Практико-ориентированный проект "Уроки Айболита"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование у учащихся системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Задачи:

  • формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью, формирование у учащихся потребности в здоровье;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.

Участники проекта: учащиеся 3 “а” класса МОУ “СОШ № 13”

Время проведения: один раз в месяц на классных часах.

Обеспечение: классное помещение, наличие технических средств обучения (теле-видеоаппаратура), видео материалы, Сюжетные иллюстрации, таблицы, схемы и т.д., подбор используемой литературы.

Дополнительные ресурсы: классный руководитель, родители, школьный медицинский работник

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые умения:

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение взаимодействовать с партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки партнерского общения;

5. Коммуникативные умения:

  • умение вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;

Воспитание толерантности

Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников, ценить их достижения, сопереживать неудачам; воспитывать желание прийти на помощь как словом, так и действием.

Степень распространения: применение внутри МОУ “СОШ № 13”.

Пояснительная записка

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психо-физиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

1. Актуализация имеющегося опыта и житейских знаний школьников (в этой части применяются различные психологические упражнения, а также стимульные аудио- и видеоматериалы).
2. Формирование новых представлений.
3. Отработка личной стратегии поведения (решение проблемных ситуаций).
4. Осмысление полученного опыта, рефлексия.

Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума.

В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предлагается осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:

1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Режим дня, учебы и отдыха.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.

Одним из важных методов контроля знаний, умений, навыков является планомерное систематическое наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;

  • создания здоровьесберегающей среды;

  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

  • планомерной работы с родителями.

Деятельность в рамках проекта

1. Организационный этап

1) Выбор теоретической модели воспитательной работы в рамках реализации проекта.
2) Определение ресурсного обеспечения реализации проекта.
3) Подбор форм воспитательной деятельности, необходимого инструментария.
4) Разработка структуры конечного результата и определение критериев результативности реализации проекта.
5) Разработка сценариев мероприятия.
6) Экспертная оценка представленных материалов по организации проекта.

2. Практический этап.

Реализация мероприятий согласно плану курса “Уроки Айболита”

3. Обобщающий этап.

1) Оформление результатов реализации проекта.
2) Освещение результатов в рамках реализации проекта.
3) Распространение опыта работы.
4) Определение перспектив развития воспитательной деятельности в рамках разработанной модели.

Устойчивость проекта

Так как основную деятельность учитель выполняет в рамках своих должностных обязанностей, то дополнительного финансирования на оплату педагогического труда не потребуется. Финансирование проводимых мероприятий осуществляется за счет добровольных родительских взносов на покупку грамот, призов, создание классной аптечки и т.д.
В работе задействованы высококвалифицированные специалисты, способные на качественном уровне обеспечить реализацию проекта. На данный момент накоплен богатый материал, разработан воспитательный комплекс по заявленной проблеме. Все вышеуказанное определяет устойчивость проекта.

Распространение результатов

Распространение опыта, презентация результатов для специалистов образовательного учреждения и заинтересованных организаций будут осуществляться посредством организации круглых столов, семинаров, мастер-классов, а также участия в конкурсах проектов и программ различных уровней организации.
Результаты, полученные в рамках реализации проекта, будут использованы администрацией МОУ “СОШ № 13”.

Место проекта в регионе

Результаты проекта “Уроки Айболита” могут быть использованы органами Управления Образования, общественными организациями и всеми заинтересованными лицами.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое

1.1. Классный руководитель, осуществляющий компетентное управление воспитательным процессом
1.2. Родители учащихся.
1.3. Школьный медицинский работник.

2. Программно-методическое

2.1. Программа воспитательного учреждения.
2.2. Программа курса.

3. Материально-техническое

3.1. Классное помещение.
3.2. Видео материалы
3.3. Теле-видео аппаратура
3.4. Сюжетные иллюстрации
3.5. Литература

4. Финансирование

Добровольные взносы для обеспечения практических занятий

Этапы реализации проекта.

2006 г.

  • Сентябрь. Наши верные друзья
  • Октябрь. На зарядку становись. Режим дня.
  • Ноябрь. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
  • Декабрь. Чистота – залог здоровья

2007 г.

  • Январь. Полезные и вредные привычки
  • Февраль. Как возникают болезни. Осторожно лекарства.
  • Март. Здоровая улыбка
  • Апрель. Береги зрение и слух
  • Май. Скоро лето!

Приложение

Литература

1. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2004 – 64 с. (серия “Вместе с детьми”)
2. Обухова Л.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя)
3. Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников “Разговор о правильном питании”.– М., 2002. – 72 с.