Развитие способности к самопознанию у младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Впервые вопросы «Кто я? Какой я? Что я могу?» обычно возникают у человека в подростковом возрасте. Однако уже в младшем школьном возрасте многие дети просят своих родителей рассказать о том, какими они были в раннем детстве. «А вы хотите прочитать книгу о себе?» – впервые спросила я второклассников 14 лет назад. Со смешанным чувством удивления и радости они ответили: «Да!», и мы начали работу над «Книгой о том, кто я такой».

Содержание книги иногда изменялось, расширялось. Это происходило каждый раз, когда дети сами предлагали новые темы. Сейчас «Книга» состоит из двух частей. Часть первая – «Кто я такой, и что мне нравится», в ней каждый ребёнок пишет всё о себе, о том, что он любит, что не любит, что может, умеет делать, о своих чувствах, о чём мечтает, о чём хочет узнать. В главе «Дни моей жизни» описывается распорядок обычного дня, выходного, каникулярного. Такие детали, которые на первый взгляд могут показаться мелкими, незначительными, по прошествии лет 10, а то и больше, могут оказаться очень интересными и трогательными.

Если об этом ребёнок может написать самостоятельно, то при написании первой главы «Моё рождение» без помощи родителей не обойтись (т.к. этот момент ребёнок «не помнит»). Беседа ребёнка с родителями на эту тему положительно сказывается на их взаимоотношениях, особенно в тех семьях, где эмоциональные контакты нарушены. Какой это был день недели, какая была погода, какие события в жизни города, страны, семьи произошли в этот день? Почему дали такое имя?

Но большую трудность вызывает последняя глава этой части, в которой ребёнок задумывается над вопросом: «Что мне нравится в самом себе, а что я хотел бы изменить».Практика показывает, что дети легко могут назвать свои недостатки, но достоинства… Тогда я предлагаю детям обратиться за помощью к своим друзьям, одноклассникам. Таким образом, эта работа позволяет откорректировать самооценку ребёнка, повысить или понизить её, но в любом случае приблизить к адекватной.

В процессе работы над «Книгой» дети совершают открытие своего «Я». Именно здесь многие, пожалуй, впервые задумываются над поставленными вопросами, у кого-то с этого момента начинается процесс самопознания. И чем раньше он начнётся, тем раньше человек станет находить ответы на вопросы о себе. Возможно, это поможет ему в будущем избежать многих проблем личностного развития, реализовать весь свой потенциал через самоактуализацию. А необходимым условием самоактуализации, по мнению Маслоу, является нахождение человеком верного представления о самом себе.

Часть вторая называется «Как я живу рядом с другими». Уже по названию понятно, что в этой части ребёнок рассказывает о своих родных, друзьях, одноклассниках, учителях и даже о своих питомцах, домашних животных, а также о себе в контексте взаимоотношений с окружающими.

Начинается вторая часть рассказом о своей семье, а в качестве иллюстрации к главе – рисунок «Моя семья». По желанию дети рисуют портрет семьи или так, чтобы все члены семьи были чем-нибудь заняты. Эта глава, а особенно рисунок, являются очень информативными для родителей, поскольку как в зеркале отражают состояние семьи, уровень её психологического благополучия.

В заключительной главе дети задумываются о своём будущем. Ответ на вопрос «Кем и каким я хочу стать» дополняет образ своего «Я».

Таким образом, создавая книгу о себе, младшие школьники осваивают процесс самопознания, смысл которого можно представит в виде цепочки: познать себя – понять – принять – развивать себя во взаимодействии с окружающими людьми, с реальностью окружающего мира.

Тематический план

№ занятия

Тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Оформление титульного листа. Автопортрет. Ладонь.

Часть I . Кто я такой и что мне нравится. Глава 1. Моё рождение.

Глава 2. Дни моей жизни.

Глава 3. Дом, в котором я живу.

Глава 4. Что я люблю.

Глава 5. Что я не люблю.

Глава 6. Что я могу, умею.

Глава 7. Я – ученик.

Глава 8. Мои мечты.

Глава 9. О моих чувствах.

Глава 10. О чём я хочу узнать.

Глава 11. Кто я? Какой я?

Часть II . Как я живу рядом с другими. Глава 1. Моя семья.

Глава 2. Мои питомцы.

Глава 3. Мой класс.

Глава 4. Мои друзья.

Глава 5. Моё будущее.

Цитаты из книг

  • Я родился 9 ноября 1994 года, среда, дождь, на утро ударил мороз.
  • Я родилась в 1988 году 28 августа в 9.00. Весила 3 кг 100гр. Я очень счастлива, что родилась на этот свет, и что Бог дал мне жизнь.
  • Я родился в городе Томске. У меня были светлые волосы, но их было мало.
  • Я родился июня 11 1994 г. рано-рано утром, без двадцати шесть.
  • У меня есть и мама, и папа. Я очень горжусь ими.
  • Моей маме 28 лет, но все говорят, что ей 20.
  • Я люблю своих маму, папу, своего кота, мультики, играть и всех родственников.
  • Мне нравится, что возле моего дома есть горка. Мне не нравится, что возле горки есть помойка.
  • В каникулы я люблю погулять и гуляю так, что прихожу домой как снеговик.
  • Мне нравится, что в школе есть спортзал, что она двухэтажная, но всего больше мне нравится, что в нашей школе хорошие учителя.
  • Я люблю свою маму, ходить в разные рестораны и есть мороженое. Мне нравится ездить на велосипеде. Я люблю ходить в школу. Люблю борщ. Люблю всех людей на свете.
  • Я не люблю, когда на меня кричат, не люблю манную кашу, вставать рано.
  • Я люблю маму, бабушку. Я люблю Олега Газманова.
  • Я не люблю рано вставать, не люблю холодную погоду, не люблю сидеть дома.
  • Я люблю гулять под дождём.
  • Я умею плавать, кататься на велосипеде, писать, дрессировать кота, бегать, прыгать, могу спать, варить толчёнку и есть пельмени.
  • Я умею очень быстро бегать, я могу очень быстро познакомиться. Я умею подогревать еду, стоять на руках и иногда делать сальто.
  • Мне хорошо, когда со мной мама. Мне грустно, когда иду в школу один. Я огорчаюсь, когда маме всё равно.
  • Мне грустно, когда уходит лето. Мне хорошо, когда мама меня ласкает.
  • Мне хорошо, когда в доме у меня чисто. Мне грустно, когда я одна. Я чувствую себя глупо, когда делаю что-то не так. Я ещё никогда не гордилась собой и один раз хочу попробовать.
  • Я огорчаюсь, когда папа не дослушивает меня и начинает свой разговор.
  • Я мечтаю быть музыкантом. Я хочу, чтобы никто не ругался. Если б у меня была волшебная палочка, я бы сделал весь мир красивым и душистым.
  • Я не хочу в армию, я хочу в институт.
  • Я хочу, чтобы мне купили компьютер, чтобы все жили дружно, чтоб никто не курил.
  • Если спросят меня, что я за человек, то я отвечу: «По профессии я русская, по характеру – не очень».
  • В нашей семье 4 человека: мама, папа, брат и я. Мама работает на заводе, папа сидит дома. Брат любит гулять. Я очень люблю получать дипломы.
  • В нашей семье 5 человек. Мою маму зовут Коваленко Светлана Валерьевна, моего папу зовут Коваленко Владимир Николаевич, моего кота зовут Коваленко Мурзик…
  • Я хочу узнать, когда вымерли динозавры. Я хочу узнать, сколько галактик существует, почему нельзя дышать под водой, почему люди не имеют сверхъестественных способностей.
  • Если б у меня была волшебная палочка, я бы сделала так, чтобы никто не умирал, и я бы умела летать, как птица.
  • Когда я вырасту, я буду фрезеровщиком.
  • Когда я вырасту, хочу стать умной. Желаю себе в будущем стать богатой.
  • Когда мне будет 18-20 лет, я себе желаю не пить спиртные напитки, не курить, потому что в сигаретах никотин, и вообще, это всё вредно.
  • Когда я буду взрослым, у меня будет время отдохнуть.
  • На следующий год мне исполнится 9 лет. Желаю себе в новом году счастья и много любви.