Известное и неизвестное в мире животных

Разделы: Биология


Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры “Самый умный”. Реализуется в три этапа. На первом этапе участвуют все ученики класса, которые объединены в три группы, каждая из которых проходит индивидуально тестирование. В следующий тур выходят по 3 человека из каждой группы. Порядок старта, а соответственно и выбор категорий во втором туре определяется по дешифратору. В третий тур выходят три человека, последовательность старта и выбора категорий определяется по дешифратору.

Актуальность данной разработки состоит в том, что в ней представлены не только теоретические положения курса, но и привлечен дополнительный материал по предмету.

Эффективность занятия состоит в том, что предлагается игровая форма организации занятия, что наиболее близко данной возрастной категории детей. Особое внимание хотелось бы обратить на тот факт, что направлена она не только, и не столько, на формирование общеучебных умений и навыков, сколько на развитие детей.. Работая в данном режиме ребята не только повторяют изученный ими материал, но и расширяют свой кругозор, продолжают приобретать коммуникативные навыки, развивать понятийное, наглядно – образное мышление, чем формируют культуру интеллектуальной деятельности.

Предлагаемый вариант занятия из мультимедийного сопровождения имеет лишь электронную доску, на которой представляются последовательно категории второго и третьего тура, а также клавиатура телефона, по которой выполняется задание с дешифрацией. В данный момент идет разработка данного занятия с использованием персональных компьютеров на всех этапах игры (совместно с учителем информатики).

Учебно-методическое обеспечение:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.: ил.

Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7–8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология.– 5-е изд., перераб. и доп./Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: “Аванта +”, 2000. – 704 с.: ил.

Необходимое оборудование и материалы: электронная доска, тесты на бумажных носителях для проведения I тура.

Время реализации занятия: 70 минут (5 мин. – резерв)

Задачи занятия:

  • Образовательные:
    • Актуализировать основные знания обучающихся, которые они получили в 7 классе при изучении курса “Биология. Животные”.
    • Проверить усвоение ключевых понятий курса.
    • Совершенствовать знания обучающихся о Природе, её многообразии.
    • Формировать навыки работы с тестовой формой проверки знаний.
    • Формировать навыки презентации собственной точки зрения.
    • Совершенствовать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные:
    • Содействовать формированию такого мировоззренческого понятия, как причинно-следственные связи, многообразие Природы
    • Формировать естественно-научное мировоззрение
    • Формировать культуру совместной деятельности
  • Развивающие:
    • Развивать умение выделять главное, формулировать выводы
    • Развивать внимание обучающихся
    • Формировать умение преодолевать трудности
    • Обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний
    • Развивать воображение, память, внимание обучающихся
    • Развивать интеллектуальные способности детей
    • Обеспечить в ходе занятия развитие речи: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи в ходе решения образовательных задач: усиливать коммуникативные функции

Тип урока: интеллектуальная игра

Формы и методы обучения: презентация, выполнение заданий в тестовой форме, так и презентация индивидуальных ответов обучающихся

План занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Временная реализация

1

Организационный момент 4 минуты

2

Индивидуальная работа обучающихся:
  • Ответы на вопросы первого тура игры
10 минут

3

Обработка полученной информации
  • Выявление обучающихся, вышедших во второй тур*
6 минут (5 минут – резерв)*

4

Определение порядка старта полуфиналистов (дешифратор)
  • выполнение работы с использованием рисунка клавиатуры телефона
1–2 минуты

5

Работа полуфиналистов над вопросами категорий второго тура.
  • Использование электронной доски с категориями
15 минут

6

Динамическая пауза: игра “Мышка – лягушка” 5 минут

7

Определение порядка старта финалистов (дешифратор)
  • выполнение работы с использованием рисунка клавиатуры телефона
3–4 минуты

8

Работа финалистов над вопросами категорий третьего тура
  • Использование электронной доски с категориями
10 минут

9

Итоги занятия. Рефлексия. 3 минуты

10

Награждение. 4 минуты

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент: приветствие, представление, цель и особенности организации занятия, основные задачи, настрой на успех

2. Работа обучающихся над вопросами первого тура: данная работа предполагает обеспеченность каждого ребенка распечатанным вариантом теста (Приложение №1) (предварительно класс делится на три группы). Вначале ребятам предлагается пробный вопрос, а затем все одновременно выполняют тест, состоящий из 12 вопросов, на каждый из которых необходимо выбрать 1 ответ (после ответа всех обучающихся на 6 вопросов, в каждой группе осуществляется подведение промежуточных итогов). Ответы заносятся в именной бланк, которые собираются ассистентами и быстро обрабатываются.

3. Обработка полученной информации: после ответов на все вопросы в каждой группе выбираются по 3 человека, набравшие наибольшее количество баллов. Если детей больше трех, то проводится дополнительный тур*, состоящий из 4 вопросов

4. Определение порядка старта полуфиналистов (дешифратор): для этого учащимся предлагается определить название животного, относящегося к Классу Рептилии по следующим кнопкам клавиатуры телефона: 244422656 (Аллигатор). По мере выполнения работы участникам присваивается стартовый номер во втором туре.

5. Работа полуфиналистов над вопросами категорий второго тура: осуществляется в режиме работы с электронной доской, на которой представлены 9 категорий: “Тип Простейшие”; “Тип Кишечнополостные”, “Тип Членистоногие”, “Тип Кольчатые Черви”, “Тип Моллюски”, “Тип Хордовые”, “Класс Земноводные”, “Класс Птицы”, “Класс Млекопитающие” (Приложение №2). Обучающиеся выбирают категории в соответствии со своим стартовым номером. Время для работы с выбранной категорией – 1 минута. Необходимо дать наибольшее количество правильных ответов. В третий тур выходят три человека, набравшие максимальное количество баллов.

6. Динамическая пауза: Игра “Мышка – лягушка”

Цель упражнения: развитие интереса к совместным двигательным упражнениям, формирование культуры совместных действий.

Психологическое назначение: развитие внимания, умения понимать друг друга, умения общаться, сопереживать, помогать друг другу.

Здоровьесберегающее значение: эмоциональная разрядка, высокий уровень двигательной активности, отдых для глаз.

Описание работы: Дети должны встать в круг. По команде учителя “Мышка” (в это время учитель наклоняется и символически выпускает из рук на пол “мышку”), они должны её перепрыгнуть. По команде учителя “Лягушка” (в это время учитель символически передаёт из своих рук в руки детей “лягушку”), они должны её передать дальше по кругу.
Упражнение выполняется быстро, не дожидаясь полного круга передачи “лягушки” и перепрыгивания “мышки”, учитель попеременно транслирует данные звуковые и двигательные сигналы

7. Определение порядка старта финалистов (дешифратор). Детям предлагается определить название животного, зашифрованного следующими символами на клавиатуре телефона: 267355636446 (Археоптерикс)

8. Работа финалистов над вопросами категорий третьего тура: на электронной доске детям представлено цветовое табло из 36 клеток, где 6 номеров клеток имеют красный фон, 6 номеров – синий, 6 – зеленый (цветовая палитра – это вопросы категорий, которые заявили финалисты. Педагог заранее у всего класса выясняет, какая категория наиболее предпочтительна для каждого ученика). Отвечая правильно на вопросы своей категории, финалист получает 2 балла; отвечая правильно на вопросы категории соперника – 3 балла. Оставшиеся 18 клеток имеют белый фон и, отвечая правильно на вопросы этой категории, финалист может получить 1 балл. Ответ необходимо дать в течение 10 секунд. Победителем игры является тот, кто набрал большее количество баллов. Содержание вопросов тура приводятся в Приложении №3.

9. Итоги занятия. Рефлексия. Учитель подводит итоги игры, говоря о том, какое значение для ребят имеет интеллектуальная игра, какие возможности открываются перед ребятами, обучающимися в классе с естественно – научной ориентацией; насколько важно получение дополнительной информации из различных источников. А так же обучающимся предлагается ответить на такие вопросы: Что вам больше всего понравилось в игре? Чем она вам запомнилась? О чем вы расскажете дома?

10. Награждение: полуфиналистов; финалистов и чествование победителя (призы предоставляются классным руководителем).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3