"Государственная символика". Урок по истории России

Разделы: История и обществознание


Ход урока.

№ п/п

Основное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию

На партах – дневник, тетрадь, школьные принадлежности.

2

Подготовка к усвоению нового материала

Урок посвящён интересной, но очень сложной и важной для каждого, живущего в России, теме «Урок России».

Цель: Познакомиться с понятиями гимн, герб, флаг. Получить знания о государственной символике. Сформировать уважительное отношение к ней.

 

3 Усвоение новых знаний

1)

Символы государства. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы или небоскрёбы.

? Символы Родины, а что это такое для нас?

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила неизвестного солдата в Москве или другом городе – это тоже символы России, Российской Федерации. Эти два наименования равнозначны.

Слово «федерация» означает союз, объединение.

Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.

Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы, её населяющие.

? Какие символы в нашей стране вы знаете?

? Когда сложились современные символы России?

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

? Чем это можно объяснить?

До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы. Новой России потребовались новые символы.

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

? А кто у нас Президент?

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Все страны мира имеют свои государственные символы. Отличаются они друг от друга и своим видом, и своим значением.

К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их. Посягательства на герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, её населению.

А теперь давайте познакомимся с государственными символами современной России, узнаем, что они обозначают.

 

 

 

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Записывают термин в тетради

 

Ответы учащихся

(герб, флаг, гимн)

 

Ответы учащихся

(Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством)

 

Ответы учащихся

(Владимир Владимирович Путин)

 

 

 

 

Выполняют задание 1 в рабочей карточке

2)

Российский герб

Прежде чем говорить о гербе нашей страны, давайте выясним, что означает слово герб, когда и для чего возникли гербы.

Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

? Где помещается его изображение?

Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.

Специальные люди – герольды - давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана даже целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. А наука, занимающаяся изучением гербов, называется – геральдика.

Например, различали несколько форм.

Были и другие формы. Например, ромбическая форма щита указывала на то, что его владельцем является дама.

? Какая форма у нашего герба?

Использовались следующие цвета – красный, зелёный, чёрный, пурпурный.

Пурпур - это особый цвет, который не следует отождествлять с красным, как это нередко делают. Первоначально пурпур не был в геральдике точно определён, его изображали то лиловым, то тёмно-синим. Это было связано с двумя разновидностями пурпура в древности – фиолетовым и огненно-красным. Но в итоге пурпур стали изображать как фиолетовый цвет. Кроме того, в геральдике допускаются и натуральные цвета, в том числе телесный. Чаще этим цветом изображают человеческие фигуры. На гербах разрешалось изображать фигуры животных. Часто там помещался лев, двуглавый или одноглавый орёл, дракон, единорог, медведь.

Для того чтобы на щите можно было поместить много фигур и органично скомпоновать их, в геральдике принято три деления щита. Вертикальное деление называется рассечением, горизонтальное – пересечением, а диагональное – скошением.

В гербе используют два металла – это золото и серебро.

В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз – краткая надпись.

Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита.

Изображение в щите называют фигурами. Они бывают геральдическими и негеральдическими.

Всего их 8 Существует множество

Глава -(занимает верхнюю часть щита), квадрат, остриё, ромб и т.д.

Оконечность – (нижняя часть щита),

Столб – (вертикально посередине),

Пояс – (горизонтально посередине),

Перевязь – (по диагонали),

Крест, кайма – (по краю щита),

Стропило – (две встречные перевязи).

животные, растения предметы, созданные изображения

человек, стихии человеком. мифических

(вода, огонь), светила существ.

(звёзды, луна, солнце),

горы, река.

Современный государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Этот герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с XV века до 1917 года.

! Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

Если учащимся раздать копии законов конституции, то можно прочитать описание герба в документе Федеральный Конституционный Закон от 25 декабря 2000 года «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (страница 7 статья 1).

Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна – большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Это святой воин – Георгий Победоносец.

Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

? А как выглядит герб Мурманской области?

(Герб Мурманской области представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности геральдический щит в лазуревой главе которого золотое северное сияние. В червленом поле скрещенные золотой якорь и серебряные кирка с мечом. Автор – Пётр Абарин.)

? Попытайтесь объяснить всё изображённое на нашем гербе?

Северное сияние символизирует расположение Мурманской области за Полярным кругом.

Якорь – символ мореплавания, рыбного промысла.

Кирка – символ горно-рудной промышленности.

Меч – символ ратного труда и воинской славы.

Лазурь (синий) – символ красоты и величия.

Червленый цвет (красный) – символ мужества и силы.

Золото – символ богатства.

Серебро – символ чистоты.

Но есть ещё герб и у нашего города – Мурманска.

Он был принят в 1968 году.

   

Рабочая карточка урока

Класс_____________________________________________________________ Ф.И.______________________________________________________________

Задание № 1.

Впишите недостающие элементы в схему.

Задание № 2.

Нарисуйте к схеме формы щитов. И закрасьте их теми цветами, которые можно было использовать в российской геральдике.

Задание № 3.

Напишите недостающие детали к изображению фигуры расположенной на щите Российского герба. Дорисуйте форму щита. Как называется форма щита нашего герба?

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Задание № 4

Подпишите элементы

Российского герба

1- щит

2 - фигура

Задание № 5.

Заполните пропуски.

  1. Изображение в щите называют ____________________. Они бывают геральдическими и _______________________.
  2. В гербе используют два металла – это_________________ и __________________ .
  3. Современный государственный герб России был принят в декабре ____________ года.

Задание № 6.

Объясните изображённые элементы на гербе Мурманской области:

Якорь - _______________________________________________________________________

Кирка - _______________________________________________________________________

Меч - ________________________________________________________________________

Какой важный элемент герба не перечислен? ______________________________________

Что он символизирует? _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание № 7.

По изображённой иллюстрации герба г. Мурманска опишите его

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Задание № 8.

Используя документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 25 декабря 2000 года. «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Перечислите, где может быть помещён герб.

______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Задание № 9.

Что обозначают цвета нашего флага?

Красный - ____________________________________________________________________
Белый - ______________________________________________________________________
Синий - ______________________________________________________________________

Задание № 10.

В какой последовательности расположены цветные полосы на флаге? Подпиши или раскрась.

 
 
 

Задание № 11

Ответьте на вопросы:

  1. Когда был утверждён новый государственный гимн России?
    _____________________________________________________________________________
  2. Напишите авторов слов и музыки современного государственного гимна России?
    _____________________________________________________________________________

Задание № 12.

Если бы вам поручили сочинить текст Гимна вашего города, какие слова вы бы использовали обязательно? (Напишите 5 слов и объясните почему именно их вы выбрали).

  • ___________________________________
  • ___________________________________
  • ___________________________________
  • ___________________________________
  • ___________________________________

_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Оценка _______________________