Урок литературы "Да святится имя твое" по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"

Разделы: Литература


Цели:

  • дать представление о личности и судьбе писателя, на примере повести показать жестокие реалии войны, мужество и патриотизм простого человека, мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины-матери как воплощение высокой нравственности;
  • развитие ассоциативного мышления, эмоциональной сферы, исследовательских способностей, умение кодировать информацию, рефлексировать, совершенствование навыков в анализе эпизода;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств, милосердия, сострадания, уважения и любви к женщине, матери.

Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря…
Ведь Земля – это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу…

Владимир Высоцкий “Песня о Земле”

Проблемный вопрос: В чем смысл названия повести В. Закруткина “Матерь человеческая”?

Ход урока

I. Предкоммуникативная фаза.

1. Звучит запись в исполнении В.Высоцкого “Песня о Земле”.

Ответьте на вопросы: Кто автор этой песни? Какова тема песни?

Докажите свою точку зрения, найдите ключевые слова. Определите авторскую позицию.

2. Мотивация.

Тема обозначена строчкой из православной молитвы “Да святится имя твое”. Разговор наш пойдет о повести В. Закруткина “Матерь человеческая”. Какие ассоциации возникли у вас, когда услышали название повести? Почему Матерь, а не Мать? Почему Матерь человеческая?

3. Рассказ учителя о писателе и его участии в Великой Отечественной войне в роли корреспондента армейских и фронтовых газет, о его впечатлениях из книги “Страницы о себе”.

4. Сообщение учащегося “История создания повести “Матерь человеческая””.

II. Коммуникативная фаза.

1. Обратимся к предисловию повести, в котором автор объясняет причины написания повести. Почему В.Закруткин вспоминает о простой крестьянке? Что явилось причиной воспоминаний и размышлений о жизни?

2. Кратко перескажите сюжет повести. Какова авторская позиция в восприятии войны?

3. Зачитайте описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии. Выпишите ключевые слова (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). В сказках часто встречается похожее описание. Заполните таблицу 1:

Таблица 1

Звуки ночи Цвет ночи Запахи ночи
     
     
     
     
     
     
     

4. Вывод: война противоестественная природе и жизни человека, мы видим образы страдающей Земли, страдающей женщины. Перед нами толстовское восприятие войны, вспомните “Севастопольские рассказы” (война – это “страшная работа”, “трудная кровавая жатва”).

5. Начинаем составлять схему “Ключевые образы, эпизоды и основные мотивы повести” (Приложение 1).

6. Используя фрагменты текста повести, ответьте на вопрос: Что же произошло в эту ночь?

7. Вывод: после этой ночи вся жизнь Марии раздвоилась на две половины: до и после этой ночи. Убитая горем, Мария хочет умереть, но жизнь властно напоминает ей о том, что “она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная слабая жизнь…”. Мария ждет ребенка. На страницах повести мы слышим диалог разума и сердца Марии: “Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!...”. Здесь мы слышим ярко выраженную позицию автора, он говорит от лица народившегося ребенка. И Мария остается жить среди трупов, каркающих ворон, пролетающих над головой, слыша гортанное стрекотание сорок. Погребая одного за другим, с кем сталкивает ее судьба, Мария смогла найти в себе силы, чтобы жить дальше в этих нечеловеческих условиях. Ее жизненное пространство обозначено сгоревшим хутором, время как бы остановилось. Автор намеренно замедлил его, подробно описывая каждый жизненный шаг Марии.

8. Продолжаем заполнять схему (Приложение 1).

9. Ответьте на вопросы: Почему Мария не ушла из хутора? Почему она идет на кладбище? Почему вспоминает Радуницу – день поминовения усопших, который в народе называется родительским днем.

10. Вывод: кладбище – единственное, что осталось от родного хутора. Здесь история ее рода и память о нем. “Радуница как бы объединяла людские поколения, делала людей добрее и лучше”. Она пришла сюда, чтобы посоветоваться с матерь, сообщить новости деду Корнею, первому хуторянину. На кладбище Мария ищет поддержку и опору у своих предков, обещает деду Корнею, что не будет последней. Общение с мертвыми дает ей силы, вселяет уверенность.

11. Продолжаем работу со схемой (Приложение 1).

12. Подтвердите текстом, как Мария восстанавливает жизнь на хуторе, готовясь к встрече с людьми после окончания войны.

13. Вновь заполняем схему (Приложение 1).

14. Обратимся к анализу ключевого эпизода повести “Встреча Марии с немцем Вернером Брахтом”. Подумайте, почему эта сцена является ключевой? Напомните сюжет эпизода.

15. Работа в группах по следующим заданиям:

1 группа: Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод.

2 группа: Почему Мария решилась на убийство? Каков главный мотив ее решения? Какое чувство испытала она, увидев живого немца?

3 группа: Почему Мария не смогла осуществить задуманное? Что остановило женщину?

4 группа: Какова авторская позиция по отношению к раненому немцу и Марии в момент кульминации эпизода? В чем это проявляется? Обратите внимание на портретную характеристику немца, поведение Марии, когда она опускается в погреб. Составьте семантическое поле: В. Брахт, Мария.

16. Обращение к центральной схеме(Приложение 1).

17. Выводы: ключевая сцена раскрывает нравственную глубину характера Марии. Доброта, милосердие, сострадание – вот главные черты ее характера. Они победили зло, заглушили чувство мести, на добро Мария отвечает добром. Немецкий мальчик-солдат увидел в ней мать. Так Мария стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы, заступницы, помощницы. Именно после этого события к Марии возвращаются уцелевшие на хуторе голуби, а ведь голубь – это христианский символ святости. Итак, Мария предстает перед читателями в образе святой.

18. Вопрос: Каково отношение Марии к детям, эвакуированным из Ленинградского детского дома, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Подтвердите ответ текстом.

19. Вывод: детей семеро, наверное, не случайно, ведь семь по народным представлениям является счастливым числом. С появлением детей на хуторе Мария “оттаяла”, как будто ожила.

20. Заслушивание индивидуальных письменных ответов на вопросы: Какие чувства испытывает Мария после рождения собственного ребенка? Почему В. Закруткин так подробно описывает этот момент жизни Марии?

21. Продолжаем составлять центральную схему(Приложение 1).

22. Зачитайте финальный эпизод встречи Марии с командиром кавалерийского полка. Почему командир полка “опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке”?

23. Выводы: В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери, прошедшая путь мученичества и самоотверженной любви. Обратите внимание на репродукции икон. Что сближает Марию с образом Богоматери. На руках Богоматери ребенок. Она страдалица. Наиболее близка Мария к образу Богоматери “Утоли мои печали”, в глазах которой скорбь и любовь ко всему роду человеческому.

24. Отвечаем на проблемный вопрос: В чем смысл названия повести? Обратитесь к финальным рассуждениям автора. Ответ вы найдете и в эпиграфе к уроку.

25. Вывод: Итак, ребята, мы сделали мотивный анализ, составили опорную схему, которая помогает нам понять взгляд писателя на войну. Мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Закруткин показывает войну как античеловеческое, антигуманное, противоестественное всему начало. Вся повесть залита морем слез, полна какого-то генетического страха и тревоги. Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени. Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить “погибающий” мир. Благодаря таким, как Мария, Земля жива. “Да святится имя твое”, то есть прославим его, окружим почитанием.

III. Рефлексия.

1. Продолжите предложение с помощью предложенных ниже вариантов и обоснуйте свой выбор:

Повесть В. Закруткина “Матерь человеческая” – это…

- гимн любви;

- повесть о мужестве;

- о силе духа русской женщины;

- о материнстве;

- свой вариант.

2. Звучит произведение Каччини “Аве Мария”. Обучающиеся зажигают свечи.

Примечание: В ходе урока обучающиеся используют лексический комментарий слов: изваяние, изваять, неизбывный, поправ, святиться, нимб.