Разработка урока по самопознанию "Любовь – основа жизни"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.

Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбия

  • развивать чувство любви к окружающему миру;
  • учить выражать свои чувства развивать качество – чувствование;
  • помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него.

Ход урока

1. Приветствие.

2. Психологический настрой. Подготовка к введению понятия.

Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо.

Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: “Учитель, помоги мне, пусть у меня все получиться”. Почувствуйте тепло руки и сердца.

Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза. Садимся и начинаем работать.

Актуализация жизненного опыта

Сегодня мы начинаем разговор о любви. А что такое любовь? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Учитель дополняет: Любовь – это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.

Работа над понятием “Любовь”

Дети читают определения понятия по цепочке.

Работа с ассоциациями.

Какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово “Любовь”?

Работа с толковым словарем.

Послушайте определение понятия, которое дается в словаре.

Итог:

  • Любовь – большое теплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.
  • Любовью создана вся жизнь.

Работа в тетрадях

А какой вы представляете себе любовь? Давайте оживим ее. В образе кого или чего?. Дети рисуют в тетрадях, коротко комментируют кого и почему нарисовали.

Углубление знаний.

Подберите эпитеты, которые помогут красочнее раскрыть это понятие

Любовь – прекрасная, красивая, великая, могущественная, исцеляющая и т.д.

- А кого и что можно любить?

Работа в группах:

Ответ на предложенный вопрос изобразите в схеме или с помощью рисунка.

Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир. А где живет любовь?

- В сердце.

Наше сердце очень любит слова: “Я люблю тебя”.

Кому можно сказать эти слова? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

3. Сообщение цели

Цель: будем учиться строить домик для Любви в своем сердце. Сердце будет расти, и домик будет расти и вырастет из домика большой, сверкающий, прекрасный храм. Будем растить этот храм, складывая его из хрусталиков Любви.

4. Игра “Раскрасить любовью”

(Звучит спокойная музыка).

Настрой: Как вы показываете другим людям, что вы их любите?

Каким образом вы сами понимаете, что вас любят?

Инструкция: Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить любовь своим одноклассникам. Для этого вы сейчас “раскрасите” друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу, как это можно сделать Учитель подходит по очереди к нескольким учащимся и начинает их “раскрашивать” легкими круговыми движениями рук скользить сверху вниз по голове, плечам, рукам, спине. Растопить льдинки недоверия. Говорит каждому ребенку, какой цвет я для него выбрал.

Затем такие же действия выполняют учащиеся.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 сек).

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 сек.) Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.

Откройте глаза. Тот, кто из вас старше, первым будет раскрашивать младшего. Делайте это под музыку. Положите руки сверху на голову партнера. Если вы действительно окрашиваете его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начинайте с головы и спускайтесь ниже. Окрашивайте уши, щеки, затылок. Через плечи спускайтесь по рукам к ладоням. От бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (2-3 мин.).

Поменяйтесь ролями. Поблагодарите друг друга.

Анализ упражнения:

  • Что ты чувствовал, когда “окрашивали” тебя?
  • Что чувствовал, когда окрашивал сам?
  • Видел ли тот цвет, в который тебя окрашивали?
  • Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения, когда окрашивал?
  • Какие нежные и ласковые мысли ты посылал?
  • Что для тебя было трудно в этой игре?

Вывод: Понравилось дарить любовь? А что приятнее отдавать любовь или получать?

5. Работа с текстом.

Учитель знакомит детей с содержанием русской народной сказки “Сказка про Гусыню”.

В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Это мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать, они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей - об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята все это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?

И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?”

Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Все хорошо, сынок”.

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива”.

Обсуждение:

  • Какие чувства у вас возникли при слушании сказки?
  • Что можете сказать о детях? Почему мать была счастлива? Чему учит эта сказка?

6. Игра “Исцеляющий свет нашего сердца”.

Оказывается, что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живет в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь Любовь- это могущественная и великая сила жизни.

Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется “Исцеляющий свет нашего сердца” Когда так говорят?

Кого мы можем исцелить? От чего? (От боли, ненависти, зла, страдания и т.д.)

Сядьте в круг и положите свою руку в ладонь своего соседа. Закройте глаза и загляните в глубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает пульсировать, постепенно увеличиваясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело - от кончиков пальцев рук и ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это- ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается. Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. Каждому человеку. Всем тем, кто в данный момент покидает нашу планету или уже оставил ее. Давайте поместим в свое сердце всю планету, животных, птиц, рыб, растения и, конечно всех людей. Увидьте, на Земле воцаряться мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы - чудесны. Знайте, что это - правда. Пусть всегда будет так.

Анализ упражнения.

- Получилось ли послать исцеляющий свет сердца?

- Почему так думаете?

7. Рефлексия.

  • С каким понятием мы сегодня познакомились? Чем это качество ценно для нас?
  • Что взяли в свою душу и сердце?
  • У кого получилось строить домик для любви?
  • Почему так думаете?

8. Домашнее задание.

Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца.