Урок географии на тему: "Удивительные просторы России"

Разделы: География


Цели: закрепление знаний ГП, рельефа и геологического строения России;

  • усвоение навыков групповой работы, работы с дополнительными источниками информации;
  • воспитание любви и уважения к своей Родине.

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • макеты проектов; иллюстрации;
  • портреты путешественников, исследователей;
  • высказывания знаменитых людей.

От нас природа тайн своих не прячет, Но учит быть внимательными к ней. (Н. Рыленков)

Учитель: Сегодня мы встретились на повторительно-обобщающем уроке по теме: “Удивительные просторы России”.

Целью урока является закрепление знаний о разнообразии природы нашей Родины, ее уникальности.

Была проведена предварительная работа. Учащиеся класса были разделены на 4 группы. Каждая группа разрабатывала свой проект, отражающий уникальность определенной территории России. Все, что группы наработали, нам будет сегодня представлено на наше суждение.

Учитель: Начало Руси, ее истоки, зарождались на территории Русской равнины. Сначала – Киевская Русь, затем образовались княжества, в том числе и Московское княжество, которое в последующее время стало играть центральную роль в формировании России как государства.

(Защита учащимися проекта “Русская равнина”; представление макета. Приложение 1)

Учитель: В настоящее время ресурсы Русской равнины значительно истощились, взгляд правительства все чаще стал обращаться на восток. Уместно вспомнить слова М.В. Ломоносова: “Богатство Российское прирастать будет Сибирью”. И мы обращаемся к следующему проекту – Западная Сибирь.

(Защита учащимися проекта “Западная Сибирь”, представление макета. Приложение 2)

Учитель: Есть в России удивительный объект, которому нет равных в мире. Люди многих стран приезжают полюбоваться этим объектом.

Чистой, чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.

Следующий наш проект – озеро Байкал.

(Защита учащимися проекта “Оз Байкал”, представление макета. Приложение 3)

Учитель:

Камчатка – край неповторимый,
Камчатка – гордость и краса.
Вулканы – горы дымовые,
Долина – гейзеров душа.

Наш следующий проект – Камчатка.

(Защита учащимися проекта “Камчатка”, представление макета. Приложение 4)

Учитель: Заслушав информацию по защите проектов, скажите:

– Как вы понимаете слова Н. Рыленкова, которые послужили эпиграфом к нашему уроку?

– Согласны ли вы с названием темы нашего урока, что просторы России – удивительны?

– Были ли трудности при подготовке проектов? В чем она выражалась?

– Помогают ли такие творческие работы расширить ваши знания о Родине?

– Как вы оцениваете свою работу в группах?

Хотелось бы закончить наше занятие словами Сергея Викулова из стихотворения “Россия”:

Россия – росы и сиянье,
И значит – утро, значит – свет,
И расстоянья, расстоянья...
Без них России просто нет.