Концепция воспитательной системы школы

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Характеристика школы.

В структуре региональных моделей образования школа № 48 г. Сочи представляет собой среднюю общеобразовательную школу.

Назначение школы: массовая социально доступная школа с общеобразовательными программами на уровне государственного стандартизированного минимума с включением дополнительных педагогических услуг.

Пояснительная записка.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломе, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжелом положении оказываются педагоги и работники образования. Они испытывают тройную психологическую нагрузку: во-первых, каждый из них просто человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет на себе; во-вторых, как государственный служащий, он должен оправдывать действия правительства; в-третьих, как гражданин, должен говорить правду взрослеющему человеку.

Так возникает проблема личностного, профессионального, гражданского самоопределения учителя, в конечном счёте, именно позиция учителя определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.

Для всех педагогов является истиной, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать, т.е. планировать.

Организация воспитательной работы в сельской муниципальной общеобразовательной школе № 48 имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как ученики ограничены в возможности выбирать объединение по интересам. Замкнутость социального партнерства, удаленность культурных центров от школы, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе. Именно школа становится основным очагом культуры на селе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экологических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.

1. Исходное состояние воспитательной системы.

1.1. Основные параметры образовательного учреждения.

Средняя школа № 48 является муниципальным образовательным учреждением г. Сочи, в котором обучается 110 учащихся. В школе создано 11 классов возрастной нормы.

В школе сложился профессиональный, компетентный и работоспособный педагогический коллектив.

Коллектив состоит из 15 учителей и 2 педагогов дополнительного образования. Из них 4 учителя имеют высшую категорию, 5 – первую квалификационную категорию, 5 – вторую квалификационную категорию.

В штат школы входят 0,5 ставки социального педагога

Школа расположена в двух маленьких одноэтажных зданиях. Они были построены в 1958 и 2005 годах.

Материально-техническая база включает: 6 кабинетов, гимнастический спортзал, спортивную площадку, библиотеку, буфет, компьютерный класс из 10 компьютеров, учебно-опытный пришкольный участок, закрепленный участок в 237 га в Сочинском национальном парке.

Школа и семья – два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Анализ социального положения показал, что в школе обучаются дети из самых разных семей:

  • колхозники, рабочие – 23,5%
  • служащие – 33,5%
  • частные предприниматели 4%
  • безработные – 39 %.

Весьма неоднороден состав семей и по материальному благополучию. Так, в школе учатся 13 % детей из многодетных семей; 13 % учеников проживает в неполных семьях; есть дети (3 человека), которых воспитывают опекуны. В школе обучаются дети разных национальностей:

  • русские – 30 %
  • армяне – 25 %
  • грузины – 15 %
  • греки – 15 %
  • другие национальности –15 %

Ступеньки педагогического мастерства коллектива отмечены почетными грамотами, дипломами, специальными премиями районного, городского и Всероссийского уровня.

1.2.Воспитательный потенциал школы и окружающей его среды.

Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

За последние годы произошли значительные изменения в организации и содержании воспитательной работы. С 1995 года приоритетным направлением воспитательной работы школы является – эколого-валеологическое. Экологическое образование и воспитание происходит через развитие творческих способностей детей, через функционирование:

1. Работу школьного лесничества “Самшит”, базовым хозяйством которого является Сочинский национальный парк.
2. Факультативного курса “Флора и фауна Кавказа”.
3. Факультативного курса “Лекарственные растения Сочинского национального парка”.
4. Работу творческого объединения – экологического театра “Первоцвет”.
5. Работу творческого объединения “Юный натуралист”.
6. Факультативного объединения “Лесоведение”
7. Учебный курс “Растениеводство”.

Для организации занятий по интересам созданы и работают творческие объединения: “Хор”, “Вокальная студия”, “Юный натуралист”, “Литературный салон”, “Экологический театр”, “Умелые ручки”, “Домоводство”.

Координирует работу объединений заместитель директора по воспитательной работе.

Расположение школы в горной, сельской местности, окруженной лесным массивом позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности Сочинского национального парка.

1.3. Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности образовательного учреждения.

К числу “сильных” сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет, следует отнести эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности, широкую сеть творческих объединений, опыт и традиции школы в экологическом воспитании и образовании.

Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей её активизации в современных условиях стала экологическая и деятельность школы.

Наиболее важные достижения работы:

  1. Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
  2. Разработана и осуществляется программа адаптации первоклассников и пятиклассников.
  3. Наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.
  4. Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, личностно ориентированной.
  5. Сформировалось лицо школы с индивидуальными, привлекательными и неповторимыми чертами.
  6. Разработана система организации летнего отдыха и трудоустройства школьников.
  7. Разработана программа каникул “Времена года”, 5 программ дополнительного образования, 3 факультативных программы, 1 учебный курс.

Однако, анализируя результаты учебно-воспитательной деятельности, администрация, педагогический коллектив выявляет следующие недостатки и проблемы;

  1. отсутствие системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся к самоутверждению, саморазвитию и самореализации;
  2. требует некоторых изменений организация самоуправления учащихся и система подготовки детей к организаторской деятельности;
  3. не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками, в процессе обучения и воспитания есть трудности в работе с неблагополучными семьями, детьми из этих семей.

Существование этих проблем и недостатков обуславливает потребность в моделировании и построение воспитательной системы.

Учитывая, что основным направлением школы является экологическое воспитание и образование, концепция воспитательной системы школы имеет название “Я – частица мироздания”.

2. Проектируемое состояние воспитательной системы школы.

2.1. Теоретико-методические основы воспитательной системы.

Теоретико-методологическую основу воспитательной системы школы составляют: педагогическая и научно-методическая литература; понятия и принципы системного подхода; технологии развивающего обучения с эколого-валеологической направленностью; научные положения о сущности и развитии воспитательной системы образовательного учреждения.

2.2. Ценностные ориентиры системы.

Антуан де Сент Экзюмпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, перелезть из него просто некуда”. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью “каждый хотел лучшего только для себя”.

Проблемы экологического состояния страны обусловили на наш взгляд, необходимость создания школы с эколого-валеологическим направлением.

ЦЕЛЬ воспитательной работы школы: формировать и реализовать потребности сельского воспитанника в когнитивном, этическом и эстетическом развитии, саморазвитии и самообразовании; воспитать гражданина, способного и желающего успешно трудиться, и прежде всего на селе; обеспечить образованность, общекультурный уровень развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося школы.

Данную цель можно конкретизировать в следующих ЗАДАЧАХ:

  1. Формировать у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства.
  2. Обучать учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.
  3. Формировать экологическое сознание, мировоззрение как внутренний регулятор поведения учащихся в окружающей среде.
  4. Развивать навыки, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии.
  5. Расширить деятельность родительского комитета школы; формировать субъектные позиции родительской общественности в работе как школы, так и классов, при проведении различных форм работы с семьей и детьми.
  6. Воспитывать личность, способную к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.
  7. Расширить систему психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.
  8. Развитие системы ученического самоуправления, обеспечивая включение администрации и учащихся школы в решение значимых для школы проблем, формируя социальную активность подрастающего поколения, способствуя развитию лидерства.

Школа малочисленная и в этом школьный коллектив видит свои преимущества. Ключевыми понятиями в воспитательной деятельности являются “Развитие”, “Творчество”, “Личность”, “Нравственность”, “Системность”, “Выбор”, “Доверие”.

Концепция воспитательной системы школы строится на принципах организации воспитательной работы в МОУ СОШ № 48 (Приложение 1)

2.3. Механизмы функционирования системы.

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением в развитии нашей школы. Основные принципы экологического образования: непрерывность, компетентность, системность, преемственность. Из этого следуют следующие функции воспитательной системы школы:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
  • интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и обучения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:

1. Обеспечение готовности личности учащегося и педагогов к самовыражению.
2. Формирование в школьном сообществе среды, содействующей самовыражению личности учащихся и педагогов.

Для малочисленной, отдаленной от центра города школы, мы выбрали смешанную модель экологического образования, включающую в себя интегрированные обязательные и факультативные курсы экологизированных учебных дисциплин, дополнительное образование, системы практической деятельности учащихся на природе.

Формирование экологической культуры личности – одна из главных задач воспитательной работы школы. В понятии экологическая культура выделяются следующие основные компоненты: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культура чувств.

В конечном итоге, целью экологического образования является создание условий для развития у учащихся практических навыков, способности к принятию обдуманных решений и выбору действий, которые будут способствовать улучшению качества окружающей среды и благосостоянию людей. Помимо роста осведомленности и озабоченности состоянием окружающей среды, учащиеся должны знать, что предпринять для защиты окружающей среды и как содействовать устойчивому использованию ресурсов – как в своем собственном образе жизни, так и через участие в принятии коллективных решений.

Вся работа по формированию экологической культуры личности школьника строится с учетом возраста ребят.

Для учащихся школы 1 ступени проводятся тематические беседы, экскурсии в лес, работает творческое объединение “Юный натуралист”, “Экологический театр”. Разработана программа каникул на учебный год “На пути к здоровой жизни”

Для учащихся школы 2 ступени включены в учебный план факультативные занятия по региональным программам 8–9-й класс – курс “Лесоведение”, 7-й класс “Зеленая аптека Сочинского национального парка”, “Флора и фауна Кавказа”, “Растениеводство” для 5–7-х классов, способствующих формированию знаний, умений и навыков учащегося в области охраны, использования и воспроизводства лесных богатств.

Содержание экологического образования включает в себя обобщённые формы знания по таким предметам, как биология, физика, химия, география и рассматривает наряду с научными, эстетические (музыка, живопись) нравственные, правовые (история, основы государства и права) стороны отношения общества и отдельного человека к природе.

Введение новых учебных курсов, не входящих в базисный план, факультативных занятий, спецкурсов, установление творческих связей с учреждениями культуры, дополнительного образования, позволяет активизировать воспитательный процесс.

2.4. Этапы построения воспитательной системы.

В процессе построения воспитательной системы сельской школы “будущего” определено 4 этапа: I этап – подготовительный, II этап – проектно-диагностический, III этап практический, IV этап обобщающий, которые составляют календарный план воспитательной системы (Приложение 2).

2.5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Для исследования эффективности воспитательной системы школы, целесообразно использовать следующие критерии:

1) Сформированность основ экологической культуры, предполагающей экологическое мировоззрение личности.
2) Воспитанность учащихся.
3) Компетентность в формировании навыков межличностного общения, решения конфликтных ситуаций.

3. Свойства и качества ребёнка, которые легли в основу эталона для определения показателя сформированности его экологической культуры:

  1. Знание экологических проблем современности.
  2. Знание теоретических основ охраны природы.
  3. Знание организации охраны природы в Р.Ф. и Кавказа.
  4. Интерес к экологическим проблемам современности.
  5. Умение оформить реферат, отчёт, научно-исследовательскую работу.
  6. Умение подготовить тезисы для своего выступления (на заседаниях кружка, факультатива).
  7. Умение дать анализ причин экологически отрицательных явлений и их последствий.
  8. Умение дать экологическую оценку состояния окружающей среды.
  9. Умение фиксировать результаты наблюдений опытов и экспериментов в природной среде.
  10. Умение заготовить и фиксировать объём без ущерба для природы.
  11. Проявление социально-экологической активности (участие в работе штабов, музеев, классов, в природоохранных операциях, экспедициях, походах, эколагерях и т.д.).
  12. Экологический самоконтроль личности.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методы, как: анкетирование, практическая работа на закрепленных участках леса, экоуроки с выездом на объекты изучения, викторины, экомуравейники, выставки рисунков, поделок, открытие и разработка экологических троп, участие в экологических фестивалях и смотрах, отслеживание дальнейшего выбора профессии выпускниками школы, тестирование (“Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе” А. А. Андреева, “Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в ОУ” и т.д.).

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии экологической культуры личности учащегося, уровне педагогической культуры, сформированности классного коллектива, развитии педагогического коллектива, удовлетворенности родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.

Выборку испытуемых в процессе исследования эффективности воспитательной системы могут составить учащиеся 3–11-х классов.

Результатом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников можно считать формирование высокого уровня экологической культуры, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности.