Интегрированный урок "Математика + материаловедение и древесиноведение" в группе ТД-21

Разделы: Математика


Тема урока: Решение прикладных задач по теме “Проценты”.

Цели урока:

  • повышение познавательной активности студентов, интереса к предмету;
  • установление межпредметных связей на уроке;
  • развитие культуры общения;
  • повышение плотности урока в связи с применением личных творческих карт.

Тип урока:

1. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Проценты”.
2. Интегрированный: “Математика”+ “Материаловедение и древесиноведение”.

Оборудование:

  • Микрокалькуляторы.
  • Компьютеры.
  • Видеопроектор.
  • Компьютерная программа.
  • Видеоэкран.
  • Личные творческие карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Объявление целей урока:

а) математика;
б) материаловедение;

III. Решение задач на повторение

– Какое ключевое слово в течение урока будет звучать? (Процент)

– Что такое процент?

Слайд № 1

Процент – это одна сотая часть числа

числа

Историческая справка.

– Из “Энциклопедического словаря юного математика”. В школе вы изучали тему “Проценты”. Какие задачи решали по этой теме? Предлагаю вспомнить виды задач на проценты в математике.

1. Рассмотрим первую задачу: определение процента от числа.

Слайд № 2

Найти: 25% от 240.

Решение:

1) 25% = 0,25
2) 0,25 * 240 = 60

Ответ: 25% от 240 = 60

– Итак, как найти процент от числа? А как еще это можно сделать? Верно. Данное число делим на 100 % и полученный ответ умножаем на известный процент в задаче.

Слайд № 3

Найти: 25% от 240.

Решение:

Ответ: 25% от 240 =60

2. Рассмотрим вторую задачу: определение числа по известной его части, выраженной в процентах.

Слайд № 4

Найти число, если 15% его равны 60.

1)15% = 0,15
2) 60 : 0,15 = 400.

или

Слайд № 5

х – неизвестное число.

0,15 * х = 60
х = 400

Ответ: если 15% = 60, то х = 400.

Слайд № 6

3. Рассмотрим третью задачу: на сколько % число 30 больше числа 16?

т.е., находим разность чисел, умножаем на 100 % и делим на меньшее число.

Слайд № 7

4. Рассмотрим четвертую задачу: на сколько процентов 16 меньше 30?

т.е, находим разность чисел, умножаем на 100% и делим на большее число.

5. Еще задачи можно решать с применением пропорции и её основного свойства: произведение крайних членов пропорции равно произведению его средних членов:

Слайд № 8

Слайд № 9

Задача: За 50 лет работы из стен Мариинского лесотехнического техникума выпустились 16 тысяч специалистов. Технологическое отделение закончили 5342 чел. Каков % выпускников – технологов от общего количества выпускников ?

IV. Самостоятельная работа.

Слайд № 10

– Мы рассмотрели различные задачи на проценты. Я предлагаю выполнить самостоятельную работу по данной теме. У каждого из вас есть личная творческая карточка.

№ п/п

Текст задачи

Ответ

Баллы

Самоанализ студента

Решаю легко

С трудом решаю

Решаю с помощью

1

   

10

     

2

   

15

     

3

   

20

     

4

   

25

     

5

   

30

     

Оценки: “5” – 91–100 баллов; “4” – 71–90 баллов; “3” – 50–70 баллов.

Инструктаж по выполнению работы:

  1. Впишите фамилию.
  2. Ознакомьтесь с заданием.
  3. Решите задачи с помощью компьютера или калькулятора.
  4. Оцените свою работу.
  5. Проведите самоанализ своих знаний.

Личная творческая карточка студента группы ТД-21 (зеленого цвета)

Первый уровень

№ п/п

Текст задачи

Ответ

Баллы

Самоанализ студента

Решаю легко

С трудом решаю

Решаю с помощью

1

Найти 31% от 95

29,45

10

     

2

Найти число, если 16% от него составляет 62,4

390

15

     

3

На сколько процентов 25 больше 12?

108,3%

20

     

4

На сколько процентов 12 меньше 25?

52%

25

     

5

В 2002 году в России детей школьного возраста было 21388000. Узнайте, какой процент от общего числа населения России

(144954200) составляют школьники.

14,76%

30

     

Оценки: “5” – 91–100 баллов; “4” – 71–90 баллов; “3” – 50–70 баллов.

Личная творческая карточка студента группы ТД-21 (желтого цвета)

Второй уровень

№ п/п

Текст задачи

Ответ

Баллы

Самоанализ студента

Решаю легко С трудом решаю Решаю с помощью

1

Найти 14,2 % от 84,4

11,98

10

     

2

Найти число, если 12% от него составляет 9,3

77,5

15

     

3

На сколько процентов 24 больше 11?

118,2%

20

     

4

На сколько процентов 11 меньше 24?

54,16%

25

     

5

Численность школьников в РФ в 2000г была 23505000. По прогнозам в 2004г. число школьников уменьшилось на 18,8%. Сколько школьников было в 2004году? 21436560 человек

30

     

Оценки: “5” – 91–100 баллов; “4” – 71–90 баллов; “3” – 50–70 баллов.

Личная творческая карточка студента группы ТД-21 (красного цвета)

Третий уровень

№ п/п

Текст задачи

Ответ

Баллы

Самоанализ студента

Решаю легко

С трудом решаю

Решаю с помощью

1

Найти 24% от 175,84

42,2

10

     

2

Найти число, если 22% от него составляет 440

2000

15

     

3

На сколько процентов 38,5 больше 10?

285%

20

     

4

На сколько процентов17 меньше 48?

64,58%

25

     

5

Население России по переписи 2002г. составляло 144954200 людей. Только за первое полугодие 2003г. население России уменьшилось на 0,5%. Вычислите численность населения России на начало второго полугодия 2003 года.

144229429 человек

30

     

Оценки: “5” – 91–100 баллов; “4” – 71–90 баллов; “3” – 50–70 баллов.

V. Дополнительные задания для самых быстрых

1) Сколько кг соли в 50 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%.

50 * 0,15 = 7,5(кг)

Ответ: 7,5 кг соли.

2) Сплав содержит 30 кг олова и 45 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве?

  1. 30 + 45 =75 кг – сплав
  2. Олово
  3. Цинк

Ответ: В сплаве содержится 40% олова и 60% цинка.

3) Концентрация серебра в сплаве 500г. составляет 83%. Сколько чистого серебра в сплаве?

  1. 83% = 0,83
  2. 500*0,83=415 г.

Ответ: В 500 граммах сплава содержится 415 граммов чистого серебра.

VI. Результаты самоанализа студентов по личным творческим карточкам:

  • Дятлов В. не сделал самоанализ, хотя задачи решил.
  • Селезнев Н. записал ответ в 5 задаче без решения.

Вывод:

а) с 1 заданием легко справились 17 человек;
б) 2 задание с трудом выполнило 3 человека, с помощью выполнило 3 человека;
в) 3 задание с трудом выполнило 2 человека, с помощью выполнило 3 человека;
г) 4 задание с трудом выполнило 2 человека, не решили 2 человека;
д) 5 задание с трудом выполнило 4 человека, с помощью –7 человек, не решили 4 человека.

– Оценки вы поставите себе сами.

VII. Итог урока

– Тема “Проценты” – математическая, но этот термин применим далеко за пределами области математики.

Вывод: В связи с затруднениями при выполнении различных заданий по специальным предметам, необходимо решать больше прикладных задач для расширения кругозора, отработки вычислительных навыков, развития логического мышления и обогащения словарного запаса, математических терминов и этим вы займетесь во второй части нашего урока.

VIII. Продолжение урока – предмет “Материаловедение и древесиноведение”