Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Портрет в искусстве"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


ЦЕЛИ: создание условий для погружения шестиклассников в процесс творческого восприятия произведений искусства.

Задачи урока:

  1. Развитие умения вести диалог с произведением искусства
  2. Пополнение знаний о языках искусств
  3. Воспитание толерантности

ТИП урока: обобщающий урок по темам “Портрет в литературе”, “Портрет в изобразительном искусстве”, “Портрет в музыкальном искусстве”

Оборудование:

  • проигрыватель или магнитофон
  • пластинки (кассеты, диск) с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Баркарола”, “Времена года”; Э.Григ “Пер Гюнт”, сюита “Смерть Озе”; Л.Бетховен увертюра “Эгмонт”; А. Скрябин этюд № 12 “Революционный”)
  • портреты героев повести А.С.Пушкина “Дубровский”, выполненные шестиклассниками на уроках изо
  • пособие с четырьмя изображениями рук героев повести
  • плакат с текстом эпиграфа
  • таблички “Великий читатель”, “Великий зритель”, Великий слушатель”
  • карточки с заданием

Ход урока

  1. Объединение литературного и зрительного портретов в единый образ.
  2. Объединение музыкального и литературного портретов в единый образ.
  3. Объединение зрительного и литературного портретов в единый образ.

Учащиеся работают в четырех группах. Каждая группа работает с образом одного героя повести А.С. Пушкина “Дубровский”.

По результатам выполнения задания учащиеся по группам получают таблички “Великий читатель”, “Великий зритель”, Великий слушатель”.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. У А.С.Пушкина есть описание внешности героев в повести “Дубровский”. Вы, как замечательные читатели, определите, какие черты внешности соответствуют герою, с образом которого сегодня работает ваша группа. Подчеркните эти черты в списке, который лежит у вас на столе.

Глаза его засверкали

Роста среднего

Лицом чист

Бороду бреет

Всем затеям ограниченного ума

Волосы русые

От роду 23 года

Красота ее была в полном расцвете

Нос прямой

Редко красавица являлась посреди гостей

Несмотря на необыкновенную силу физических способностей

Два раза в неделю страдал от обжорства

Расхаживал тяжелыми шагами и смотрел надменным взглядом

Багровый румянец заступил место обыкновенной бледности

Глаза имеет карие

Старик высокого роста, бледный и худой

Дородный, в теле

Ей было 17 лет

Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности

Отставной поручик гвардии

По окончании выполнения задания определяется группа “Великий читатель”.

УЧИТЕЛЬ ИЗО

(Работы учащихся расположены на доске в виде выставки)

2. Работа над портретами героев повести “Дубровский”, выполненными ранее на уроках изобразительного искусства.

Выберите из представленных портретов тот, который полнее раскрывает образ героя, рассматриваемый вашей группой. Объясните ваш выбор.

3. Определите, что чувствует герой повести. Какие из его переживаний вы увидели в портрете? Или в нем они не показаны? Чем вы дополнили литературный образ героя, рассматривая портреты, расположенные на доске?

По окончании выполнения задания определяется группа “Великий зритель”.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

- Вы знаете, что музыка бывает изобразительной и выразительной, а что выражает музыка?

(Правильно, внутренний мир человека, его переживания, чувства).

- Что может изображать музыка, если мы говорим о портрете героя в произведениях искусства?

(Верно, портрет героя).

4. – Портрет какого героя повести “Дубровский” вы узнаете в одном из четырех фрагментов музыкального произведения.

Запишите каждый свои впечатления.

Звучат четыре фрагмента

  1. “Баркарола” П.И.Чайковский – портрет Маши Троекуровой
  2. “Эгмонт” Л.Бетховен – портрет К.П.Троекурова
  3. “Смерть Озе” Э. Григ – портрет А.Г.Дубровского
  4. Этюд № 12 А.Скрябин – портрет В. Дубровского

- Обсудите в группах свой выбор. Представьте один вариант ответа от группы. Объясните свой выбор: что в характере музыки сходно с характером героя?

По окончании выполнения задания определяется группа “Великий слушатель”.

5. Изобразите линиями лицо героя, которое вы представили, слушая каждый музыкальный фрагмент.

6. УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

- Напишите синквейн о герое, которого вы представили, слушая музыку.

(Примеры синквейнов, написанные детьми на уроке.

К.П. Троекуров

Троекуров

Злой, самолюбивый,

Издевается, кричит, ругается.

Плохой, злой, нелюбимый он.

Эгоист.

А.Г. Дубровский

Барин

Старый, слабый

Сидит, грустит, болеет.

Барин не любит обманы Троекурова

Человек.

В. Дубровский

Сын.

Смелый, добрый,

Обманывает, любит, мстит.

Сын, который любит и сорбит.

Храбрец.

Маша Троекурова

Девушка

Красивая, молодая

Играет, любит, сочиняет.

Маша любит Владимира Дубровского.

Невеста).

Чем вы дополнили музыкальный образ героя, составив синквейн о нем?

УЧИТЕЛЬ ИЗО.

7. Представлены четыре графических листа с изображениями рук человека (Приложение 1)

- Выберите из представленных четырех изображений одно, которое может быть в портрете героя, с чьим образом вы работаете. Объясните свой выбор.

8. Составьте кластер, раскрывающий эмоциональное состояние героя, обладателя этих рук.

9. Соедините изображение лица героя и выбранное вами изображение рук. Получите новый портрет героя.

Приложение 2

Чем вы дополнили зрительный портрет героя, составив кластер?

Итог урока

Рассказали, дополняя друг друга, литературный, зрительный, музыкальный портреты героев повести А.С. Пушкина “Дубровский”. Вы, используя воображение, обогатили образы героев, сумели быть великими читателями и зрителями.

Литературные портреты героев Пушкина, благодаря вашему творчеству стали синтетическими.