Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  1. дать представление о географическом положении Индии, о её природе, особенностях климата;
  2. познакомить уч-ся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга и образованием государства;
  3. развивать и закреплять у уч-ся умение работать с исторической картой, с письменными источниками, произведениями искусства как источниками исторических познаний и памятниками художественной культуры;
  4. начать формировать представление о сословном делении индийского общества, о мировой религии-буддизме, об индийской культуре;
  5. на примере идей буддизма и индуизма способствовать формированию гуманистических начал личности.

Оснащение:

  • карта “Индия и Китай в древности”,
  • куклы в индийских национальных костюмах,
  • изображение индийских богов,
  • записи индийской музыки,
  • благовония, фрукты,
  • атласы мира.

Предварительное задание: узнать высоту Джомолунгмы;

Сценка “Спор путешественников”.

Ход урока

Звучит индийская музыка. На её фоне вступительное слово учителя:

- Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в очень древнюю удивительную страну. Синдху – так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по её берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены ( жители той страны) –как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие , перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово – Индия.

Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Учащиеся отвечают, что их мамы, бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. В них очень красивые песни и танцы.)Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью языка танцев можно узнать всю историю Индии.

Ученица исполняет индийский танец.

- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам необходимо узнать, где она находится. Откройте карту. Определите словами, где расположена Индия.(В Южной Азии).

- Откройте атласы. Определите, какие современные страны расположены на территории Древней Индии. (Индия, Непал, Бангладеш, Пакистан).

- Сравните размеры Индии и Египта……..

- Индия – огромная страна, и ее природные условия чрезвычайно разнообразны. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы.

Определите по карте название этих гор (Гималаи).

Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово “Гималаи” означает “жилище снега”.Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомолунгма –“поднебесное жилище богов”). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. .Какова её высота? (Отвечает учащийся, которому было поручено найти высоту Джомолунгмы)

В областях, расположенных близ Гималайских гор бывает порой так холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. Определите по карте названия крупнейших рек Индии.(Инд и Ганг ).

Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с речными долинами Нила, Тигра и Евфрата. Предположите, чем?

(1) Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки, 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил, 3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много солнечных дней в году.)

Но в природных условиях Инда и Ганга есть различия. В 1-й (Инд) выпадают дожди редко, во второй (Ганг) с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоками льётся с неба на землю. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

(Звучит музыка с голосами тропического леса)

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц…. Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была немыслима индийская кухня…

Но в джунглях человека подстерегала опасность…

(Работа с текстом учебника , п. “Деревни среди джунглей”)

Представьте, что мы присутствуем при разговоре двух путешественников:

(сценка готовится заранее)

- Если бы только знал, какая удивительная страна – Индия. Там на кустах растёт белая шерсть.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани…Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье!… На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

- Ребята! Врал ли путешественник? Что он видел в Индии? ( Хлопок и сахар).

А сейчас такое задание: из фруктов и овощей, лежащих на подносе выберите те, которые употребляли в пищу древние индийцы.

- Бесценным источником сведений о Древней Индии является величайшее наследие индийской культуры – “Махабхарата” и “Рамаяна”. Их можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии.: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре. Древнейшим памятником индийской письменности являются веды, что означает “знание”.

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известными почти случайно. Однажды индийский археолог Банерджи вёл раскопки. Найдя замечательный памятник второго века до н. э. , он очень обрадовался и старался побыстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры. Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мёртвых), целый город, существовавший более 4 тысяч лет назад. Был найден ещё более древний город Хараппа.(Показ на карте)

Учёные установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа – два самых больших города древней цивилизации. На самом высоком месте в городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода. Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже и теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух- или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Историки до сих пор не знают , что привело к упадку этих городов.

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине II тысячелетия до н. э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытно-общинному строю. Только в первой половине 1 тысячелетия до н. э. снова возникают государства.

Индийская история полна неожиданностей. В 268 г. до н. э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока (Лишенный печали). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока ( Жестокий Ашока). На восьмом году своего правления он одержал победу над государством Калинга,(территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: “И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито, или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль “Угодного богам” (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном. Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставляет: “И если кто причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно”. Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в VI в. до н. э. и стал следовать её правилам. Что же это за религия – буддизм?

(Учитель рассказывает легенду о Будде на фоне музыки Б. Гребенщикова, исполняющего мантры на санскрите).

Некогда в одном царстве на севере Индии у царя родился сын. Ему дали имя Сиддхартха Гаутама. Вскоре мать мальчика умерла, и отец решил сделать всё возможное, чтобы избавить сына от таких жизненных переживаний. Дом вместе с садом был огорожен высокой стеной. Прожив в роскоши 29 лет, Гаутама ни разу не выходил за ворота. Царевич наивно полагал, что всюду живут так же беззаботно, как он.

Однажды, гуляя вместе со слугой по саду, Гаутама обнаружил, что от стены отвалилось несколько камней и в стене образовалось отверстие. Он выглянул в него и увидел дорогу, по которой брел человек. Спина его была согнута, точно он нес какую-то невидимую тяжесть.

- Кто это? Почему он согнулся? – спросил Гаутама у своего спутника.

- Это старец, - ответил слуга, - а согнулся он от прожитых лет.

“Значит, и я буду таким”, - подумал Гаутама.

В другой раз через то же отверстие Гаутама увидел странное зрелище. Четверо несли на плечах носилки, в которых неподвижно лежал бледный человек. Сзади шли мужчины и женщины, слышался плач. Слуга объяснил царевичу, что это умерший и что все люди смертны.

Гаутама узнал о неизбежных болезнях, старости и смерти. Он был пронзен состраданием к людям. Царевич покинул свой дом и пустился в странствия, чтобы познать людские горести. Он появлялся там, где слышались плач и стоны, поил больных, обмывал раны. Для слепых он был поводырем.

Потом Гаутама ушел в горы и стал жить в жалкой хижине. Долго размышлял он о том, как избавить людей от страданий. А когда ему открылась истина, он спустился с гор в долину. Там были люди, словно бы ожидавшие его прихода. Им Гаутама и возвестил истину. С тех пор его стали называть Просветленным – по-индийски Буддой.

Жизнь наполнена страданиями, учил Будда. Причина страданий в невыполнимых желаниях. Все стремятся к счастью, к любви, к богатству, к власти. Для большинства эти желания недостижимы, и это причиняет людям боль. Только поняв ничтожность и невыполнимость человеческих желаний, можно освободиться от страданий, от страха перед болезнями, старостью и смертью. Только этим путем можно достигнуть блаженного состояния успокоенности – нирваны. Будда умер в глубокой старости. Его учение было обращено к простым людям независимо от того, на каком языке они говорили, к какой касте принадлежали, каково было их имущество. Будда утверждал, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат он или беден. Будда призывал людей не лгать, не посягать на чужое имущество. Но в то же время отказ от желаний означал отказ от борьбы, примирение с несправедливыми порядками.

Со временем почитатели Будды стали считать его богом. Буддизм стал мировой религией

Индия является также родиной индуизма – одной из древнейших на земле религий, зародившейся в IV тысячелетии до н. э. отличительная особенность индуизма – многобожие. .Древние индийцы считали, что боги, как и люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Главными богами индуистов стали Брахма (Бог-творец мира) , Шива (бог-разрушитель) и Вишну ( бог –охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен – Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют Синегорлым.

А сейчас давайте проведём физминутку: попробуйте изобразить бога Вишну и бога Шиву.

У Шивы есть жена Парвати, два сына. Сканди – бог войны, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой – стрелы. Другой сын Шивы – четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. Существует множество мифов о происхождении Ганеши. Я вам изложу лишь один из них. Однажды Шива сидел на берегу реки и самосозерцал. И такого он достиг блаженства, что над головой у него образовался нимб, из которого и появился прекрасный юноша - Ганеша. Жена Шивы Парвати очень рассердилась, что муж её произвел на свет ребенка без её ведома и участия и превратила Ганешу в безобразного человечка с толстым брюшком и головой слона. Но Шиве было жаль своего ребенка, и он успокоил своего сына тем, что пообещал сделать так, что люди будут идти на поклон к Ганеше с просьбами раньше, чем к какому-либо другому богу. Ребята, чему же покровительствовал Ганеша? Да, это бог мудрости, удачи и счастья. И сейчас в современной Индии очень почитают Ганешу. Бизнесмен, прежде чем заключить сделку, попросит удачи у Ганеши. Писатель посвятит ему книгу. А водитель автобуса или машины, завидев на обочине дороги каменное или деревянное изображение Ганеши, на секунду бросит руль, чтобы почтительно приложить руки ко лбу. И в конце урока тем, кто сегодня хорошо работал, я дам возможность прикоснуться к статуэтке Ганеши и загадать желание.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает “хорошо пахнущая”. Поклонялись индийцы и змеям – нагам. В современной Индии есть штат, который носит название Нагаленд (“земля змей”).

Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить , а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым . Вор станет крокодилом, а пьяница – червяком. Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой бабушки.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная историю Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость вед:

Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
Следуя одному обету,
Говорите доброе слово!

Учитель подводит итоги урока, говоря добрые слова тем, кто активно работал и давая возможность прикоснуться к изображению Ганеши. Если время остается, можно уделить внимание закреплению изученного.