Урок-практикум по теме: "Почвы России"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

1) научить учащихся самостоятельно определять качество почвы и на практике применять свои знания и умения,

2) обобщение полученных знаний по теме “Почвы России”.

Оборудование:

  1. универсальная индикаторная бумага;
  2. дистиллированная вода;
  3. образцы почвы;
  4. химические стаканы;
  5. фильтровальная бумага;
  6. литература по уходу за садовыми растениями
  7. образцы почв

План урока:

  1. Организация выполнения лабораторной работы
    1. подготовительный этап;
    2. обобщение знаний.
  2. Проведение лабораторной работы
    1. определение ph-среды, механического состава почвы;
    2. обработка данных.
  3. Оформление лабораторной работы, работа с дополнительной литературой.

Ход урока

1. Организация лабораторной работы.

1) подготовительный этап.

Образцы почвы (50 г) выложить в химические стаканы и залить дистиллированной водой, настоять 1 сутки

2) обобщение знаний

Вопросы, задаваемые учителем.

  1. Что такое почва?
  2. Какие факторы влияют на образование почвы?
  3. Назовите главное свойство почвы.
  4. От чего зависти плодородие почвы?
  5. На какие типы можно разделить почвы по механическому составу?
  6. Почему необходимо уметь определять ph-среду, механический состав почвы и её структуру?
  7. Давайте составим план нашей работы для определения типа почв наших образцов.

(План учитель записывает на доске, по мере составления плана учитель объясняет ход работы).

План.

  1. Определение ph-среды
  2. Определение механического состава почвы
  3. Определение структуры почвы
  4. Обработка данных

Выполнение лабораторной работы.

2. Проведение лабораторной работы.

1) Определение ph-среды:

Вытяжку почвы отфильтровать и с помощью универсальной индикаторной бумаги определить ph-среду образцов.

Цвет универсального индикатора от бледно красного до красного – кислая среда.

От бледно жёлтого до жёлтого – нейтральная среда.

От бледно зелёного до синего – щелочная среда.

Определение механического состава почвы и её структуры

Возьмите горсть влажной, но не мокрой земли и разотрите ее между пальцами.

Если структура почвы зернистая, если она не слипается и не скатывается в шарики, перед вами супесчаная или песчаная почва.

Если почва зернистая, но скатывается в шарик или комок, это песчаный суглинок.

Если почва имеет зернистую или липкую структуру и из нее можно между ладонями скатать колбаску, значит, вы имеете дело с жирным песчаным суглинком.

Если получившаяся колбаска гибкая, ее можно согнуть колечком, она не разломится - глина.

2) Полученные данные ученики записывают в таблицу.

3. Оформление лабораторной работы, работа с дополнительной литературой.

Ученики, записав полученные результаты в таблицу, работают с дополнительной литературой по уходу за садовыми растениями.

  1. с помощью таблицы №1 определяют виды растений, которые могут произрастать на данном типе почв;
  2. выбирают способы улучшения качества почвы.

Результаты лабораторной работы по географии.

Тема: “Определение типа почвы”

Учени___ 8 класса _____

Фамилия ________________________

Имя ____________________________

  Образец №1 Образец №2
ph-среда    
механический состав    
структура    
виды растений, способные произрастать на данном типе почв    
Как изменить свойства почвы для лучшего их использования в земледелии?    

Дополнительная литература

Типы почвы

Почвы представляют собой весьма сложную и динамичную смесь из мельчайших частиц, выветренных горных пород и органических веществ, называемых гумусом, а также различных растительных и животных сообществ. Здоровая почва является важным условием успешного роста и развития растений; она поддерживает корни растения и снабжает его водой, воздухом и минеральным питанием. Если почва в саду не является идеальной, существует много способов улучшить ее при относительно небольших затратах сил и средств. К примеру, переувлажненную, заболоченную почву можно дренировать и тем улучшить ее структуру, а водоудерживающие свойства легких почв можно, наоборот, повысить внесением органического компонента вроде компоста или перепревшего навоза. Внесение удобрений повышает содержание питательных веществ в почве, а известь используют для повышения щелочности в кислых почвах, мульчирование предотвратит прорастание сорняков и сократит потери воды. Наконец, питательные вещества из органических отходов можно возвратить в почву посредством создания садового компоста.

Почва и ее состав

Большинство почв классифицируются в соответствии с содержанием глины, ила и песка. Размеры и пропорции содержания в составе почвы этих минеральных частиц во многом определяют физические и химические свойства почвы.

Типы почв

Суглинистые почвы имеют идеальный баланс размеров минеральных частиц, включая

от 8 до 25 % глины, что обеспечивает как хорошие дренажные, так и водоудерживающие свойства в сочетании с высоким плодородием.
Глинистые почвы тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом.

Песчаные и илистые почвы имеют в своем составе низкое содержание частиц глины.
Песчаные почвы обладают большой проницаемостью, что приводит к необходимости частого полива и внесения удобрений, однако они быстро прогреваются весной и легко удобряются органикой. Илистые почвы более плодородны и обладают лучшими водоудерживающими свойствами, чем песчаные почвы, но зато легче уплотняются.
Органические или торфянистые почвы, как правило, влажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений.
Меловые или известковые почвы щелочные, довольно мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием.

pH – среда почвы

Работая с землей, выращивая растения, рано или поздно, придется столкнуться с важнейшим видом почвенного анализа - кислотностью и его определением. Кислотность почвы принято обозначать, как pH - среда.

Вся шкала кислотности почвы делится на 14 значений.

Значению pH в пределах от 6 до 7 - нейтральная реакция; при более низких значениях, от 6 до 5 почва имеет слабокислую реакцию; значения от 5 до 4 - кислая почва; значение менее 4-х - сильнокислые; при значениях кислотности от 7 до 8, почва имеет щелочную реакцию; значение более 8 - сильнощелочную.

Растение по-разному относится к кислотности, одни предпочитают почвы кислые, другие нейтральные, а третьи - мечтают о щелочных почвах, а есть и вообще безразличные к таковой (см. таблицу 1).

От кислотности почвы зависит доступность для растений многих питательных элементов. При нейтральной реакции элементы питания находятся в наиболее доступной форме. Кислая и щелочная реакция неблагоприятна для деятельности микроорганизмов и для образования гумуса, из разлагающихся растительных остатков. Да и большинство растений предпочитают нейтральные почвы.
Большинство наших почв имеет слабокислую реакцию. Внося минеральные удобрения в больших дозах, мы еще больше окисляем почву. Внося органические удобрения, используя сидерацию, мульчирование, применяя древесную золу, мы “стрелку” кислотности направляем в сторону нейтральной реакции. Когда у вас почва уже окультурена, органически богата и насыщена микроорганизмами, в ней сама собой будет поддерживаться нейтральная реакция, и вам лишь будет необходимо вносить небольшие, поддерживающие дозы органики.

На первоначальных этапах, для более быстрого изменения почвы в сторону нейтральной, применяют известковые удобрения, среди которых наиболее распространены молотый известняк, молотый мел, гашеная известь и доломитовая мука. Первые три содержат углекислые соли кальция, а доломитовая мука - соли кальция и магния. Известкование обычно проводят осенью, заделывая в верхний слой почвы. Количество известкового материала зависит от механического состава почвы и от величины pH. На сильнокислой почве не рекомендуется вносить сразу большую дозу известкового удобрения, а по частям, чтобы почвенные организмы могли постепенно приспособиться к изменению условий.

Древесная зола обладает щелочной реакцией и может быть также использована для нейтрализации почвы. К тому же, в древесной золе содержится очень большой спектр полезных и нужных растениям микроэлементов. Приведем примерные нормы внесения известковых удобрений.

Наиболее надежный способ окисления щелочной почвы (изменение щелочной почвы в сторону нейтральной) - удобрить почву значительным количеством кислого торфа.

В работе использована дополнительная литература по материалам сайта “Gardenia” (www.gardenia.ru)