Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (конспект урока литературы в 10-м классе)

Разделы: Литература


Цель: «К авторской философии через авторскую филологию», постижение особенностей стиля Толстого через сопоставление со стилем других авторов, стилистический эксперимент. Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся, развивать навыки творческого чтения, понимания характеров и идеи произведения на уровне авторского замысла. Прививать любовь к художественному слову.

 Эпиграф

Толстой слишком нас убедил,
что Россия – не страна «мертвых душ»
В.Розанов

Оформление.

Дневниковые записи Толстого

1847 г.17 апреля

«Я был бы несчастливейшим из людей, если бы не нашел цели для моей жизни»

1877 г.22 мая

«Пережил важные и тяжелые мысли и чувства…Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился».

1906 г.24 сентября

«Тайна в том, что я всякую минуту другой и все тот же».

Дневниковые записи Т. Кузьминской

1862 г. май

«… После чая Долли села аккомпанировать, а я пела. Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом»

Для сопоставительного анализа:

Строки молодых авторов:

«Теплый бархат ночи богато расшит,украшен голубым серебром огней»

«Сгусток звезд, ослепительный и жгучий»

«Глазами слезистыми дрожит небо»

Строки Паустовского:

«Я не знаю, как назвать томительный свет лунной ночи? Загадочным или магическим? Эти ночи, всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска, фольги и цвета.

Ход урока.

I. Вступительное слово

1.Сегодняшний урок я начну с вопроса:

- Ведет ли кто-то из вас дневник?

- А можете ли вы назвать какого-нибудь известного человека или литературного героя, которые вели дневник?

- А у кого из героев произведения «Война и мир» был или мог быть дневник?

Я спрашиваю не случайно, т.к. вашим заданием на дом является следующее: записать от лица Наташи и Сони в личный дневник впечатления о лунной ночи в Отрадном, то есть домашнее задание сегодня – сочинение в форме дневниковой записи.

- Для этого вспомним, что характерно для дневниковых записей. (Звучат ответы учеников). Обратимся к памятке и скажем, о чем мы еще не сказали. (Работа с памяткой).

Памятка «Сочинение в жанре дневниковых записей»:

  1. Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате.

  2. Известная отрывочность записей.

  3. Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.

  4. Преобладание фактов над их осмыслением.

  5. Категоричность и неаргументированность оценок.

  6. Часто первичные впечатления, слухи, мнения.

  7. Дневник как жанр монологичен.

  8. Дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие.

И чтобы домашнее задание вы могли выполнить успешнее, мы сегодня проанализируем отрывок «Лунная ночь в Отрадном», проследим секреты толстовского мастерства в описании природы и характеров, отметим особенности стиля Толстого, особенности речи героинь.

II. Выделение микротекстов. Образные средства. Стилистический эксперимент.

2. Итак, «Лунная ночь в Отрадном». Я вас просила перечитать 2 гл. III ч. и выделить

микротексты, чтобы проследить за развитием авторской мысли.

- Сколько микротекстов? Как озаглавим каждый из них? (Выделяем три микротекста: описание ночи, диалог, душевное состояние князя Андрея; даем каждому заглавие).

Обратимся к 1 микротексту

(Подготовленный ученик читает вслух)

Чтобы понять особенности мастерства Толстого, вспомним какие-нибудь поэтические строки о лунной ночи. (Это было домашним заданием.)

Ребята называют стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

Вспоминаем строки Фета:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней…

(Обращаю внимание на дневниковую запись Т.А.Кузьминской об этой ночи, где сообщается история этого стихотворения). Каждый из учеников, приводящий поэтический пример, делает вывод о том, в чем секрет строк, передающих живое впечатление лунной ночи. (Ребята называют тропы, стилистические фигуры, говорят о цветописи, звукописи и т. д.)

А в чем же особенность толстовского написания?

- Благодаря чему природа выглядит так волнующе? Статична или динамична картина?

- Какие части речи преобладают? (Стилистический эксперимент с глаголами: свет ворвался (влился, проник, др.) Почему наиболее удачным словом оказывается первое, какую картину создает?)

- Какие эпитеты кажутся вам наиболее емкими, образными? Попробуем подобрать синонимы к ним, заменить на них авторские слова. Выигрывает или проигрывает от этого текст?

Давайте сопоставим с другими описаниями лунной ночи. Что вы можете сказать, нравятся или не нравятся такие обороты (читаем примеры, записанные на доске – молодых авторов и Паустовского).

- Выигрывает или проигрывает по сравнению с ними описание Толстого? Может быть, толстовский текст слишком прост, лишен образности? Сравним с оборотами «богато расшитый бархат ночи», «сгусток звезд», «слезистые глаза неба». (Звучат ответы).

- Итак, из тропов в толстовском тексте есть:

- Олицетворения (называем)

- Эпитеты (называем)

Какой общий смысловой ряд образуют они?

(поговорим о градации, которую образуют эпитеты в тексте и о том, чем психологически оправдана эта градация. Ведь видим мы эту картину глазами князя Андрея). Итак, красота этой ночи так волнующа, предчувствия перемен неосознанно волнуют душу князя Андрея, нарастающее волнение и подчеркивается градацией.

Ира Андреева написала исследовательскую работу по цветовой символике романов Толстого и Достоевского. Я попросила ее исследовать цветовую палитру этого отрывка и ответить на вопрос, как с помощью цветописи раскрывается авторский замысел. (Звучит выступление ученицы).

Вывод.

Итак, толстовское описание намеренно простое, автор избегает замысловатых метафор. Чтобы создать впечатление яркой лунной ночи, он употребляет много слов, имеющих значение света, сияния. Психологически оправданы употребление эксрессивно окрашенных глаголов, смысловая градация. Насыщенный предметный ряд, перемещающийся сверху вниз взгляд (небо, кроны деревьев, крыши, кусты, трава) помогают создать впечатление живой, только что увиденной картины.

III. Стилистические приемы, передающие эмоциональность речи

Как мы видим, Толстой-художник очень эмоционально описывает природу. Теперь мы проследим, как это впечатление необычайно прекрасной сверкающей майской ночи Толстой подчеркивает эмоциональной разговорной речью героинь. Для этого обратимся ко 2 микротексту, который мы озаглавили «Диалог».

- Обозначены или нет говорящие? Подписывает ли Толстой, кому принадлежит реплика?

- Но можно ли узнать это? Как? (звучат ответы учеников, в которых они доказывают, что реплики Наташи и Сони передают характер героинь)

Каждому автору присущ свой стиль в изображении внутреннего мира, душевного состояния героя. У Пушкина волнение, тревога, ирония и т.д. передаются, как правило, описательно: Савельич ахнул, радость изобразилась на его лице; Маша насилу могла отвечать. У Лермонтова нет этого: чувства не называются, а обозначаются строем речи, мысли скачут с первого на второе, несмотря на то, что нет авторского комментария, в репликах передаются чувства говорящего:

- А ты?... А Вы?... Сколько лет... Сколько дней? Да куда это? («Максим Максимыч»)

Как же передает эмоции Толстой?

Обратимся к памятке «Стилистические приемы, помогающие передать эмоциональность речи» и отметим, какими из них пользуется Толстой.

Памятка «Стилистические приемы»

  • Неполные предложения

  • Вопросительные, восклицательные предложения

  • Эмоциональные перебои речи

  • Части речи

  • Инверсия, повторы

  • Короткие фразы

  • Смысловая неполнота реплик

  • Обращение

Вывод (после ответов учеников по памятке). Итак, Толстой, пользуясь стилистическими возможностями языка, не называет описываемое чувство, а передает его строем речи.

В этом диалоге звучат голоса, а имена не названы. Но ваши ответы доказали, что героини легко узнаваемы. А можно ли по этим репликам узнать настроение девушек? В чем они противопоставлены? (звучат ответы о восторженности, поэтичности Наташи и приземленности Сони).

А почему Толстой никогда не изображает Элен на фоне природы, а только в светской гостиной? Сейчас я вам прочитаю отрывок из сочинения ученика вашего класса на тему «Сопоставительная характеристика Элен и Наташи», в котором он делает вывод, что Элен – это повзрослевшая Наташа. (Звучит отрывок из сочинения) Согласны ли вы с такой точкой зрения? Может быть, у Элен такие лунные ночи в прошлом?

После дискуссии делаем вывод, что Наташа – героиня особого склада, живущая чувствами, а не разумом. Ее переполняют эмоции, она «и жить торопится, и чувствовать спешит», автор любуется ее живостью, поэтичностью, душевной чуткостью, умением видеть красоту и в людях (вспомним ее оценку Пьера), и в окружающей ее природе.

Где кульминация чувства, в какой реплике? (ребята называют реплику, где Наташа говорит о желании взлететь). Каким литературным героиням близка этим желанием Наташа, что их роднит? (ученики называют Асю и Катерину, называют родственные всем им черты)

IV. Ключевые слова

Обратимся к 3 микротексту. Что происходит с князем Андреем, услышавшим ночной монолог Наташи? Он чувствует себя помолодевшим (найдите ключевые слова в 3 микротексте, отражающие эту мысль). Что стоит за репликой: «И все она, и как нарочно!» Докажите, что Толстой, описывая князя Андрея в этой сцене, показывает сложное душевное состояние, символизирующее обновление души героя (ответы учеников должны опираться не на отвлеченные размышления, а на авторский текст).

V. Развитие авторской мысли

Проследим развитие авторской мысли в этом отрывке:

1 микротекст – прелесть природы>2 микротекст – прелесть героини>3 микротекст – обновление человеческой души (запишем этот вывод в литературную тетрадь)

VI. Работа с иллюстрацией

На ваших столах цветная иллюстрация художника Николаева к этому отрывку. Насколько смог художник уловить авторскую мысль, передать ее в своей работе, какими художественными средствами смог он это сделать, нам поможет понять Шувалова Маша, которая приготовила сообщение. Эта ученица занимается в художественной школе, поэтому ее комментарий будет сделан со знанием особенностей живописного жанра.

VII. Вывод

Вывод. Творческая палитра Толстого богата. Используя образные средства языка достаточно скупо, всю полноту эмоций передает он строем речи, экспрессивной лексикой, другими стилистическими возможностями языка. Делает он это так жизненно, что создается впечатление, что сам вместе с героями романа переживаешь эти события.

Вы почувствовали, что каждый герой Толстого – яркая индивидуальность, постарайтесь передать это с помощью дневниковой записи (напоминаю вам о полученном в начале урока домашнем задании).

Чем же любовался Толстой в анализируемом нами эпизоде? Красотой природы? (Звучат ответы, что автору дороже в этом отрывке открывшаяся красота человеческой души).

И закончить урок мне хотелось бы словами, вынесенными в эпиграф:

«Толстой слишком нас убедил, что Россия не страна мертвых душ»