Русский народный праздник во всех видах искусства

Разделы: Музыка


“Велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни”.
Б.М. Кустодиев

Б.М. Кустодиев

Тема I полугодия: “Музыка моего народа”

Тема урока: “Русский народный праздник во всех видах искусства”

Тип урока: урок углубления знаний учащихся.

Цель урока: познакомить учащихся с изображением праздника во всех видах искусства.

Задачи урока:

1. Дать почувствовать и ощутить атмосферу праздника.

2. Закрепить:

А. Виды русского народного фольклора.

Б. Понятие - концерт

В. Вспомнить композитора (Р.ЩЕДРИНА) по портрету или по знакомому музыкальному произведению.

3. Вокально-хоровая работа ( точность интонирования мелодии, дикция)

ХОД УРОКА

I. Вход: “Барыня” русская народная пляска (живое исполнение)

С какой музыки мы начали урок – это народная музыка или её создал композитор? (народная)

Какому народу принадлежит? (русскому)

Музыка, какого жанра прозвучала? (танец)

Как называется русский народный танец без правил? (пляска “Барыня”) – карточку на доску.

Совершенно верно:

“Ноги сами по себе, руки сами по себе,

Голова и та отдельно, как хочу, так и пляшу”

Как же звучала пляска “Барыня”?

Настроение? – весёлое.

Следовательно, лад? – мажорный.

Темп? – быстрый.

Всегда ли темп был быстрым? (c ускорением)

Динамика – развивается от P до ff.

Характер музыки: задорный, зажигательный и так далее…

Ребята, когда и где звучит именно такая музыка? (на празднике)

Почему? Какие чувства передаёт музыка? (веселья, радости, счастья…)

Я предлагаю вам самим почувствовать атмосферу праздника, а поможет нам в этом – пляска “Барыня” Если этот танец без правил – каждый выберет движение то, которое ему больше по душе. – Готовы? (да)

Нам на месте не сидится,
Нас сегодня не унять,
Будем петь и веселиться,
Будем “Барыню” плясать

(Исполнение пляски “Барыня” с движениями)

II. Ребята, а что по вашему, праздник? (праздник – это шутки, смех, веселье, общение со знакомыми и не знакомыми людьми)

А народные праздники или народные гулянья захватывают человека полностью и оставляют самые светлые, самые яркие впечатления и испокон веков отображались в картинах, стихах, песнях во всех видах искусства.

Например: о каком из русских народных праздников идёт речь в произведении русского поэта XIX века – Василия Андреевича Жуковского “Баллада о Светлане”

“Раз в морозный вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали” - (Святки, гадание)

Посмотрите на картины русских художников:

Бориса Константиновича Кустодиева и Василия Ивановича Сурикова.

  

Изображён один и тот же праздник или разные?(один и тот же)

Какой?

Хорошо помогу немножко. Какое время года изображено на первой и второй картине? (зима)

Что вы видите на первой картине Б. К. Кустодиева (эту картину он писал по памяти)? – (наряженные повозки с радостными, поющими, так как есть гармонь, людьми. Повозки мчатся наперегонки, взрывая сугробы снега.)

Ребята это начало праздника или его разгар? (начало)

На второй картине В. И. Сурикова мы видим этот праздник уже в разгаре. Как вы думаете почему? -

Совершенно верно: на картине изображена игра “Взятие снежного городка” Весь народ возбуждённо и взволнованно следит за происходящим, и конечно активно участвует в игре.

Люди молчат? (Они кричат, ликуют, стараются непрошенного гостя на коне)

Что же это за праздник, изображён на обеих картинах? (“Масленница”)

Ребята, какая музыка могла бы звучать на этих праздниках. Давайте вспомним виды (разновидности) русского фольклора, которые вы уже знаете. Все названия я зашифровала в этом письме их нужно расшифровать.

III. “Зашифрованное письмо”

РО НЫ ХО Е ВОД
ЧЕС РИ Е КИ ЛИ
ТУШ КИ ЧАС
СО Е ПЛЯ ВЫ

Какие же виды русского народного фольклора могли бы звучать на празднике? (плясовые и частушки) – Почему? (особенности характера – музыка зажигательная, задорная и так далее)

Мы на том уроке проводили конкурс частушек и финалисты, пожалуйста, встаньте, остальные приготовили свои ладошки, проигрыш – ваш (попробуем – проигрыш с хлопками)

(Настроить детей в тональность – D + вспомнить мелодию)

Ну-ка ушки на макушки
И ладошки по звончей,
Пропоём мы вам частушки
То-то будет веселей.

(Исполнение частушек, которые ребята сочиняли сами)

IV. А сейчас внимание – могла бы на народном празднике звучать такая музыка? (Слушание I “Озорные частушки” Р. Щедрина)

Могла ли эта музыка звучать на народном празднике? (да)

Докажите.

(настроение – весёлое = лад – мажорный – краски светлые, яркие, пёстрые. Динамика – в основном громкая. Темп - быстрый)

Следовательно, все особенности плясовой здесь присутствуют.

Какие чувства выражает музыка? Чувства чего передала музыка? (радости, веселья, счастья, праздника)

Серьёзная эта музыка или шуточная? (шуточная)

Какой вид русской народной песни напоминает? (частушку)

Почему? (так как мелодия часто повторялась, причём одна и таже)

А как бы вы назвали это произведение, пользуясь особенностями русской народной плясовой. (ОЗОРНЫЕ частушки)

Это музыка народная или её создал композитор? (композитор)

Кому из композиторов принадлежит эта музыка. (показываю портрет композитора. Если не помнят - музыкальный фрагмент из балета “Конёк - Гобунёк”) – Р. Щедрин - Россия XX–XXI век.

Путешествуя по Белоруссии, Р.Щедрин позже вспоминал:

“Я видел очень много разных праздников, а вот частушек и плясовых наслушался и того больше”. Р. Щедрин просто влюбляется в эту скромную частушечную мелодию и впервые вводит её в свои серьёзные произведения. Например: ваш знакомый балет “Конёк - Горбунёк”, опера “Не только любовь” и так далее.

“Частушка, говорил Р. Щедрин, как в старой сказке, за скромной дверью притаился целый волшебный мир разнообразных и богатейших сокровищ” Р. Щедрин из программы концерта.

- Что происходит с частушкой в этом произведение

(Слушание II обратить внимание на исполнителя, есть ли солирующие инструменты)

Исполняет симфонический оркестр.

А саму частушку – голос человека или музыкальные инструменты? (музыкальные инструменты)

В итоге из вокальной музыки она превратилась в инструментальную.

Какие музыкальные инструменты были солистами? (труба – медно-духовой, флейта – деревянно-духовой)

Одинаковые ли инструменты по тембру? (нет)

Что хотел подчеркнуть Р. Щедрин? (то, что и в обыкновенной частушке солисты постоянно меняются)

Солисты просто исполняют свои партии или они стараются перещеголять друг друга? – Что происходит между солистами и симфоническим оркестром? (Соревнование)

Как называется жанр музыки, в которой происходит соревнование солиста и оркестра? (КОНЦЕРТ)

Концерты бывают разные: например: концерт для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром и так далее.

Для кого написан концерт Р. Щедриным? (-)

Где происходит соревнование между солистами или внутри самого оркестра? (внутри самого оркестра) – Для кого был написан этот концерт? – Концерт для симфонического оркестра.

Вопрос для самых внимательных – какой инструмент изображал весь оркестр на протяжении всего произведения? (играю на фортепиано и вывожу - шарманка)

Почему? – Потому что именно шарманочные наигрыши сопровождали народные гулянья.

Что устраивалось в праздничные дни. Посмотрите внимательно на доску, какая картина оживает (шумовой эффект – “Ярмарка” кассета)

Что же устраивалось в праздничные дни? (Ярмарки)

И картина Б. К. Кустодиева так и называется “Ярмарка”

V. Ярмарочная пестрота кажется здесь удивительно гармоничной, краски светлые, яркие, пестрые. Торговые ряды раскинулись вокруг церквей как бы продолжая их своды такими были ярмарки на Руси. Лица людей ускользают от нашего взора так как все люди поглощены разнообразием товаров и торгом. Не здесь ли бывал наш следующий герой? Мы сейчас узнаем (показ песни “Где был Иванушка”).

Вопросы по содержанию.

Объяснить слова “Сенички - сени”, “горенка - горница”. Настроить детей в тональность. Работа над песней: мелодия, дикция.

VI. Подведение итогов по уроку.

Закончить наш урок мне хочется словами Бориса Константиновича Кустодиева: “Велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни”.