Рейтинг@Mail.ru

Мотивация учебной деятельности студентов на уроках дисциплины "Материаловедение и древесиноведение"

Разделы: Технология


При изучении дисциплины предлагаются дополнительные материалы, различные формы и методы обучения, позволяющие разнообразить учебный процесс, привлечь внимание студентов, мотивировать их на усвоение нового материала. Например, в процессе объяснения преподаватель наблюдает снижение заинтересованности, отвлечение, можно задать вопрос: " А знаете ли Вы?" и привести в качестве примера интересные материалы, события, факты, естественно, связанные с изучаемой дисциплиной и несущие познавательную, развивающую кругозор цель.

Для контроля знаний студентов разработаны различные виды опроса: в виде групповой, индивидуальной, бригадной деятельности. Проведение зачета в форме “Своей игры”, “Деревянной лихорадки”, познавательных игр дает хорошие результаты, приводит к общению студентов, учит поисковой деятельности, стремлению достичь хорошего результата, так появляется возможность раскрыть способности каждого члена группы.

Предложенные дополнительные материалы к учебному процессу (эти материалы могут подбирать и студенты в самостоятельной внеаудиторной деятельности, работая с дополнительной литературой) отражают цель изучения регионального компонента, бережного отношения к природе, ее богатствам, восприятия ее как чего-то живого, одушевленного, помогают заинтересовать и расширить кругозор студентов, позволяют более емко изучить леса Кузбасса. Так деревья станут ближе и роднее: ведь они по-своему открывают мир, помогают войти в него человеком пытливым, умеющим радоваться, удивляться всему, что нас окружает. Прививается любовь к природе, родному краю, и, что немало важно, к русской литературе, культуре. В достаточном количестве подобраны материалы и приведены стихотворения Фета А.А., Есенина С., Некрасова Н.А., Пастернака Б., Демитрова В.

Послушай, лесоруб, зачем ты лес мой губишь?
Взгляни, безжалостный, ты не деревья рубишь.
Иль ты не видишь: кровь стекает со ствола,
Кровь нимфы молодой, что под корой жила.
Когда мы вешаем повинных в краже мелкой
Воров, прельстившихся
То святотатства – нет! Бессильны все слова.
Бить, ругать, жечь его, убийству божества!

(Ронсар, XVI век)

Вспоминаются слова замечательного русского лесовода Д.Н. Кайгородова: "Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, – не зная, нельзя любить. Мы охотно бережем и охраняем только то, что любим, а лес нуждается в друзьях-охранителях".

Эти строки написаны более 100 лет назад, а как они современны.

На уроках наряду с познавательным материалом, который является мотивационным, применяются разнообразные формы актуализации опорных знаний студентов.

В современном образовательном процессе для мотивации учебной деятельности применяются различные элементы уроков: ролевые игры, викторины, уроки-кроссворды и т.д.

Большое значение имеет тот фактор, при котором преподаватель прививает интерес к самостоятельному изучению дисциплины и приобретенные знания в дальнейшем используются в выше приведенных, перечисленных видах контроля знаний. Особенно вызывает интерес “Своя игра”, “Деревянная лихорадка”, познавательная игра, увлекательны вопросы для викторины и кроссвордов, где прослеживается и индивидуальная, и групповая деятельность, определены роли участников, наблюдается эмоциональное воздействие друг на друга, создается такая обстановка, что студент стремится дать ответ. Такие формы опроса можно применять при проведении зачетов по одной теме или нескольким. Организуемая деятельность содержит возможности оценить способности каждого и самое главное ситуацию успеха, что необходимо для личностного развития.

С целью мотивации учебного процесса предлагается много интересного материала, нетрадиционные формы обучения:

  • использование коллективных способов работы студентов (обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных студентов, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда);
  • привитие интереса к предмету, избранной профессии;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается не в сухой виде, а как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
  • при подготовке к уроку студенты сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;
  • активизация деятельности студентов. Это уже не простые слушатели, а активные участники учебного воспитательного процесса. На таких уроках студенты раскрепощаются, перестают быть пассивными;
  • овладение способами управления коллективной деятельностью, они учатся слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
  • становление новых отношений между преподавателем и студентом. Студент становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. По – иному воспринимают студенты своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремиться внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повышает интерес студентов к учебной деятельности, способствует совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму и творческому подходу к работе;
  • оценка деятельности студентов их друзьями, товарищами по учебе. И эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Проведение уроков с использованием материалов регионального компонента, интересных фактов, разнообразного контроля знаний ведет к достижению учебных, развивающих, воспитательных целей урока, а умение формулировать и достигать цели является одним из критериев мастерства педагога.

Занятия по дисциплине “Древесиноведение и материаловедение” с предлагаемыми дополнительными материалами, различными видами контроля знаний

Занятие 1. Введение

Дополнительный материал и интересные факты

Много или мало лесов на земле

Мы часто читаем интересные статьи о том, сколько лесов на земном шаре. Перечисляются страны всего мира, и напротив стоят цифры, потом следует итог – 4.1 миллиарда га, вся площадь лесов мира. А много это или мало? Давайте разберемся.
Общая поверхность нашей планеты составляет немногим более 51 миллиарда, причем 74% этой поверхности занимают воды – океаны моря, озера, реки, а на долю суши приходится только 26% или около 13,14 миллиарда га и только, 31% суши покрыт лесной растительностью, то есть всего около 8% поверхности земли.
Только за последние триста лет площадь лесов во всём мире сократилась почти втрое. Например, на великой Индо-Ганской равнине осталось менее 5% леса.
Лес занимает более трети территории России. Площадь, покрытая лесом составляет 770 млн. га. Хвойные занимают свыше 78 % всей площади лесов.

"Дерево в русской архитектуре"

Дерево – самый древний строительный материал на Руси. Из него рубились дома и крепости, возносились соборы, княжеские хоромы.
Художественная обработка древесины в русском искусстве – явления уникальное, подарившее миру великолепные памятники. Русские умельцы одним лишь топором рубили избы. Терема, соборы изготовляли предметы домашнего и хозяйственного обихода, украшали их затейливыми резными узорами.
На стенах славянских святилищ были деревянные изображения людей, птиц, по свидетельству летописей, они казалось, обладали жизнью. Это влияние славянской, еще языческой, образности ощущалась и в последующем.
В основу русского деревянного и каменного зодчества, развивавшегося на протяжении веков, лег древний тип крестьянского жилища – избы.
Искусство художественной обработки древесины восходит к древнейшим временам русской истории, когда начинает складываться русская культура. Центрами русского художественного ремесла, в том числе обработки древесины были стольный град Киев и великий Новгород. В древнем Новгороде обработка древесины занимало ведущее место среди ремесел. Древесину применяли для постройки жилья, изготовления мебели и бытовой утвари. На досках писали иконы, на бересте – грамоты.

Раздел 1. Древесиноведение

Дополнительный материал и интересные факты

У какого дерева самое длинное детство?

Оказывается, у пихты. Представьте себе, это дерево впервые цветет и дает семена в возрасте 50 – 70 лет.

Древесное сало

Древесное сало – продукт необычайный для северянина. Ведь деревья и растения умеренной климатической зоны вырабатывают, как правило, жидкие масла. Однако плотные, отвердевающие при обычных условиях растительные масла не редкость в тропиках. Там они служат пищевым заменителем жиров, которых не хватает в рационе местного питания.

Самое старое дерево

7200 лет насчитывает дерево, которое растет в Японии, на острове Яку Сима. Это кедр, толщина которого 16 метров. Считают, что это самое старое дерево в мире.

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд
Люблю игру денницы
Я замечать на ней
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

А.А. Фет

Занятие 2. Строение и основные части дерева.

Дополнительный материал и интересные факты

Деревья дойные и взрывоопасные.

Растёт в Коста-Рике "коровье дерево". Если в коре его сделать косые надрезы, то потечёт сок, который ни цветом, ни вкусом от коровьего молока не отличается и даже служит заменителем молочных продуктов. Опытные " дояры" получают до полулитра в день с каждого ствола. Местные жители охотно культивируют древесных " коров". А вот в Мексике есть породы, от которых следует держаться подальше. Например, " динамитное дерево". Созревшие плоды его, размером с крупную тыкву, имеют обыкновения взрываться, посылая во все стороны острые зазубренные осколки.

Занятие 3. Макроскопическое строение древесины.

Дополнительный материал и интересные факты

Как можно определить возраст дерева, не срубив его

В лесах и парках на некоторых деревьях бывает указан возраст. Для его определения рубить дерево не нужно. Лесники используют для этого специальный инструмент, особый бур, действующий как коловорот, которым бурят отверстия плотники. Бур этот полый. Им просверливают ствол до самой его сердцевины, а затем бур вынимают. Внутри него остаётся древесный столбик с полным набором годовых колец. Довольно точно можно также, измерив его обхват на высоте 1–1,5м над землёй. В среднем дерево растёт в толщину на 2,5см в год (если оно растёт в густом лесу, то этот показатель нужно уменьшить вдвое. Можно, следовательно, считать, что дереву с обхватом ствола 120см, растущему в благоприятных условиях, около 50 лет.

Занятие 4 . Изучение макростроения древесины.

Дополнительный материал и интересные факты

Дуб

В сравнении с великаном дубом, растущим в селе Верхняя Лортица, что близ Запорожья, обычные деревья выглядят карликами. Кажется, очень тесно пятнадцати его стволам, расположившимся по кругу на толстом приземистом штамбе. Словно ручка огромного зонтика, поддерживает он этими стволами – деревьями густую, величавую крону.
Возраст этого дуба – более 800 лет.
На мемориальной доске у дерева написано "Запорожский дуб – памятник природы XIII в. Высота дерева 36 м., диаметр кроны 43 м, длина окружности ствола 632 см.

Занятие 5–7. Определение древесных пород по макропризнакам

Дополнительный материал и интересные факты

Баобаб

Цветки большие – до 20 сантиметров в диаметре – ароматные. Чудо-дерево, взрастившее их – баобаб. В засуху нет на нем листьев – все опали, но весь он в белых цветах, как в кружевах! Но вот пришел день, собрались на небе тучи, и первые линии обрушились на иссушенную землю каскады воды. И зазеленел баобаб!
Ростом он не велик – 12, редко 18–25 м. Но толст непомерно – до 9,5 м в поперечнике ствола.

Занятие 8. Микростроение древесины

Дополнительный материал и интересные факты

Знаете ли вы?

Почему Новый Год встречают ёлкой? Древние германские племена верили, что в ели живёт дух леса – хранитель зверей, птиц, растений. Воздавая почести этому дереву, украшая его, люди старались умилостивить этот дух. Эту традицию поклонения ели у германцев переняли англичане и голландцы. Но они видели в этом дереве символ не увядания, вечной молодости, силы. Однако не везде Новый Год встречают ёлкой. Во Вьетнаме её заменяют веткой персика. В Японии дома украшают стеблями бамбука и ветками сосны и цветущей ивы.

Занятие 9. Изучение микростроения древесины.

Дополнительный материал и интересные факты

Как деревья лечатся

Лёд, ураган, пожары, топор человека – раны деревьям наносят с разных сторон. Сначала рана “кровоточит”, из неё вытекает древесный сок. В большинстве случаев по краям раны начинает образовываться наплыв, останавливающий “кровотечение”. Клетки камбия по краям раны делятся, и затягивание её идёт в направлении от краёв к центру. Если рана небольшая, рост клеток продолжается, пока они не сойдутся в центре. Если же рана рваная, что бывает во время ураганов, когда отламываются большие ветки, то она может так и никогда полностью и не затянуться.

Занятие 10. Химические свойства древесины.

Дополнительный материал и интересные факты

Дерево-Айболит

В саванах Западной Африки растёт невысокое кустистое дерево с разветвлённым у земли стволом. Его называют саркоцефолюс. Это дерево сильно напоминает фармацевтический завод, в нём содержатся алколоиды способные убивать многие болезнетворные микробы. Сок же его готовое и очень радикальное лекарство против малярии, малокровия и дизентерии. Высушенная кора и корни известны под названием африканской хины. Как обезараживающее средство для присыпки ран. А жевачка из свежей коры снимает зубную боль. У африканцев это дерево в большом почёте.

Интересные факты

Данный материал (вопросы) можно использовать при составлении кроссвордов, викторин, в качестве занимательного, исследовательского, домашнего задания.

  1. Хвоя этого дерева не "вечная", хвоинки через каждые 7–9 лет опадают. (Ель)
  2. Плоды этого дерева употребляются для пищи и освещения жилищ. (Орех – свеча)
  3. Самое большое дерево на земном шаре обнаружен в Нагорном Карабахе. (Дерево-великан – платан)
  4. Крона раскидистая много вершинная, густая. (Тис ягодный)
  5. Древесина идёт на изготовление музыкальных инструментов. (Бук)
  6. Листья простые, цельные и часто обращены к лучам солнца узкой стороной. (Эвкалипт)
  7. Древесина представляет значительную ценность для пищевой тары, используется для экспорта. (Пихта)
  8. Древесина белая, мягкая, легко колется и режется. (Осина)
  9. Цветки мелкие, невзрачные, собранные в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. (Клён)
  10. Однородное строение, мягкая , легко режется, слабо коробится. (Липа)
  11. Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. (Лиственница)

Занятие 11. Свойства, характеризующие внешний вид древесины

Дополнительный материал и интересные факты

Железное дерево

Лиственное дерево высотой 14–25 м. Ствол иногда ветвится до самой земли, ветви часто укореняются и срастаются между собой и с ветвями соседних деревьев ( граба, клена и др. ). Кора у железного дерева серая, местами красновато-бурая, отслаивающаяся. Листья кожистые. Цветки без лепестков.
Плод – древенистая двустворчатая коробочка. Цветет до распускания листьев.
Железное дерево живет до 200 лет. Растет в реликтовых широколиственных лесах Азербайджана и северной части Ирана по берегам рек , ручьев на сильно увлажненной почве.
Древесина плотная тяжелая, розовая с коричневым оттенком.
Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий, декоративной фанеры.

Занятие 12. Влажность древесины

Материал для викторины

1. Дерево будущего. (Пихта)
2. Листья дерева, содержащие железо, выделяющие эфирные масла. (Эвкалипт)
3. Хвоя, молодые побеги, и кора какого дерева ядовиты. (Тис ягодный)
4. Из коры какого дерева можно построить дом, в котором поместится около 100 человек. (Секвойя)
5. Дерево, которое первое вырастет на пепелище после пожара. (Берёза)
6. Самое мягкое дерево на свете? (Альстопия спопулата)
7. Какое декоративное хвойное растение можно выращивать в комнатных условиях? (Кипарис)
8. Из чего была получена первая бумага? (Дуб)
9. Замечательное дерево, которое от хвои до корней используется человеком. (Сосна)
10. Дерево-экстрасенс. (Осина)
11. Медовое дерево. (Липа)

Занятие 13. Плотность древесины и ее проницаемость.

Проведение опроса в виде игры “Деревянная лихорадка”

Игра состоит из трех этапов, полуфинала и финала.
В первом этапе участие принимают все студенты. Задание № 1 – Дать понятия, термины к теме "Химические свойства древесины". Например, целлюлоза, лигнин, углерод и т.д. Ответы принимаются у того, кто первым поднял руку, но победитель будет тот, кто последним даст ответ (так же проходит второй и третий этапы). Задание № 2 – "Механические свойства древесины", задание № 3 – "Физические свойства древесины".
В полуфинале участвуют три человека. Задание № 4 – Перечислить недостатки и достоинства древесины.
В финале принимает участие один человек– победитель полуфинала. Задание № 5 – Привести строчки из песен, стихов о деревьях (например: 10 – 12).
Количество ответов, данные студентами, фиксируется и затем оценивается.

Занятие 23. Биологические повреждения, инородные включения.

Познавательная игра (контроль знаний студентов)

Методика проведения: Бригады по 4–5 человек выбирают номер карты 1, 2, 3 и т.д., знакомятся с заданием, затем, используя оборудование, образцы, макеты, стенды, раздаточный, справочный материал кабинета готовят ответ в течение 15–20 минут. Выступление каждой бригады в порядке очередности в зависимости от номера карты, время ограничено (4–5 минут), участвуют в ответе все члены бригады. Такой вид опроса позволяет проявить способности каждого студента, привлекает к работе всех, ответы получаются очень наглядными, емкими, содержательными. Оценку своей работы получают все.
При организации групповой деятельности соблюдается строго очерченное время деятельности, четко ограниченный объем деятельности, точно указанное место деятельности, определение основной роли всех участников группового дела, а так же предварительный подбор и подготовка средств и инструментов деятельности.

Карта 1

Вопрос: Макростроение древесины.
Порода: Ель.
Порядок работы:

1. Найти образцы древесины данной породы–(2 шт.).
2. Определить макропризнаки,
3. Описать макростроение древесины

Вывод:

Карта 2

Вопрос: Применение древесины.
Порода: Ель.
Порядок работы:

1. Область произрастания.
2. Применение.
3. Недостатки древесины ели.
4. Достоинства древесины ели.

Вывод:

Карта 3

Вопрос: Физические свойства древесины.
Порода: Ель.
Порядок работы:

1. Найти образцы древесины–(2 шт.).
2. Описать внешний вид по признакам.
3. Дать характеристику показателям физических свойств.

Вывод:

Карта 4

Вопрос: Влияние пороков на качество древесины.
Порода: Ель.
Порядок работы:

1. Найти образцы древесины с пороками.
2. Дать характеристику и оценить влияние пороков на качество древесины.

Вывод:

При групповой деятельности действует такое явление, как психологическое заражение и …заряжение; распределение функций производятся в согласии с индивидуальными склонностями и интересами; организованная групповая деятельность содержит взаимный контроль и стимулирование как внешнее воздействие.

Литература

1. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. Энциклопедия. – М.: ООО “Издательство ААСТ”, 2002 – 510 с.
2. Журнал “Лес и человек” 1985.
3. Журналы "Деревообрабатывающая промышленность". 1998–2007
4. Журналы “Дерево RU”
5. Газеты "Лесная промышленность".1998–2002
6. Мазуренко М.Т., Феоктистова Н.Ю. и др. Я познаю мир. Удивительные растения. Энциклопедия– М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 430 с.
7. Уголев Б.Н. Древесиноведение и лесное товароведение. Учебник для средн. проф. образования –М.: Издательский центр “Академия”, 2004 – 272 с.
8. http://www.vcom.ru/