Урок физики в 7-м классе по теме: "Масса и ее определение. Плотность"

Разделы: Физика


Цели:

  1. Дать определение массы как меры инертности тела.
  2. Научить учащихся определять массу тела на рычажных весах.
  3. Ввести определение плотности тела как массы, содержащейся в единице объема.

Оборудование: две тележки с пластиной, весы лабораторные, набор тел правильной геометрической формы разной плотности.

План урока:

  1. Вступительная беседа учителя.
  2. Решение задачи на взаимодействие тел.
  3. Выполнение лабораторной работы.
  4. Определение плотности тел правильной формы.

ХОД УРОКА

I. Сегодня мы познакомимся с физической величиной, которой обладает все окружающие нас тела от мельчайших частиц до планет Солнечной системы и даже само Солнце. Но прежде, чем перейти к новой теме, ответьте на вопросы: (фронтальный вопрос)

  • При каком условии тело изменяет скорость?
  • Как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела?
  • Что называется инерцией?
  • Мальчик, стоя на коньках, бросает тяжелый камень. Что будет с мальчиком и почему?

Делается вывод о взаимодействии тел.

II. Проводим опыт с тележками (стр. 44, рис 46). Физика – 7, Перышкин А.В. Дрофа, 2002.

Вводится определение массы, обозначение, единицы измерения.

Задача (фронтальное решение).

Левая тележка приобрела скорость 4, правая – 60. Найти массу левой тележки, если масса правой – 50 г.

Учитель: Итак, мы рассмотрели массу как меру инертности тела. Как определили числовое значение массы?

Ученик: Мы определили массу тележки по взаимодействию с другой тележкой известной массы.

Учитель: Есть ещё один способ определения массы.

III. Выполняется лабораторная работа № 3. “Измерение массы тела на рычажных весах”.

Делается совместный вывод: Мы определили массу тела взвешиванием.

Учитель: Почему некоторые тела равного объема имеют разные массы?

Учащиеся делают предположение, что эти тела сделаны из разных вещества, а следовательно имеют разное молекулярное строение.

Учащиеся вместе с учителем делают выводы:

  • Тела объемом 1 м3 каждое, изготовленные из разных веществ имеют разные массы.

Учитель вводит понятие плотности с точки зрения массы.

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в единице объема.

Значит, массу можно найти по плотности вещества.

    Масса = объем х плотность (1)

Учитель: Плотность всех существующих в природе веществ посчитана и занесена в специальные таблицы.

Рассматриваются таблицы.

Учитель: Чему равна масса 1 м3 ацетона? Чему равна масса 1 см3 азота в граммах?

Из формулы (1) вывести формулу плотности:

    Плотность =

Вводятся единицы измерения плотности.

Подводится итог урока.

Учитель:

  • Что такое масса тела?
  • В чем она измеряется?
  • Какими тремя способами можно измерить массу тела?
  • Что такое плотность тела?
  • В чем она измеряется?

А как измерить плотность тела, мы познакомимся на следующем уроке.

Домашнее задание: § 19–22.