Решение задач по теме: "Архимедова сила"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Отработка практических навыков при решении задач.
  2. Развитие самостоятельности учащихся в процессе групповой и индивидуальной работы.
  3. Закрепление ранее изученного материала.

Оборудование:

  1. пробирки с водой, спиртом, подсолнечным маслом;
  2. яйцо – 3 шт, сосуды с водой разной плотности;
  3. сосуд с чистой водой, картофелина, сахар, соль, сода;

вода плотность, которой равна 1050 , гвоздь, картофелина, береза.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие ребят, постановка перед учащимися целей урока.

2. Составь лото.

Учащимся предлагается составить лото, и определить по какой теме будет идти отработка практических навыков при решении задач. (Работа в группах)

Сила тяжести M = F l
Сила упругости V =
Вес тела P = pgh
Давление F = mg
Мощность F = kx
Скорость P = mg
Путь P =
Время N =
Плотность =
Масса S = v t
Работа t =
Момент силы
Объем m = pV
Гидростатическое давление A = F S

Учитель: Переверните карточки лото. На обратной стороне у каждой карточке лото написана буква. Если вы правильно составили лото, то вы получите тему сегодняшнего урока.

Ребята, по какой теме мы сегодня будем с вами отрабатывать практические навыки при решении задач?

Ученики: Архимедова сила.

Учитель: Запишите формулу закона Архимеда.

Ученики: Fа =pж gVт

Учитель: От чего зависит архимедова сила?

Ученики: От плотности жидкости, от объема тела

3. Решение экспериментальных задач.

Работа в группах.

Каждой группе дается определенное задание. Выполняют его учащиеся и делают презентацию задачи.

Задание №1

Определите плотность жидкости в каждом сосуде.

Дано : яйцо – p= 1010 , 3 жидкости плотности, которых равны

1000 , 1010 , 1030

Задание № 2

Определите, в какой последовательности расположатся следующие жидкости: вода, спирт, подсолнечное масло.

Задание № 3

В банке наполненной водой, на дне лежит картофелина. Как следует изменить состав воды, чтобы картофелина всплыла.

Дано: сосуд с водой на дне которого лежит картофелина, соль, сода.

Задание № 4

При каких условиях тело: а) плавает внутри жидкости; б) тонет;

в) всплывает? Изобразите на чертеже силы, действующие на это тело в каждом случае

Задание № 5

Определите, в какой последовательности расположатся тела неправильной формы в растворе жидкости плотность, которой равна 1050

Дано: вода плотность, которой равна 1050 , гвоздь, картофелина, береза

4. Решение расчетных задач.

(Индивидуальная работа, один ученик работает у доски, объясняя задачу)

  • Дидактический материал (Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике А.Е. Марон, Е.А. Марон.)
  • Стр. 43 1-7, 2-8, 1-13
  • На камень, полностью погруженный в воду, действует выталкивающая сила, равная 25 Н. Определите объем камня.
  • Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Тонет ли это тело в бензине.
  • Какая требуется сила, чтобы удержать в воде металлический брусок массой 226 г и объемом 20 см3.

5. Решение качественных задач.

  • Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой?

Ученики: Эти нефтепродукты будут всегда на поверхности воды, так как они легче воды.

  • У костистых рыб есть орган, называемый плавательным пузырем и являющийся своеобразным гидростатическим устройством. Как рыба использует свой плавательный пузырь? Как при этом изменяется сила Архимеда?

Ученики: При увеличении объема пузыря сила Архимедова увеличивается, и рыба поднимается, при уменьшении объема пузыря сила Архимедова уменьшается, рыба опускается.

И слышно было, что Рогдая
Тех вод русалка молодая
На хлады перси приняла
И, жадно витязя лобзая,
На дно со смехом увлекла… (А.С. Пушкин)

Руслан и Людмила.

Учитель: Какое условие необходимо, чтобы тело Рогдая опустилось на дно?

Ученики: Сила тяжести, действующая на Рогдая, должна быть больше силы Архимеда.

Глядят на мутный ток реки,
Склонясь на копья боевые.
Ах! Как желал бы там он быть;
Но цепь мешала переплыть… (М.Ю. Лермонтов)

Кавказский пленник.

Учитель: Почему с тяжелой цепью реки невозможно переплыть?

Ученики: Сила тяжести, действующая на человека, больше силы Архимеда и человек просто-напросто пойдет на дно.

6. Закрепление материала.

Тест по теме “ Архимедова сила”

Вариант №1

1. Какую физическую величину определяют по формуле Fa =pжgVт

А). Архимедову силу.
Б). Силу тяжести.
В). Силу упругости

Какая из приведенных ниже величин не нужна для расчета выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

А) объем тела.
Б) плотность жидкости.
В) плотность тела

3. Когда тело , целиком погруженное в жидкость , всплывает?

А) Fа = Fт.
Б) Fа < Fт.
В) Fа > Fт.

Железный брусок в воде тонет, а деревянный такого же объема плавает. На какой из них действует большая выталкивающая сила:

А) На деревянный брусок.
Б) на железный брусок
В) одинаково

5. В какой последовательности расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся между собой жидкости : керосин, вода , ртуть. Вверху расположится …

А) ртуть.
Б) вода.
В) керосин.

Вариант № 2

По какой формуле можно определить архимедову силу

А) F = m g
Б ) Fa =pжgVт
B) F = k x

Какая из приведенных ниже величин нужна для расчета выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

А) масса .
Б) плотность жидкости.
В) плотность тела

3. Когда тело, целиком погруженное в жидкость, плавает внутри жидкости?

А) Fа = Fт.
Б) Fа < Fт.
В) Fа > Fт.

4. Железный брусок в воде тонет, а деревянный такого же объема плавает. На какой из них действует меньшая выталкивающая сила:

А) На деревянный брусок.
Б) на железный брусок
В) одинаково

5. В какой последовательности расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся между собой жидкости : керосин, вода , ртуть. Внизу расположится …

А) ртуть.
Б) вода.
В) керосин

  №1 №2 №3 №4 №5   №1 №2 №3 №4 №5
1 вариант А В В А В 2 вариант Б Б А Б А

7. Итог урока.

8. Домашнее задание: повторить § 46-48, № 112, 114