани парчи и гипюра
  • пайетки, бисер, стеклярус
  • ножницы, иглы, мел, наперстки, нитки
  • мультимедийный проектор

План занятия и ресурс времени:

  • организационный момент – 5 мин.
  • изучение нового материала – 20 мин.
  • демонстрация изделий – 15 мин
  • физкультминутка – 5 мин.
  • выполнение практического задания – 35 мин.
  • экспресс-выставка работ учащихся, подведение итогов – 10 мин.

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.

II. Изучение нового материала

Декор помогает сделать одежду индивидуальной и неповторимой, придает изделию необычный вид. Большинство популярных декоративных приёмов, таких как аппликация, вышивка, отделка узкой тесьмой или сутажом, совмещение различных типов тканей, способ наслоения нескольких тканей, изменение фактуры, объёмный декор, буфы, складки-крэш и т.д. уже нам знакомы.

Но сегодня мы остановимся подробнее на таком декоративном приеме как вышивка пайетками и бисером. В качестве декорирования будем использовать джинсовую ткань.

Из истории

ДЕНИМ (фр., букв., “из Нима”) - прочный хлопчатобумажный материал, известен с конца 19 в., у денима окрашена только нить основы, а уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная – белая, прославился благодаря моде на джинсы.

ДЖИНСЫ (ит.) - брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, обычно темно-синего цвета (индиго), с отделкой рельефной строчкой, появились, как рабочая одежда американских фермеров и докеров Названы по итальянскому городу Генуя (в итальянском произношении “Дженова”), где первоначально производилась такая ткань, и откуда ее вывозили в Америку.

ДЖИНСОВЫЙ СТИЛЬ - наиболее четко выражает спортивную направленность современной массовой одежды. Отличительные черты: точный крой, краевая строчка по швам и деталям, накладные карманы, металлические пуговицы-заклепки, кнопки, молнии и т.д.

ПАИЕТКА (фр.) - в старину блестка, золотая песчинка.

БИСЕР - мелкие разноцветные стеклянные или металлические зерна различной формы со сквозными отверстиями, используется для вышивания украшения женских нарядов и т п Стеклянный бисер изготавливался уже в 10 веке в Венеции. На Руси так назывались мелкие стеклянные бусы или мелкие пронизи для уборов (кокошник, сорока), украшений (поднизи, рясна, ожерелья), для различных женских работ.

СТЕКЛЯРУС - род крупного бисера - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нитку.

В 2007 году планета отпразднует 134 годовщину со дня обретения самого загадочного явления 20 века – джинсов. Официальной датой рождения принято считать 20 мая, однако поклонников универсальной одежды это не смущает. Уже лет пятьдесят во всем мире то и дело появляются новые даты, которые отмечают как день рождения детища Леви Штрауса.

Подобная ситуация не удивительна. Уже на протяжении 133 лет каждый день в разных уголках планеты, захваченной джинсовой лихорадкой, появляется новая модель. Безумный отсчет механизма джинсовой бомбы начался с того дня, когда эмигранту из Германии Леви Штраус, содержавшему магазин готовой одежды в Калифорнии, пришла в голову идея сшить партию универсальных рабочих брюк для золотоискателей. Заказав плотную синюю саржу из Нима во Франции, шустрый немец, сам того не подозревая, увековечил имя города в названии “деним”.

Спустя несколько лет штаны из “денима” были модернизированы: по предложению некоего Саймона Девиса на карманы стали приделываться на заклепки. Цель нововведения была чисто утилитарной: золотоискатели складывали горные породы в карманы, от чего последние быстро приходились в негодность.

И тут покатился клубок изменений, не распутавшийся, и по сей день. Истинные ценители джинсов считают: “деним” – неисчерпаемый источник вдохновения. Проверено временем - ни одна новая модель не станет последней.

Это бесконечное путешествие по дороге, которой нет конца. Модели с национальным колоритом, со стразами и пайетками, с бахромой и кожаными вставками, с клепками и полудрагоценными камнями - стали униформой современного человека, знаком его свободы и раскованности. Их любят миллионы, а миллионы не могут ошибаться!

Итак, джинсовая ткань - великолепный материал для творчества!

Немного фантазии, инструмент, подходящая фурнитура, материал, а еще желание выглядеть необычно и непохоже на других.

Сначала мы попробуем украсить готовые вещи.

“Прогулка со звездой”

Попробуем превратить обычные джинсы в звездное небо.

Нам понадобятся:

Один пакетик пайеток серебристого цвета, один пакетик прозрачного бисера, кусок джинсы цвета индиго и дублирующий клеевой материал.

Что делаем:

Из плотной бумаги вырезаем пятиконечную звезду, получаем шаблон. Джинсу размером 20*20 см дублируем клеевым материалом с целью придания будущей звезде формы и жесткости. Обводим контуры звезды по шаблону. Прокладываем зигзагообразную строчку по намеченным линиям с целью предохранения от осыпания. Вырезаем по внешнему контуру. Приметываем и пришиваем звезду на расстоянии 0,2-0,3см от края на намеченное место или возможен вариант прикрепления с помощью клеевой паутинки и утюга. Раскладываем пайетки равномерно по всей поверхности звезды, помечая их месторасположение с помощью мела крестиком. С помощью бисера прикрепляем пайетки по намеченным местам на поверхности звезды и по нижнему краю джинсов.

“Солнечное сияние”

Попробуем украсить джинсы с помощью заплаток выполненных из парчи и гипюра.

Нам понадобятся:

Кусочки золотой парчи и гипюра, дублирующий клеевой материал.

Что делаем:

На джинсах намечаем контуры предполагаемой заплатки (прямоугольной, треугольной или другой формы) в нужном месте. Из парчи и гипюра вырезаем кусочки размером заплатки плюс запас на швы. Дублируем парчу клеевым материалом с целью придания жесткости и толщины. Сверху можно положить гипюр цвета парчи или другого цвета. Сочетание этих тканей придаст изделию некоторую изысканность. Подкладываем парчу под место предполагаемой заплатки и наметываем на расстоянии 0,5-0,7 см от края. Прокладываем отделочную строчку белыми толстыми нитками ручными стежками “иглой назад” имитируя машинную строчку. После этого по контуру заплатки до строчки распускаем нити джинсы, так чтобы получилась бахрома.

Теперь попробуем сделать стильные штучки из остатков джинсовой ткани.

Из них можно сшить, например, вот такие сумки!

Сумка “ ”

Нам понадобятся:

Два пакетика пайеток бирюзового цвета, один пакетик бирюзового стекляруса, один пакетик прозрачного бисера, куски джинсовой ткани цвета индиго, дублирующий клеевой материал, подкладочная ткань.

Что делаем:

Вырезаем детали будущей сумки из джинсовой ткани. Дублируем детали клеевым материалом желательно жестким, формоустойчивым. Подкраиваем подкладку, используя подкладочную ткань в цвет основной ткани или в цвет отделки в данном случае – бирюзовую. На лицевой детали стенки сумки мелом намечаем контуры рисунка отделки. Используя объемную технику вышивания пайетками и бисером, вышиваем цветы, (раздаем образцы).

Стебли и листья вышиваем обычным способом, прикрепляя стеклярус предварительно собрав его на нитку. В некоторых местах, закрепляя к ткани. После того как выполнена вышивка, соединяем детали сумки и подкладки. Пришиваем подкладку, в качестве застежки используем кнопки. Для отделки также можно использовать бахрому, вставленную между деталями.

Рисунок 1. Детали сумки

Сумка “ ”

Нам понадобятся:

Четыре пакетика пайеток разного цвета, куски джинсовой ткани персикового цвета, дублирующий клеевой материал, подкладочная ткань, молния.

Что делаем:

Вырезаем детали будущей сумки из джинсовой ткани, размеры и форму деталей подбираем сами. Дублируем детали клеевым материалом желательно жестким, формоустойчивым. Подкраиваем подкладку, используя подкладочную ткань в цвет основной ткани. На лицевой детали стенки сумки мелом намечаем контуры рисунка отделки. Используя объемную технику вышивания пайетками, застилаем деталь. После того как выполнена вышивка, соединяем детали сумки и пришиваем подкладку, в качестве застежки используем молнию.

Из них можно сшить, например, вот такой карман!

Карман “портфель”

Нам понадобятся:

Один пакетик пайеток - бабочек красного цвета, один пакетик прозрачного бисера, куски джинсовой ткани цвета индиго, дублирующий клеевой материал, подкладочная ткань.

Что делаем:

Вырезаем детали будущей кармана из джинсовой ткани. Дублируем клеевым материалом желательно формоустойчивым. Подкраиваем подкладку, используя подкладочную ткань в цвет основной ткани. На лицевой детали кармана мелом намечаем контуры рисунка отделки. Используя машинную строчку, обстрачиваем контуры рисунка нитками красного цвета. Пайетки пришиваем с помощью бисера, располагая их так, чтобы композиция была законченной. После того как выполнена вышивка, соединяем детали кармана и подкладки. Пришиваем подкладку. Карман “портфель” можно прикрепить к любому изделию, тем самым придать ему стильный вид.

III. Демонстрация изделий

Показ слайдовой презентации. Приложение 1

IV. Физкультминутка

Помогает подготовить учащихся к переключению на самостоятельную практическую работу: они выполняют несложные упражнения.

V. Практическое задание

После изучения нового материала все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, но с элементами индивидуального творчества.

1) Учащиеся выполняют образец: на кусочке джинсовой ткани по намеченным линиям пришивают пайетки двумя основными способами - при помощи бисера и закрепляя через край.

2) Учащиеся декорируют изделие: в данном случае это мешочек под инструменты, по выбранным эскизам наносят на него рисунок и пришивают пайетки одним из способов, закрепляя, таким образом, полученные умения и навыки, придавая изделию индивидуальность.

При выполнении практического задания необходимо контролировать точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися задания и техники безопасности для ручных работ.

VI. Экспресс-выставка и подведение итогов.

В конце урока проводится экспресс-выставка работ учащихся, результата их творческой деятельности. Им предложено внимательно рассмотреть работы своих товарищей, сравнить, оценить, обобщить результаты, выставить оценки.

Вышивка и аппликация - древнейшие способы декора. Эти приёмы довольно трудоёмки, но результат стоит прилагаемых усилий. Большое спасибо. Желаю творческих успехов и новых стильных штучек.