Ролевая игра "Выбор за тобой!" для учащихся 10–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

Геродот

Актуальность

В настоящее время происходит стирание границ между техническими и гуманитарными вузами. Многие институты получили статус “университетов”, и теперь специалисты гуманитарного профиля (юристы, социологи, психологи, переводчики) готовятся в технических университетах, а технического (в области информационных технологий) – в гуманитарных.

Поэтому перед будущими абитуриентами – нынешними старшеклассниками - встает не одна, а две задачи: выбрать профессию и выбрать вуз, в котором ее можно получить. А для решения этих задач молодым людям необходимо уметь:

  • выстраивать собственную траекторию послешкольного образования, выбирать профессию с учетом интересов, склонностей, возможностей;
  • оценивать условия, предоставляемые вузами для получения специальности, выделять преимущества и недостатки каждого из вузов;
  • определять перспективы профессионального роста, карьеры с учетом полученной специальности;
  • оценивать востребованность той или иной специальности на рынке труда.

Проведение деловой игры дает возможность “примерить” на себя ситуации выбора и принятия решений.

Задачи игры:

  1. Способствовать профессиональному самоопределению.
  2. Развивать у учащихся навыки продуктивного участия в дискуссии.
  3. Развивать навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия.

Участники игры: 5-6 команд по 3-5 человек.

Набор ролей: представители вузов (команда “ВУЗ”), учащиеся 11 классов (команда “Абитуриенты”) и их родители команда (“Родители”).

В качестве участников и гостей могут быть приглашены представители вузов, преподаватели и др.

Продолжительность игры 80 минут.

I этап. Подготовительный.

1. Анкетирование учащихся. Цель: выявить, как учащиеся определились с выбором профессии и вуза. Анкетирование проводит психолог. Возможные варианты анкет представлены в приложении 1.

2. По итогам анкетирования формируются группы. Вариантов формирования может быть несколько. Формирование групп может происходить в рамках одного класса, в рамках параллели 11 классов, в параллелях 10-11 классов, т. е. разновозрастные. Возможен такие варианты: те учащиеся класса, которые при анкетировании показали, что они еще не определились с выбором профессии или вуза, включаются в группу “Родители” или “Абитуриенты” с учетом их личного выбора; либо команда “Абитуриентов” состоит из неопределившихся детей, а их родители включаются в состав команды “Родители”, таким образом формируются семейные пары, что может помочь в нахождении взаимоприемлемых решений; либо команда “Абитуриентов” формируется из заинтересованных учащихся 10 классов. Участие родителей старшеклассников в игре может иметь особое значение. Их вопросы, задаваемые с учётом жизненного, профессионального опыта, помогут учащимся сделать акценты, привлечь внимание к наиболее значимым моментам в выборе вуза и специальности. Команды вузов формируются из учащихся, сделавших твердый выбор профессии и высшего учебного заведения.

3. Для определения вузов формируется рабочая группа из 3-5 человек по желанию (вне зависимости от результатов анкетирования). Из всех анкет выписываются профессии названные учащимися класса. Определяется рейтинг профессий. Отбираются 3-5 наиболее популярных из них. Затем рабочая группа, используя справочники для поступающих, информацию Интернет, отбирает 3-4 вуза, где можно получить все эти профессии. Например, Иркутский технический университет производит набор на факультеты иностранных языков (английский, восточные языки), менеджмент, психологии, юридический, информационные технологий и коммуникаций. Обучение на таких же факультетах осуществляют Байкальский институт экономики и права, Иркутский государственный университет.

Вузы могут быть выбраны как по региональному признаку (Иркутская область, Республика Бурятия), так и по Сибири, и в целом по России. Естественно, ведущие вузы страны (Новосибирск, Томск, Москва, Санкт-Петербург) заведомо имеют ряд преимуществ, но при этом усложняется выбор, принимаемое решение становится более взвешенным (увеличивается количество учитываемых условий).

4. Командам вузов необходимо подготовить информацию по следующим моментам:

  1. Кадры, обеспечивающие обучение на данных факультетах.
  2. Учебный план, в т. ч. объем практики.
  3. База для прохождения практики (сотрудничество с предприятиями).
  4. Требования, предъявляемые к личностным качествам, и их соответствие особенностям профессии.
  5. Возможность послевузовского обучения.
  6. Трудоустройство.
  7. Возможность получения второй профессии (параллельно).
  8. Возможности для занятия научной работой.
  9. Обеспеченность библиотечным фондом, доступ к Интернету.
  10. Возможности для занятий по интересам (спорт, культура и др.).
  11. Бытовые условия жизни время студентов. Социальная поддержка.

5. Внутри группы роли между ее членами могут распределяться по разному:

  • по функциональному принципу. В этом случае могут быть предложены следующие роли:
    • координатор (координирует работу членов группы)
    • оформитель (оформить стенд, информационные буклеты и др.)
    • выступающий (делает выступление о вузе)
    • библиограф (собирает информацию)
    • специалист по технической поддержке (готовит компьютерную презентацию)
    • или другие.
  • по содержательному принципу. В этом случае каждый из членов отвечает за какую-то часть содержания общего выступления (педагогические кадры, учебный план и т. д.). Тогда он сам собирает материал, оформляет его, выступает, отвечает на вопросы аудитории. Но и при этом варианте координатор в группе все-таки необходим.

6. Командам родителей и детей необходимо также познакомиться с общей информацией по вузам и сформировать соответственно “Запрос родителей к вузу” и “Запрос абитуриента к вузу”. В запросе могут быть представлены вопросы, направленные на выявление преимуществ одного вуза перед другим в подготовке специалистов по тому или иному профилю. Для вопросов могут быть использованы следующие клише:

Чем обеспечивается …

Что подтверждает …

Каким образом регулируется …

Чем объясняется тот факт, что …

Можно ли считать, что …

Свидетельствует ли … о …

Можно ли говорить . . .

Хорошо, если при составлении вопросов будет использована информация с чатов Интернет-сайтов вузов, или информация, полученная непосредственно от выпускников данных факультетов, нынешних студентов и их родителей.

7. Во время игры работает группа “Наблюдателей”. В неё могут входить учащиеся других классов, преподаватели, психолог. Их задача вести наблюдение за игроками, делая в таблице необходимые пометки. Таблица наблюдения представлена в приложении 2.

II этап. Вводный.

Учитель объявляет начало игры. Ещё раз уже всему классу объясняются задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дается общее направление игры.

Задача данного этапа создать эмоциональный настрой, ввести участников в игровое состояние.

III этап. Игровой.

Учитель исполняет роль координатора игры, направляя разворачивающееся действие, регулируя переход от одного этапа к другому, организует совместно с психологом рефлексию по итогам игры.

Игра проводится по следующей схеме:

1. Команды вузов тянут жребий, определяется очередность выступления.

2. Каждая команда представляет возможности обучения по заранее определенным профессиям. Выступление может сопровождаться компьютерной презентацией, раздачей буклетов и др. Задача команды вуза заинтересовать “абитуриентов”, “родителей” профессиями, убедить в преимуществах своего вуза перед другими, т. е. провести рекламу. Время выступления команды до 10 минут.

3. Команда “Абитуриентов” задает свои вопросы каждому из вузов. Число вопросов ограничивается здравым смыслом и мастерством учащихся четко, содержательно их формулировать.

4. Вопросы задает команда “Родителей”. Продолжительность данного этапа, вопросно-ответной формы общения, 15-20 минут.

5. Координатором игры поощряются ситуации спора, дискуссии, диспута, как между представителями вузов, так и между вузами и “абитуриентами” и их “родителями”.

В случае возникновения затруднений у участников, координатор может сам задавать уточняющие, “провокационные” вопросы, высказывать свое мнение, но не навязывать его участникам игры.

6. Проводится голосование среди “Абитуриентов” и “Родителей”, участники команд заполняют анкеты.

Анкета

1. В каком вузе, по вашему мнению, стоит получить данную профессию: Укажите 2-3 веские причины, почему нужно выбрать именно этот вуз.

Профессия Выбираемый вуз Причины
юрист    
психолог    
переводчик    
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    

2. Презентацию какого вуза вы считаете наиболее удачной (информативной, привлекательной и т. д.).

Подсчитываются результаты. Определяется рейтинг специальностей по вузам.

IV этап. Рефлексивно-оценочный.

Координатор предлагает высказаться участникам игры по следующим моментам:

1. Считаете ли вы тему игры актуальной?

2. Как вы оцениваете работу вашей команды? (Слаженность, содержательность, продуктивность и др.).

3. Что вам понравилось в игре соперников, других команд?

4. Что вы считаете недостатком в игре команд?

5. Каких навыков и умений не хватало вам и вашим соперникам для эффективной игры?

6. . . . . . . . . . . . . . . .

Обсуждение проходит в форме свободного диалога.

Предоставляется слово наблюдателям, которые отмечают наиболее отличившихся игроков. Критерии отбора могут быть разнообразными: умение задавать корректные, содержательные вопросы, умение вести спор, тактичность и др. Награждаются команды вузов по итогам анкетирования.

Использованная литература.

  1. Оценка без отметки. Сборник //Сост. О. Варшавер. – М. : ЦГЛ, 2005.

Дополнительный материал.

Варианты эпиграфов

Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

Я. Корчак

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

Лао-Цзы