План-конспект урока "Мир Геннадия Айги – мир духовности"

Разделы: Литература


Тема: “Мир Геннадия Айги – мир духовности”.

Тип урока: урок-открытие.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством Г. Айги;

  • отметить художественные особенности поэтического мира Г. Айги;

  • воспитать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: портрет поэта, книжная выставка, медитационная музыка, репродукция Чюрлениса “Истина”, Малевича “Черный квадрат”, экспонаты для музея-символа.

Методические приемы: беседа по вопросам домашнего задания, ролевая игра – пресс-конференция, приглашение в музей деталей, представление стихотворений, анализ произведений.

ХОД УРОКА

Жизнь есть тишина
Поэзия есть молчание

Г.Айги

I. Организационный момент

II. Слово учителя

– Мы приглашаем вас на урок-открытие. Имя Г. Айги для нас ново, незнакомо, загадочно. Эпиграфом к уроку послужат высказывания самого художника слова “Жизнь есть тишина. Поэзия есть молчание”. Мир Г. Айги в этих строках. У каждого человека, независимо от его вкусов и взглядов, бывают минуты, когда наступает в прямой диалог с мирозданием, с космосом, с Абсолютом, когда он явственно слышит тишину и отвечает ей Молчанием. Мир Г. Айги! Какой он? Пустит ли Г. Айги в свое поэтическое пространство? (Ознакомление с целями урока).

– Наш поэт известен всей Планете, 59 его книг изданы в Европе, США, Японии. Г. Айги – лауреат премии Французской Академии, Чувашской Госпремии им. К.Иванова, премии им. Франческо Петрарки, премии “Золотой венец” Стружских поэтических вечеров, премии им. Б. Пастернака.
В 1994 году присвоено звание Народного поэта Чувашии, в 1998 г. был удостоен высшей Французской премии в области культуры – звания “Командор Ордена Искусств и литературы”. В 2006 г. был одним из номинантов на получение Нобелевской премии в области литературы.

III. Ролевая игра “Пресс-конференция с поэтом”

– Представим себе, что мы на пресс-конференции с поэтом Г. Айги (подготовленный ученик отвечает на вопросы класса, где раскрываются биография и творчество Г. Айги). Рекомендации: ученик должен владеть чувашским языком, предварительно посмотреть DVD-фильм и изучить критические статьи. Примерные вопросы, предлагаемые на пресс-конференцию:

– Расскажите, где Вы родились?

– Кто были Ваши родители?

– Айги – это псевдоним или фамилия?

– Как назывался Ваш первый сборник?

– Кто из писателей или поэтов оказал влияние на становление Вашего литературного творчества?

– Не находите ли Вы, что Ваше творчество является абсурдным?

– Прочитайте Ваше любимое стихотворение.

и.др.

Один из учеников читает из раннего Г. Айги “Тепер юра”.

IV. Звучит голос самого поэта

V. Книжная выставка. Рассказ библиографа

VI. Аналитическая беседа

– Когда-то Г. Айги писал: “В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от чувашского и русского языков, пытался сотворить собственный язык. Это “иероглифы Бога”. Мои стихи – это язык в языке. Как можно найти к ним ключ? Через интуицию, мгновение, вздох. Мое искусство – синтез искусств: поэзия + музыка + живопись”.
Стихи Г. Айги необычные. Поэтому так долго творчество Г. Айги не было признанным. Его творчество называли абсурдным (работа с литературоведческими терминами “авангардизм”, “символ”, “верлибр”).

1. Анализ стихотворения “Стихотворение – название”

Бабочка,
перелетающая через сжатое поле…

– Как вы понимаете это стихотворение?

2. Работа с ключевыми словами “Что есть бабочка? (душа человека).

3. Цветовая символика, перелет и т.д.

Репродукция картины Чюрлеониса “Истина”. На этом полотне изображены мотыльки, они летят к огню и сгорают. Есть исходные и конечные истины. У каждого своя дорога к истине, многие сгорают на пути к ней. Эта бабочка ощущает мгновение бытия. Она понимает: для конечной истины нет границ.

VII. Представление стихотворений

Каждый ученик работает над произведениям поэта, выбирая символы, выходит на идею произведения.

– Погружаясь в слова-строки под необычную музыку (медитационную) учащиеся открывают неизведанное “Я”. Ключевое слово пишем на листочке, прикрепляем его на доске, объясняем Ваш выбор. Таким образом, мы видим, в творчестве Г. Айги преобладают мотивы Света и Тени, Снега и Поля, Яви и Сна, Звуков А и И, Знаков “:”, “-” и “+”, Свечи и Круга, Розы и Ромашки и др. У Г. Айги нет черного цвета. Этот цвет он заменяет Тенью. Поле – населено божественностью, оно приближено к небесным богам – Султи Тура, на Поле приносились жертвы. Богиня Ана была святой. У Г. Айги Поле – земля отцов, место свободного духа.
А.П. Хузангай, один из исследователей творчества Г. Айги, отмечает: “Звук “А” – это начальная буква его родового имени. “А” – полнота дыхания, открытость, ослепительность мира. “А” - это бесконечность всея жизни”.

VIII. Приглашение в музей художественных особенностей творчества Г. Айги.

Слово “экскурсоводу” музея.

– Наш музей необычен. Через детали и символы наши экспонаты расскажут о художественном мире поэта. Первым экспонатом является широкая дубовая доска. Это символ тяжелой судьбы “неугодного” поэта. Она воплощает в себе широкую душу, мощь языка и представляет собой преграду, препятствие на пути познания духовного мира поэта.
В музее представлена хроника жизни Г.Н. Айги. Не менее интересна портретная галерея нашего музея. Вы видите самых близких товарищей: П. Хузангай, В. Митта, Б, Пастернак. Они сыграли значительную роль в становлении литературного творчества.
А теперь обратимся к картине-символу: открытое окно. Что изображает этот рисунок? Для нас это возможность войти в мир поэта. Он манит своей неизвестностью. Он ведет нас к познанию жизни, красоте природы, любви, счастью.
Следующими экспонатами нашего музея являются картины известного художника нашей школы, ученицы 11 класса Г. Мишиной. Ее видение творчества Г. Айги легло на лист бумаги.
Бесспорно, шедевром творчества Г. Айги является произведение “А”. Есть возможность познакомиться с оригиналом (репродукция картины к произведению самим автором).

IX. Знакомство с творческими работами.

Рождение поэта. Стихотворение Саши Федотовой.

“Начиная знакомиться с произведениями Г. Айги, я по-настоящему испугалась, настолько они были мне непонятны. Но благодаря произведению “Стихотворение – название” я влюбилась в его творчество. Это позволило написать несколько стихотворений, одно из которых я хочу прочитать”.

Старый дуб молчит,
кричат вороны,
ветер бьет, дождь хлещет
а-а-а-а-а – вырвалось
боль, обида, горечь,
черный, черный…
белый
свет
Радуга, облако, белый
Свет
Звезды, пространство
Далеко-о…
А здесь жизнь, тепло
Светло-о…

* * *

Белый лист –
Красота…
бабочка вдруг –
улетела.
Ты видишь
Там
Ребенок плачет
Ой, нет
его уж нет,
А там
Смотри
облако плывет,
плывет и
утонуло.
Какая красота…

X. Итог урока

– Художественная деталь и символика в творчестве Г. Айги многогранна и многолика. Символы – это ключ к произведению поэта. Работа над составлением синквэйном (это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к теме). Первая строка – одно ключевое слово. Вторая – два прилагательных, характеризующих творчество Г. Айги. Третье – три глагола, показывающие действия, понятия. Четвертое – короткое предложение. Пятое – одно слово-символ, ассоциация к имени Г. Айги.

Айги

Загадочный, интригующий,
Открывает, размышляет, ведет,
Словом пробуждает разум.
Айги – Храм (Пространство, Вселенная, и др.).

Айги

Чун ирекле, каткас самахла,
Сыва туйама шырать, шухаша путарать,
Самахпа чуна илеть
Айги – Емет (Сул, Пелет, Сурта, Куссуль)

 

Заканчивается урок стихотворением на чувашском языке “Качка тураче” Г. Айги.

XI. Домашнее задание.

– Ответьте письменно на вопрос “Почему Г. Айги называют поэтом будущего?”